IV. Анализ состояния отрасли

В Российской Федерации количество лиц, официально признанных инвалидами, на протяжении последних 10 лет находится на уровне около 9 процентов общего количества населения. По данным федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", общая численность инвалидов по состоянию на январь 2017 г. составила 12 млн. 314 тыс. человек, из них:

инвалиды I группы - 1 млн. 507 тыс. (около 12 процентов);

инвалиды II группы - 5 млн. 763 тыс. (около 47 процентов);

инвалиды III группы - 4 млн. 416 тыс. (около 36 процентов);

дети-инвалиды - 626 тыс. (около 5 процентов).

На сегодняшний день на 1000 человек населения приходится 84 инвалида, что на 8,7 процента меньше, чем в 2009 году, когда было зарегистрировано наибольшее количество инвалидов в России.

Численность лиц, впервые признанных инвалидами, в последнее десятилетие, по данным официальной статистики, неуклонно снижается: в 2010 году впервые было признано инвалидами 893 тыс. человек, в 2011 году - 842 тыс. человек, в 2012 году - 805 тыс. человек, в 2013 году - 754 тыс. человек, в 2014 году - 729 тыс. человек, в 2015 году - 695 тыс. человек.

Согласно оценкам экспертов общий объем рынка продукции реабилитационной направленности в Российской Федерации составлял в 2016 году примерно 35,3 млрд. рублей, общий объем производства продукции реабилитационной направленности в России за 2016 год составил 12,9 млрд. рублей.

В последние годы отечественный рынок продукции реабилитационной направленности демонстрирует смешанную динамику. Рост начала 2010-х годов сменился стагнацией вследствие сокращения бюджетного финансирования и кризисных явлений в экономике России в 2013 - 2015 годах.

Рынок продукции реабилитационной направленности по функциональному назначению в 2016 году включал следующие ее виды (в рамках государственных закупок в денежном выражении):

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности - 10,6 млрд. рублей (36 процентов);

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями зрения - 7,6 млрд. рублей (26 процентов);

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями слуха - 5,1 млрд. рублей (17 процентов);

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями речи - 0,7 млрд. рублей (2 процента);

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями функций выделения - 3,9 млрд. рублей (13 процентов);

архитектурно-планировочные приспособления - 1,5 млрд. рублей (5 процентов).

В сегменте вспомогательных средств для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности можно выделить следующие основные и наиболее крупные категории продукции реабилитационной направленности:

протезы - 43,2 процента (4,6 млрд. рублей), в том числе протезы нижних конечностей - 40 процентов (4,2 млрд. рублей);

кресла-коляски - 28,3 процента (3 млрд. рублей), в том числе кресла-коляски с ручным приводом - 26 процентов (2,8 млрд. рублей);

экипировка и средства реабилитации, предназначенные для облегчения перемещения, - 19 процентов (2 млрд. рублей).

В сегменте вспомогательных средств для инвалидов с нарушениями зрения наиболее крупной категорией продукции являются классические ассистивные технологии, занимающие 84 процента рынка (6,4 млрд. рублей). Высокотехнологичные и "умные" устройства при этом имеют долю менее 10 процентов.

В сегменте вспомогательных средств для инвалидов с нарушениями слуха выделяются две основные категории товаров:

слуховые аппараты - 73 процента (3,8 млрд. рублей);

кохлеарные имплантаты - 26 процентов (1,3 млрд. рублей).

Значительную долю рынка продукции реабилитационной направленности занимают импортные товары. Большую часть таких товаров в Россию поставляют страны Европы (50 процентов), Соединенные Штаты Америки (20 процентов), Китай (9 процентов) и Япония (7 процентов).

Структура импорта продукции реабилитационной направленности (в денежном выражении) по функциональному назначению в 2016 году выглядела следующим образом:

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности - 37 процентов (6,6 млрд. рублей);

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями зрения - 15 процентов (2,7 млрд. рублей);

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями слуха - 21 процент (3,8 млрд. рублей);

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями речи - 3 процента (0,5 млрд. рублей);

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями функций выделения - 18 процентов (3,1 млрд. рублей);

архитектурно-планировочные приспособления - 6 процентов (1 млрд. рублей).

