В Российской Федерации количество лиц, официально признанных инвалидами, на протяжении последних 10 лет находится на уровне около 9 процентов общего количества населения. По данным федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр инвалидов", общая численность инвалидов по состоянию на январь 2017 г. составила 12 млн. 314 тыс. человек, из них:
инвалиды I группы - 1 млн. 507 тыс. (около 12 процентов);
инвалиды II группы - 5 млн. 763 тыс. (около 47 процентов);
инвалиды III группы - 4 млн. 416 тыс. (около 36 процентов);
дети-инвалиды - 626 тыс. (около 5 процентов).
На сегодняшний день на 1000 человек населения приходится 84 инвалида, что на 8,7 процента меньше, чем в 2009 году, когда было зарегистрировано наибольшее количество инвалидов в России.
Численность лиц, впервые признанных инвалидами, в последнее десятилетие, по данным официальной статистики, неуклонно снижается: в 2010 году впервые было признано инвалидами 893 тыс. человек, в 2011 году - 842 тыс. человек, в 2012 году - 805 тыс. человек, в 2013 году - 754 тыс. человек, в 2014 году - 729 тыс. человек, в 2015 году - 695 тыс. человек.
Согласно оценкам экспертов общий объем рынка продукции реабилитационной направленности в Российской Федерации составлял в 2016 году примерно 35,3 млрд. рублей, общий объем производства продукции реабилитационной направленности в России за 2016 год составил 12,9 млрд. рублей.
В последние годы отечественный рынок продукции реабилитационной направленности демонстрирует смешанную динамику. Рост начала 2010-х годов сменился стагнацией вследствие сокращения бюджетного финансирования и кризисных явлений в экономике России в 2013 - 2015 годах.
Рынок продукции реабилитационной направленности по функциональному назначению в 2016 году включал следующие ее виды (в рамках государственных закупок в денежном выражении):
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности - 10,6 млрд. рублей (36 процентов);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями зрения - 7,6 млрд. рублей (26 процентов);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями слуха - 5,1 млрд. рублей (17 процентов);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями речи - 0,7 млрд. рублей (2 процента);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями функций выделения - 3,9 млрд. рублей (13 процентов);
архитектурно-планировочные приспособления - 1,5 млрд. рублей (5 процентов).
В сегменте вспомогательных средств для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности можно выделить следующие основные и наиболее крупные категории продукции реабилитационной направленности:
протезы - 43,2 процента (4,6 млрд. рублей), в том числе протезы нижних конечностей - 40 процентов (4,2 млрд. рублей);
кресла-коляски - 28,3 процента (3 млрд. рублей), в том числе кресла-коляски с ручным приводом - 26 процентов (2,8 млрд. рублей);
экипировка и средства реабилитации, предназначенные для облегчения перемещения, - 19 процентов (2 млрд. рублей).
В сегменте вспомогательных средств для инвалидов с нарушениями зрения наиболее крупной категорией продукции являются классические ассистивные технологии, занимающие 84 процента рынка (6,4 млрд. рублей). Высокотехнологичные и "умные" устройства при этом имеют долю менее 10 процентов.
В сегменте вспомогательных средств для инвалидов с нарушениями слуха выделяются две основные категории товаров:
слуховые аппараты - 73 процента (3,8 млрд. рублей);
кохлеарные имплантаты - 26 процентов (1,3 млрд. рублей).
Значительную долю рынка продукции реабилитационной направленности занимают импортные товары. Большую часть таких товаров в Россию поставляют страны Европы (50 процентов), Соединенные Штаты Америки (20 процентов), Китай (9 процентов) и Япония (7 процентов).
Структура импорта продукции реабилитационной направленности (в денежном выражении) по функциональному назначению в 2016 году выглядела следующим образом:
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности - 37 процентов (6,6 млрд. рублей);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями зрения - 15 процентов (2,7 млрд. рублей);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями слуха - 21 процент (3,8 млрд. рублей);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями речи - 3 процента (0,5 млрд. рублей);
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями функций выделения - 18 процентов (3,1 млрд. рублей);
архитектурно-планировочные приспособления - 6 процентов (1 млрд. рублей).
