Приложение N 3

к приказу Минсельхоза России

от 19 октября 2017 г. N 524

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ПРОДУКЦИИ ЗЕРНОПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ

ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДО 2020 ГОДА (ЗРП100)

Россия в последнее время входит в топ-10 стран - лидеров по экспорту мучной продукции. Основная доля в общем объеме экспорта принадлежит пшеничной и ржано-пшеничной муке, которые являются продуктами механической переработки. При этом Россия поставляет на экспортный рынок около 6% от общего производства пшеничной и пшенично-ржаной муки. Основными партнерами российской муки являются Монголия, Абхазия, Молдова, Таджикистан.

Для России китайский рынок является перспективным, в этом направлении российские компании экспортируют пшеничную муку без каких-либо льгот и квот, что ведет к ввозной пошлине 65%, плюс ввозной НДС 13%, итого - 78%, а льготные варианты используют китайские компании, тем самым создавая "серый" рынок и ограничивая официальный российский экспорт. Существуют другие схемы экспорта пшеничной муки в Китай, в том числе ввоз в приграничные свободно-экономические зоны (без права дальнейшей перевозки в другие районы Китая.) с ввозной пошлиной 5% и ввоз в Китай по квотам, представляемым отдельным государственным компаниям - ввозная пошлина 5%, плюс ввозной НДС 13% (итого 18%).

Количество крытых вагонов в Российской Федерации, в которых в основном перевозится мука на экспорт, до станций перехода и портов, достаточно, но качество для экспортных перевозок не соответствует на все вагоны, подаваемые под погрузку. В среднем приходится отбраковывать 25 - 30% вагонов, а в отдельных случаях до 50%. На следующем круге все повторяется. При этом вагоны подаются с различных станций удаленностью до нескольких тысяч километров. Экспортер вынужден терять время и деньги при отгрузке, а некачественные вагоны порожняком катаются по стране.

Это вызвано тем, что ни РЖД, ни собственники вагонов, ни экспедиторы в большинстве случаев не владеют информацией о техническом состоянии вагонов. Ранее в СССР номера крытых вагонов для экспорта начинались на цифру "5", и за их состоянием особо следили, а для внутренних перевозок - на цифру "2".

Во всем мире основой логистики являются контейнерные перевозки. В России контейнерная инфраструктура практически не развита. Например, в Алтайском крае единственной полноценно функционирующей контейнерной станцией является станция Барнаул, при этом предприятия зернопереработки расположены в удаленных районах Алтайского края. Это усложняет возможность отправки на экспорт одного контейнера. Смешанные отправки с использованием вагонов приводят к многочисленным повреждениям продукции во время перевалки. Отсутствие эффективной экспортно-ориентированной контейнерной инфраструктуры в портах также не способствует развитию взаимоотношений со странами АТР.

При экспорте муки в страны дальнего зарубежья для дальнейшей ее реализации в торговых сетях и магазинах необходима мелкая фасовка в качественной упаковке, которая на внутреннем российском рынке не требуется. Стоимость одного комплекта оборудования составляет до 20 млн руб.

Для расчетов можно принять общее количество российских экспортеров - 20. Соответственно - 400 млн руб. по этому пункту.

Для осуществления экспорта крайне желательны регистрация и защита товарного знака. Актуально это для Китая. Стоимость сертификации и защиты товарного знака достигает 500 тыс. руб.

Для расчетов можно принять общее количество российских экспортеров - 20. Соответственно - 10 млн руб. по этому пункту.

Для осуществления экспорта необходим сертификат происхождения, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации. Стоимость одного сертификата достигает 20 тыс. руб., что является достаточно высокой ценой. При небольших объемах одной поставки, которых большинство, затраты на сертификат происхождения достигают 3 - 5% от стоимости сделки, что сопоставимо с рентабельностью сделки.

Для Индонезии необходимо проходить сертификацию (для одного импортера) раз в 4 года при ежегодном подтверждении. Расходы на один сертификат составляют 1,5 - 2 млн руб.

В некоторых других странах, так или иначе, необходимы расходы на допуск к ввозу пшеничной муки.

Все российские банки, ссылаясь на рекомендации FATF (Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ), отказываются оформлять сделки по поставкам муки в КНДР.

По данному вопросу существуют позиции Центрального Банка Российской Федерации, МИДа России, Министерства экономического развития Российской Федерации о том, что факт участия северокорейской компании во внешнеэкономической сделке не является основанием для отказа со стороны уполномоченных банков в оформлении паспортов сделки, если в отношении этой компании или ее руководителей нет прямых санкционных указаний в законодательстве Российской Федерации и Рекомендациях FATF: "Экспорт пшеничной муки по линии СМР в рамках двустороннего сотрудничества" и "Экспорт пшеничной муки по линии СМР ООН".

На сегодняшний день основной объем поставок гуманитарной помощи в мире (по линии содействия международному развитию (СМР) осуществляется Всемирной Продовольственной Программой ООН (ВПП ООН). Объем пшеничной муки, поставляемой ВПП ООН, составляет несколько сот тысяч тонн ежегодно. Бюджет ВПП ООН формируется за счет средств стран-доноров. Ежегодный взнос Российской Федерации в ВПП ООН составляет несколько десятков миллионов долл. США. Страны-доноры, в том числе Россия, имеют право, и Россия этим правом пользуется, определять и согласовывать страны получения гуманитарной помощи, номенклатуру продукции и страну происхождения. При схеме работы через ВПП ООН в среднем 50% от размера донорского взноса идет на нужды самой ВПП ООН и внутреннюю логистику в странах получателей помощи. В отдельных странах эта доля выше, например, в Афганистане она составляет до 80%.

В случае гуманитарных поставок по линии двустороннего сотрудничества эффективность использования денежных средств (количество тонн за сумму средств) может повыситься в 2 раза.

Казахстан находится на 2-ом месте в мире по экспорту пшеничной муки после Турции. Этому способствует активная позиция казахских переработчиков и экспортеров и государственная поддержка экспорта продуктов переработки.

В настоящее время в российских портах крайне неохотно берутся за осуществление перевалки муки на суда балком (навалом). Это связано с отсутствием помещений для временного хранения и накопления судовой партии, отсутствием или слабо развитой технологией погрузки мешковых грузов на суда.