В указанных категориях доля импортной продукции на российском рынке составляет:

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности - 62 процента;

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями зрения - 35 процентов;

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями слуха - 74 процента;

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями речи - 70 процентов;

вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями функций выделения - 80 процентов;

архитектурно-планировочные приспособления - 70 процентов.

На рынке продукции реабилитационной направленности спрос в значительной степени формируется за счет государственных закупок, которые составляли в разные годы порядка 75 - 85 процентов всего объема рынка такой продукции.

Основные факторы, определяющие спрос как на российском, так и на зарубежном рынках продукции реабилитационной направленности, можно разделить на пять групп:

демографические;

социальные;

экономические;

политические;

экологические.

В рамках демографических факторов можно выделить следующие:

рост численности будущих потребителей продукции реабилитационной направленности;

повышение эффективности программ по профилактике заболеваний, травматизма и инвалидизации;

увеличение продолжительности жизни граждан и, соответственно, доли пожилых людей в населении страны;

наличие хронических заболеваний у пожилых людей;

наличие детской инвалидности, в том числе связанной с аномалиями развития;

тенденция к росту числа людей, страдающих ожирением.

В рамках социальных факторов можно выделить следующие:

повышение уровня образования и заинтересованности в нем в младших и старших возрастных группах;

изменение социальных установок;

развитие персонализированной медицины;

недостаточный учет роли культурных и социальных факторов, зависящих, например, от возрастных или географических особенностей;

увеличение потребления продукции реабилитационной направленности путем создания и развития программ по активному включению инвалидов и маломобильных граждан в культурную, социальную и трудовую жизнь;

зависимость потребления продукции реабилитационной направленности от объема и стоимости услуг, связанных с социальным обслуживанием.

К экономическим факторам относятся:

затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также на организацию и развитие производств, наличие соответствующих мер государственной поддержки;

государственная поддержка внедрения и применения высокотехнологичной, инновационной, прежде всего роботизированной, продукции реабилитационной направленности, ее высокая стоимость;

ставки налогообложения, их наличие или отсутствие для предприятий - производителей продукции реабилитационной направленности;

доступность технических средств реабилитации;

уровень дохода инвалида и его семьи, наличие страховых программ, состояние рынка продукции реабилитационной направленности;

степень открытости рынка для потенциально более дешевых зарубежных аналогов.

В рамках политических факторов можно выделить следующие:

наличие в мире вооруженных конфликтов, природных и антропогенных аварий и катастроф;

политика государства в области лицензирования производства и сертификации продукции реабилитационной направленности;

недостаточность мер, направленных на улучшение информированности потребителей, государственных служб и социальных работников о продукции реабилитационной направленности;

сложность процедуры регистрации и вывода на рынок продукции реабилитационной направленности.

В рамках экологических факторов можно выделить следующие:

влияние окружающей среды на здоровье населения;

повышение требований к предприятиям отрасли по снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Среди факторов, влияющих на развитие отрасли, можно выделить наиболее существенные:

государственная поддержка производителей;

кадровый потенциал;

состояние научно-технической и производственной базы отрасли.

В области государственной поддержки предприятий-производителей отрасли одной из серьезных проблем, препятствующих ее технологическому развитию, являются дестимулирующие механизмы налогообложения предприятий - разработчиков и производителей продукции реабилитационной направленности, а также недостаточный объем бюджетного финансирования этих исследований и разработок.

В области кадрового потенциала одной из проблем является недостаточный уровень подготовки специалистов.

В области научно-технической и производственной базы отрасли можно выделить следующие проблемы: низкая конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок технических средств реабилитации, устаревшая производственная база и высокий уровень зависимости от иностранных компонентов и материалов для продукции реабилитационной направленности.

