к приказу Минсельхоза России
от 19 октября 2017 г. N 524
Начиная с 2016 года уровень производства сахара в Российской Федерации превысил уровень внутреннего потребления более чем на 500 тыс. тонн, что в сезоне 2016/2017 годов сформировало экспортный потенциал.
Производство сахара из сахарной свеклы носит сезонный характер, и имеющийся профицит на внутреннем рынке приводит к высокой ценовой волатильности, которая в течение сезона может достигать 30 и более процентов.
В этих условиях экспорт излишков сахара является важнейшим фактором сохранения доходности и поддержания инвестиционной привлекательности отрасли.
По данным ФТС России и железнодорожной статистики, за период август 2016 - июль 2017 годов экспортировано более 339 тыс. тонн сахара, что подтверждает конкурентоспособность российского сахара на рынках прежде всего стран СНГ. Основные страны-импортеры: Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Азербайджан.
Росту экспорта также способствовало наличие дефицита сахара в мире по итогам прошедшего сезона на уровне до 5 млн тонн и благоприятная конъюнктура цен на мировом рынке сахара.
Сегодня российский сахар экспортируется в основном железнодорожным транспортом. Этому способствует минимальный объем железнодорожной перевозки, который составляет 67 тонн, в то время как минимальный объем судовой партии составляет 5 000 тонн.
Сохранение и увеличение объемов экспорта российского сахара, жома и мелассы невозможно без разработки специальной отраслевой программы поддержки экспорта сахара и побочной продукции.
Программа должна стимулировать создание транспортно-логистической инфраструктуры на главных направлениях экспорта, которые могут использоваться для вывоза широкого ассортимента продукции АПК в направлениях группы стран-импортеров, независимо от масштабов потенциального экспорта. Такой подход позволит повысить эффективность экспорта.
Для увеличения объемов экспортной перевалки сахара и продуктов его переработки сегодня существуют ограничивающие логистические факторы в части возможности эффективной конкуренции при перевозках сельскохозяйственной продукции железнодорожным, водным и автомобильным транспортом. Так, в большинстве портов Черного и Каспийского морей существует жесткое ограничение на минимальный объем судовой партии (не менее 5 000 тонн), вследствие чего производители теряют гибкость при принятии решения о поставках сахара за рубеж. Исходя из изложенного, необходимо развить логистические системы агропромышленного комплекса так, чтобы производители имели возможность экспортировать сахар в необходимых объемах.
Серьезной проблемой является недостаток мощностей по хранению сахара в российских экспортных терминалах на Балтике (Усть-Луга, Калининград, Санкт-Петербург и т.д.). При этом необходимо сбалансированное развитие складских мощностей и в затратном плане: для стимулирования экспорта сахара требуется снижение ставок по перевалке и хранению продукции АПК на экспорт.
В целях роста экспорта побочной продукции сахаропроизводства необходимо сделать торговлю мелассой и свекловичным жомом более доступной с точки зрения объемов и рентабельности. В частности, требуется решить проблему с весовым контролем при перевозках мелассы в автомобильных цистернах с разрешенной массой в 12 тонн, что недостаточно в условиях увеличения экспорта. В целях роста экспорта побочной продукции сахаропроизводства необходимо сделать торговлю мелассой и свекловичным жомом более доступной с точки зрения объемов и рентабельности.
Кроме того, если говорить о железнодорожных перевозках, необходимо увеличить количество специализированных железнодорожных цистерн для перевозки мелассы, а также отменить ограничения, связанные с пропуском вагонов с жомом в направлении портов Латвии,
Рекомендуется снятие внутренних административных барьеров со стороны контрольно-надзорных органов, которые могут свести на "нет" все усилия по развитию экспорта свеклосахарной продукции АПК. Решение должно быть комплексным и системным, направленным на минимизацию внутренних барьеров, а также переход к оценке работы контрольно-надзорных органов от количества ограничений и суммы штрафов к росту экспортных поставок. Такой подход не только снизит нагрузку внутри страны на экспортеров, но и ориентирует контрольно-надзорные органы на более активную позицию при проведении переговоров с партнерами из стран-импортеров. Необходимо отметить, что общемировой тенденцией является эскалация фитосанитарных требований. Программа предполагает активные действия Россельхознадзора, а также всех органов власти и торговых представительств, направленные на лоббирование снятия санитарных, фитосанитарных и технических барьеров, которые ограничивают или угрожают экспорту из России продукции, а результатом должно быть открытие рынка.
Учитывая различный уровень экономических отношений и степень закрепления на рынках целевых стран, экспортная программа преследует следующие цели:
- сохранение и усиление позиций на традиционных рынках сбыта, что предполагает показ новых возможностей поставок по различным видам товаров, условиям экспорта и др.;
- развитие экспорта сахара на новых для России рынках;
- развитие экспорта побочных продуктов переработки сахара.
