V. Основные принципы безопасности, реализуемые при проектировании космического аппарата с ядерным реактором

V. Основные принципы безопасности,

реализуемые при проектировании космического аппарата

с ядерным реактором

115. Выбор схем, конструкций, параметров, характеристик и режимов работы КА с ЯР должен производиться при проектировании, с учетом особенностей его функционирования и функционирования ЯЭУ.

116. Проектные решения ЯЭУ КА и КА с ЯР должны удовлетворять требованиям глав I - III настоящих Общих положений и федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

117. Проектные и технические решения по СВБ должны быть приняты на основе результатов анализа возможных отказов этих систем и оценки их последствий, а также результатов анализа надежности управляющих систем.

118. В проекте КА с ЯР должна быть определена необходимая для этого КА космическая инфраструктура и разработаны требования к объектам этой инфраструктуры, которые обеспечивают безопасные строительство и эксплуатацию КА с ЯР.

119. В проекте КА с ЯР должен быть проведен анализ отказов систем и элементов космического, технического комплекса КА с ЯР и иных объектов космической инфраструктуры, по результатам которого в эксплуатационной документации КА с ЯР должны быть предусмотрены меры, направленные на предотвращение возможной аварии.

120. В проекте КА с ЯР должны быть предусмотрены технические меры по защите РУ ЯЭУ КА, ЯЭУ КА и СВБ от повреждения при учитываемых в проекте КА внутренних и внешних воздействиях.

121. В проекте КА с ЯР должны быть предусмотрены меры по обеспечению безопасности при выводе из эксплуатации КА с ЯР или возврате ЯЭУ КА на завод-изготовитель для утилизации (при необходимости).

122. В проекте КА с ЯР должны быть определены процедуры, а также приспособления и устройства для:

подтверждения работоспособности систем и элементов (включая устройства, расположенные внутри ЯЭУ КА) при строительстве КА с ЯР;

испытания систем на соответствие их проектным показателям при строительстве КА с ЯР;

проверки последовательности прохождения сигналов и включения оборудования (в том числе переход на аварийные источники питания).

123. В проекте КА с ЯР должны быть предусмотрены специальные технические средства, обеспечивающие управление запроектными авариями.

124. В проекте КА с ЯР должны быть предусмотрены технические средства контроля состояния РУ ЯЭУ КА и ЯЭУ КА в условиях аварий, а также средства послеаварийного мониторинга. Объем контроля РУ ЯЭУ КА и ЯЭУ КА, предусмотренный в проекте КА с ЯР, должен быть достаточным для управления авариями.

125. В проекте КА с ЯР должна быть предусмотрена возможность технической диагностики (проверки) состояния СБ, специальных технических средств для управления запроектными авариями, а также важных для безопасности элементов нормальной эксплуатации, отнесенных к классам безопасности 1 и 2, и возможность их представительных испытаний.

126. В составе проекта и ООБ ЯЭУ КА должны быть представлены результаты обоснования безопасности ЯЭУ КА.

127. В проекте ЯЭУ КА должны быть установлены и обоснованы, а в ООБ ЯЭУ отражены эксплуатационные пределы и условия, пределы и условия безопасной эксплуатации для всех эксплуатационных состояний ЯЭУ, включая пуск и работу реактора на мощности, состояния останова.

128. В проекте ЯЭУ КА должны быть установлены требования к химическим режимам сред в системах и элементах ЯЭУ КА, которые должны соблюдаться при эксплуатации с целью поддержания целостности физических барьеров на пути распространения ионизирующего излучения и РВ в окружающую среду.

129. В проекте ЯЭУ КА должны быть установлены пределы повреждения твэлов (ЭГК) с учетом обеспечения работоспособности оборудования ЯЭУ КА и КА с ЯР.