Значительная часть предприятий отрасли, оказывающая существенное влияние на рынок продукции реабилитационной направленности, представлена федеральными государственными учреждениями и предприятиями, в первую очередь протезно-ортопедическими, расположенными в 70 регионах Российской Федерации. Эти предприятия являются основными потребителями компонентов и материалов продукции реабилитационной направленности. Большинство других предприятий отрасли (около 200) принадлежат малому и среднему бизнесу.

Количество крупных предприятий, способных обеспечить высокосерийное производство технических средств реабилитации и их компонентов, крайне невелико.

Анализ текущего состояния отрасли предполагает выделение ее основных сильных и слабых сторон, а также возможностей и рисков развития.

Сильными сторонами отрасли являются:

высокий уровень участия государства в регулировании и формировании спроса на продукцию реабилитационной направленности гарантированно обеспечивает значительный объем сбыта производителям продукции реабилитационной направленности;

активное развитие механизмов государственной поддержки инновационного развития отрасли;

влияние профессионального сообщества (врачей и социальных работников) на выбор продукции реабилитационной направленности конечными потребителями;

сохранившаяся развитая сеть специализированных протезно-ортопедических предприятий в регионах, способная обеспечивать сбыт и обслуживание продукции реабилитационной направленности в интересах инвалидов и маломобильных граждан;

активизация деятельности общественных организаций (ассоциаций) инвалидов и маломобильных граждан в области информирования конечных потребителей о продукции реабилитационной направленности.

Слабыми сторонами отрасли являются:

институциональная незавершенность формирования отрасли, в том числе разобщенность предприятий, производящих компоненты (материалы), и предприятий, изготавливающих конечные изделия, относящиеся к продукции реабилитационной направленности;

затрудненность процессов планирования, организации учета и статистического наблюдения, оценки динамики развития отрасли;

устаревшая нормативная база, в том числе в части стандартизации, регулирующая отрасль и оборот продукции реабилитационной направленности;

высокий уровень физического износа и устаревания основных фондов и недостаточность имеющихся технологических заделов предприятий отрасли;

отсутствие профильных научно-исследовательских организаций отрасли;

относительно низкий платежеспособный спрос со стороны индивидуальных потребителей продукции реабилитационной направленности.

При этом отрасль обладает следующими возможностями:

перспективный рост рынка продукции реабилитационной направленности, в том числе связанный с увеличением количества людей пожилого и старческого возраста в структуре населения, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями;

возможность развития импортозамещения в отрасли;

повышение конкурентоспособности российской продукции реабилитационной направленности как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами за счет относительно низкого курса рубля по отношению к основным валютам.

На сегодняшний день для отрасли существуют следующие риски:

сокращение финансирования отрасли, связанное с экономическими факторами;

наличие импортозависимости отрасли по материалам и комплектующим;

исчерпание имеющихся технологических заделов отечественных производителей при увеличении потребности в интенсивном развитии инновационного потенциала;

углубление технологического разрыва с развитыми странами в промышленных отраслях, поставляющих основные материалы и компоненты для производства продукции реабилитационной направленности;

нарастающее отставание по ключевым направлениям мировых научных исследований в области реабилитации и абилитации инвалидов и маломобильных граждан;

растущий дефицит квалифицированных кадров в сфере производства и обслуживания технических средств реабилитации.

Проведенный анализ позволил определить наиболее сложные проблемы отрасли, требующие системного решения:

проблемы, связанные с недостатками нормативной базы и стандартизации:

нехватка и устаревание действующих национальных стандартов, устанавливающих требования к техническим средствам реабилитации, другой продукции реабилитационной направленности, к отрасли в целом;

недостаточное развитие системы статистического наблюдения в отрасли;

проблемы, связанные с производством:

слабое институциональное оформление отрасли, обусловливающее недостатки ее системного развития, низкую кооперацию между предприятиями, дефицит производства отечественных компонентов для продукции реабилитационной направленности;

высокий уровень износа и устаревания основных фондов и оборудования, недостаток инвестиционных и оборотных средств большинства предприятий отрасли;