Для усиления позиций на целевых рынках предусмотрены следующие мероприятия:
1. Формирование специальных программ поддержки экспорта путем предоставления гарантий по экспортным кредитам и бонусов для продвижения экспорта продукции сельского хозяйства по аналогии с международными программами США по продовольственной "помощи", такими, как PL-480 или GSM-102. При этом гарантии государства должны покрывать не менее 75% (в США до 92%) стоимости экспортного контракта. Такой подход позволит активно выходить на новые рискованные рынки и оказывать стимулирующее воздействие на импортеров для закупок, при этом появляется возможность отказа от дисконта при поставках (для выхода на новые рынки дисконт составляет от 10% до 20%). Данное мероприятие может реализовываться в форме гарантий платежей в случае, если российские банки предоставляют кредиты зарубежным банкам для финансирования закупки сельскохозяйственных товаров России. Это будет дополнять созданную в рамках АО "Российский экспортный центр" (далее - РЭЦ) разветвленную систему финансовой поддержки и страхования экспортных контрактов.
2. Разработка гармонизированных международных экспортных стандартов на ключевые виды продуктов сельскохозяйственного экспорта из России.
3. Создание специальной программы финансирования и поставок образцов сельскохозяйственной продукции для потенциальных клиентов за рубежом, что будет дополнять мероприятия РЭЦ по поддержке сертификации объектов потенциального экспорта.
4. Программа вхождения на развивающиеся рынки, которая предполагает государственные гарантии и прямое финансирование в сфере технического содействия для продвижения сельскохозяйственных товаров России на новые рынки. Как правило, во многих странах-покупателях слабо развита инфраструктура для переработки сельскохозяйственного сырья. В этой ситуации финансирование строительства объектов логистической инфраструктуры на территории стран-импортеров, которые будут находиться в собственности или управлении российских компаний. Это позволит создать благоприятные условия для накопления ресурсов, для их последующей продажи по ценам внутреннего рынка стран-импортеров, которые существенно выше экспортных цен. Такие объекты желательно размещать в портовой зоне в районе сухопутных погранпереходов. Также в этой зоне могут размещаться небольшие предприятия по переработке поставляемого из России сырья (предприятия по фасовке сахара, рафинированию и бутилированию растительного масла, производству круп и др.). Мощности этих предприятий должны быть относительно небольшими, чтобы не вызывать конфликт интересов с местными переработчиками. Необходимо предусмотреть содействие РЭЦ и оказание им услуг по формированию основного капитала таких предприятий, предусматривая последующую продажу этой доли сторонним (российским или местным, включая государство, инвесторам). Функционирование предприятий будет вестись в рамках зон свободной торговли, что позволит минимизировать текущие таможенные выплаты. Также возможно создание другой группы предприятий по переработке для последующей поставки готовой продукции в сопредельные страны. Одним из инструментов продвижения таких подходов может стать создание в рамках таких проектов производственных мощностей по переработке сырья и формирования ресурсов для содействия странам региона в обеспечении продовольствием при возникновении чрезвычайных ситуаций.
5. Поддержка конгрессных мероприятий. Работа по информированию компаний АПК о возможностях экспорта сведена к созданию центров консультационной поддержки. Однако, она ориентирована на российских участников и по факту уже ведется РЭЦ, необходимо ее акцентировать и реализовывать совместно.
6. Освоение новых направлений зачастую сопряжено с трудностями для российского экспорта сахара - высокий уровень конкуренции с производителями тростникового сахара, риски неисполнения обязательств покупателями, политические риски и т.д., что требует определенной поддержки со стороны государства, в первую очередь, путем активной информационно-разъяснительной работы как с государственными органами стран-импортеров, так и с потенциальными покупателями.
Наиболее эффективна поддержка конгрессных мероприятий по отдельным видам товаров, организованных и проводимых на коммерческой основе. Целесообразно при проведении крупных международных мероприятий (исключительно за рубежом) предусмотреть финансовую поддержку их проведения в части полной компенсации организационного взноса по определенному кругу иностранных участников, а также российских и местных государственных органов.
- Основные источники финансирования
- Локальная отраслевая программа: САХ1
- Локальная отраслевая программа: САХ2
- Локальная отраслевая программа: САХ3
- Локальная отраслевая программа: САХ4
- Локальная отраслевая программа: САХ5
- Локальная отраслевая программа: САХ6
- Локальная отраслевая программа: САХ7
- Локальная отраслевая программа: САХ8
- Локальная отраслевая программа: САХ9
- Локальная отраслевая программа: САХ10
- Локальная отраслевая программа: САХ11
- Локальная отраслевая программа: САХ12
- Локальная отраслевая программа: САХ13
- Локальная отраслевая программа: САХ14
- Локальная отраслевая программа: САХ15
- Локальная отраслевая программа: САХ16
- Локальная отраслевая программа: САХ17
- Локальная отраслевая программа: САХ18
- Локальная отраслевая программа: САХ19
- Локальная отраслевая программа: САХ20
- Локальная отраслевая программа: САХ21
- Локальная отраслевая программа: САХ22
- Локальная отраслевая программа: САХ23
- Локальная отраслевая программа: САХ24
- Локальная отраслевая программа: САХ25
- Локальная отраслевая программа: САХ26
- Локальная отраслевая программа: САХ27
- Локальная отраслевая программа: САХ28
- Локальная отраслевая программа: САХ29
- Локальная отраслевая программа: САХ30
- Локальная отраслевая программа: САХ31
- Локальная отраслевая программа: САХ32
- Локальная отраслевая программа: САХ33
- Локальная отраслевая программа: САХ34
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей