Приложение N 2

к приказу Минсельхоза России

от 19 октября 2017 г. N 524

ПРОГРАММА

РАЗВИТИЯ ЭКСПОРТА ЗЕРНОВОЙ ПРОДУКЦИИ ДО 2020 ГОДА (ЗЕР100)

В настоящее время производство зерна в Российской Федерации полностью обеспечивает внутреннее потребление и создает значительный экспортный потенциал. При этом в условиях умеренного роста объемов потребления муки и крупы, потребления на производство комбикормов и развития глубокой переработки экспорт зерна является основным драйвером развития отрасли и поддержания ее инвестиционной привлекательности. География экспорта российского зерна охватывает свыше 100 стран. Традиционными потребителями российского зерна выступают страны Ближнего Востока и Африки, однако в последние годы поставки зерна из Российской Федерации осуществляются и в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, и Южную Америку.

Экспорт зерновых стал одним из важнейших экономических инструментов внешней политики, признаком растущего влияния Российской Федерации. Для многих стран, таких, как Египет, Турция, Азербайджан и ряда других, российская пшеница является основой продовольственного обеспечения местного населения. При этом на международном рынке зерна наблюдается тенденция к увеличению конкуренции за счет выхода на эти рынки таких новых стран, как Румыния, Польша, страны Прибалтики.

В мире сохраняется устойчивый тренд на рост спроса на зерно, в первую очередь, со стороны стран Азии и Африки, производство которых ограничено земельными и водными ресурсами. Глобальные факторы, определяющие развитие мирового рынка зерновых и зернобобовых культур: рост населения Земли до 8,5 млрд человек к 2030 году и растущая степень урбанизации (50% населения в настоящее время, до 70% населения в 2050 году), рост глобального потребления продуктов питания и увеличение потребления животного белка - влекут за собой рост потребления зерна на кормовые цели. Опережающий рост объемов мировой торговли, по сравнению с уровнем производства, приведет к росту потребности в зерновых и зернобобовых культурах. Это формирует потенциальные возможности для расширения экспорта зерна. В структуре экспорта основными культурами остаются пшеница, ячмень, при этом наиболее динамичный рост поставок придется на кукурузу и зернобобовые культуры.

Вместе с тем достижение этих показателей при сохранении ряда внутренних и внешних проблем является проблематичным, что предопределяет необходимость разработки специальной отраслевой программы поддержки экспорта зерновых и зернобобовых культур. Необходимо создание кластеров по производству зерновых товаров с заданными показателями качества исходя из фитосанитарных требований и норм приоритетных стран-импортеров. Для этого необходимы инвестиции в части развития производства, поставок современной техники и технологий и др. Эти вопросы должны быть учтены в соответствующих разделах Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 г. N 717 (далее - Госпрограмма). Такие зерновые кластеры, как правило, не являются жестко ориентированными на одну из стран-импортеров, независимо от масштабов потенциального экспорта, а формируют универсальные товарные ресурсы для различных потребителей, что снизит риски зависимости и позволит повысить эффективность экспорта.

Для увеличения объемов экспортной перевалки зерновых культур сегодня существуют ограничивающие логистические факторы в части возможности эффективной конкуренции при перевозках сельскохозяйственной продукции железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. Так, не все действующие терминалы обеспечены сообщением с железной дорогой, что существенно сдерживает возможности по перевалке зерновых грузов, которые идут из отдаленных зернопроизводящих регионов. Недостаточная пропускная способность автодорог, примыкающих к портовым и сухопутным железнодорожным терминалам, снижает объемы перевозок зерна и ведет к росту тарифов. Таким образом, даже существующие перевалочные мощности периодически простаивают. Для обеспечения динамичного развития зернового комплекса необходимо подсоединение к железнодорожной инфраструктуре общего пользования действующих и строящихся терминалов с учетом пропускной способности автомобильных дорог, примыкающих к портовым и сухопутным железнодорожным терминалам, что должно быть предусмотрено в Транспортной стратегии Российской Федерации. Также необходимо оптимизировать железнодорожные тарифы и увеличить автопарк.

Серьезной проблемой является хранение зерна в устарелых хранилищах, которое может приводить к потерям собранного урожая в объеме до 10%, к снижению его качества, и необходимым условием развития экспорта является как увеличение мощностей хранения зерна, так и их качественная модернизация. Для целей развития экспорта требуется создание крупных перевалочных зерновых терминалов, которые будут формировать товарные партии для поставок в экспортные порты и сухопутные погранпереходы.

Рост экспорта требует существенного наращивания имеющихся мощностей и создания новых портовых терминалов исходя из перспективных потребностей. При этом необходимо создание новых терминалов на границе с Китаем и портах Дальнего Востока суммарной мощностью не менее 3 - 8 млн тонн, расширение мощностей в Азово-Черноморском бассейне до 40 - 45 млн тонн, создание современных мощностей в Балтийском бассейне мощностью не менее 1 млн тонн к 2020 году. Также существенный рост экспорта, в том числе транзитом через Иран в Персидский залив, обеспечит формирование железнодорожного коридора Север-Юг с выходом к порту Бендер-Аббас.

Необходимо снять внутренние административные барьеры со стороны контрольно-надзорных органов, которые могут свести на "нет" все усилия по продвижению зерновой продукции. Решение должно быть комплексным и системным, направленным на минимизацию внутренних барьеров и переход к оценке работы контрольно-надзорных органов от количества ограничений и суммы штрафов к единому критерию - росту экспортных поставок. Такой подход не только снизит нагрузку внутри страны на экспортеров, но и ориентирует контрольно-надзорные органы на более активную позицию при проведении переговоров с партнерами из стран-импортеров. Необходимо отметить, что общемировой тенденцией является эскалация фитосанитарных требований, и программа предполагает активные действия Россельхознадзора, а также всех органов власти и торговых представительств, направленные на сокращение санитарных, фитосанитарных и технических барьеров, которые ограничивают или угрожают экспорту продукции АПК.