неполное соответствие продукции реабилитационной направленности требованиям потребителей;

высокая импортозависимость по материалам, комплектующим и технологиям;

проблемы научно-технического развития отрасли:

недостатки научно-технической политики;

отсутствие профильных научно-исследовательских организаций;

недостаток собственных средств предприятий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

проблемы кадрового обеспечения отрасли:

нехватка квалифицированных кадров;

недостатки соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов;

недостаток профессиональных стандартов;

низкая координация между учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования и предприятиями отрасли в части подготовки квалифицированных кадров;

проблемы информационного характера:

недостаточная информированность как производителей, так и потребителей о состоянии рынка продукции реабилитационной направленности;

недостатки систем учета потребления, оборота и эксплуатации продукции реабилитационной направленности;

проблемы, связанные со сбытом на внутреннем рынке, в том числе недостатки организации государственных закупок, неритмичный спрос на продукцию реабилитационной направленности и другие;

проблемы, связанные с экспортом, - недостаточность его системной поддержки.

Проблемы рынка продукции реабилитационной направленности и состояние конкурентной среды обусловлены прежде всего:

превалирующей долей государственных закупок в общем объеме совокупного спроса на внутреннем рынке;

сравнительно слабым рыночным потенциалом большинства отечественных производителей;

высоким уровнем зависимости от поставок крупнейших зарубежных корпораций - мировых лидеров отрасли.

Особенности конкуренции на рынке продукции реабилитационной направленности связаны с текущей фазой развития промышленных предприятий, формирующих рыночное предложение, и с факторами отраслевого спроса.

В отношении рыночного предложения основное негативное влияние на развитие конкуренции оказывают следующие факторы:

ограниченное число (или в ряде сегментов полное отсутствие) отечественных предприятий - участников рынка, серийно производящих компоненты и материалы для технических средств реабилитации, другой продукции реабилитационной направленности;

небольшое общее количество компаний и предприятий, производящих готовые технические средства реабилитации и оказывающих услуги по их подбору, значительная часть которых являются ведомственными государственными предприятиями;

высокий уровень зависимости отечественных предприятий от ограниченного круга иностранных производителей компонентов, материалов и технологий, приобретаемых для производства продукции реабилитационной направленности.

Основные факторы, ограничивающие конкуренцию в отношении спроса на продукцию реабилитационной направленности, связаны с преобладанием в структуре продаж государственных закупок, осуществляемых в рамках реализации государственных гарантий. При этом конкуренция между производителями ограничивается ввиду наличия отдельных недостатков при реализации процедур государственных закупок, совмещения закупок технических средств реабилитации и связанных с ними услуг (доставка, ремонт, настройка).

План развития конкуренции на рынке продукции реабилитационной направленности предусматривает следующие основные мероприятия:

проведение оценки конкурентной среды на товарных рынках отрасли, включая рынки вспомогательных средств для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности, зрения, слуха, речи и других функций, а также проведение оценки конкурентной среды рынка архитектурно-планировочных приспособлений для инвалидов и маломобильных граждан;

определение причин отсутствия или недостаточного развития конкуренции на товарных рынках отрасли;

анализ полученных эффектов от ранее принятых мер по развитию конкуренции на товарных рынках отрасли;

разработка предложений по стимулированию конкуренции, в том числе по привлечению новых участников на действующие рынки продукции и услуг реабилитационной направленности, а также по снижению административных барьеров для ведения бизнеса;

доработка нормативно-правовой базы, имеющей отношение к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы";

проведение оценки конкурентной среды на товарных рынках отрасли в целом и в каждом субъекте Российской Федерации по итогам реализации проведенных мероприятий;

анализ изменения цен на продукцию и услуги реабилитационной направленности, доступность выбора, удовлетворенность качеством предоставляемой продукции и услуг.

Для организации указанных мероприятий и контроля за их реализацией будет создана специальная межведомственная рабочая группа из представителей заинтересованных федеральных органов государственной власти.