В указанных категориях доля импортной продукции на российском рынке составляет:
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности - 62 процента;
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями зрения - 35 процентов;
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями слуха - 74 процента;
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями речи - 70 процентов;
вспомогательные средства для инвалидов и лиц с нарушениями функций выделения - 80 процентов;
архитектурно-планировочные приспособления - 70 процентов.
На рынке продукции реабилитационной направленности спрос в значительной степени формируется за счет государственных закупок, которые составляли в разные годы порядка 75 - 85 процентов всего объема рынка такой продукции.
Основные факторы, определяющие спрос как на российском, так и на зарубежном рынках продукции реабилитационной направленности, можно разделить на пять групп:
В рамках демографических факторов можно выделить следующие:
рост численности будущих потребителей продукции реабилитационной направленности;
повышение эффективности программ по профилактике заболеваний, травматизма и инвалидизации;
увеличение продолжительности жизни граждан и, соответственно, доли пожилых людей в населении страны;
наличие хронических заболеваний у пожилых людей;
наличие детской инвалидности, в том числе связанной с аномалиями развития;
тенденция к росту числа людей, страдающих ожирением.
В рамках социальных факторов можно выделить следующие:
повышение уровня образования и заинтересованности в нем в младших и старших возрастных группах;
изменение социальных установок;
развитие персонализированной медицины;
недостаточный учет роли культурных и социальных факторов, зависящих, например, от возрастных или географических особенностей;
увеличение потребления продукции реабилитационной направленности путем создания и развития программ по активному включению инвалидов и маломобильных граждан в культурную, социальную и трудовую жизнь;
зависимость потребления продукции реабилитационной направленности от объема и стоимости услуг, связанных с социальным обслуживанием.
К экономическим факторам относятся:
затраты на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, а также на организацию и развитие производств, наличие соответствующих мер государственной поддержки;
государственная поддержка внедрения и применения высокотехнологичной, инновационной, прежде всего роботизированной, продукции реабилитационной направленности, ее высокая стоимость;
ставки налогообложения, их наличие или отсутствие для предприятий - производителей продукции реабилитационной направленности;
доступность технических средств реабилитации;
уровень дохода инвалида и его семьи, наличие страховых программ, состояние рынка продукции реабилитационной направленности;
степень открытости рынка для потенциально более дешевых зарубежных аналогов.
В рамках политических факторов можно выделить следующие:
наличие в мире вооруженных конфликтов, природных и антропогенных аварий и катастроф;
политика государства в области лицензирования производства и сертификации продукции реабилитационной направленности;
недостаточность мер, направленных на улучшение информированности потребителей, государственных служб и социальных работников о продукции реабилитационной направленности;
сложность процедуры регистрации и вывода на рынок продукции реабилитационной направленности.
В рамках экологических факторов можно выделить следующие:
влияние окружающей среды на здоровье населения;
повышение требований к предприятиям отрасли по снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Среди факторов, влияющих на развитие отрасли, можно выделить наиболее существенные:
государственная поддержка производителей;
состояние научно-технической и производственной базы отрасли.
В области государственной поддержки предприятий-производителей отрасли одной из серьезных проблем, препятствующих ее технологическому развитию, являются дестимулирующие механизмы налогообложения предприятий - разработчиков и производителей продукции реабилитационной направленности, а также недостаточный объем бюджетного финансирования этих исследований и разработок.
В области кадрового потенциала одной из проблем является недостаточный уровень подготовки специалистов.
В области научно-технической и производственной базы отрасли можно выделить следующие проблемы: низкая конкурентоспособность российского сектора исследований и разработок технических средств реабилитации, устаревшая производственная база и высокий уровень зависимости от иностранных компонентов и материалов для продукции реабилитационной направленности.
Значительная часть предприятий отрасли, оказывающая существенное влияние на рынок продукции реабилитационной направленности, представлена федеральными государственными учреждениями и предприятиями, в первую очередь протезно-ортопедическими, расположенными в 70 регионах Российской Федерации. Эти предприятия являются основными потребителями компонентов и материалов продукции реабилитационной направленности. Большинство других предприятий отрасли (около 200) принадлежат малому и среднему бизнесу.
Количество крупных предприятий, способных обеспечить высокосерийное производство технических средств реабилитации и их компонентов, крайне невелико.
Анализ текущего состояния отрасли предполагает выделение ее основных сильных и слабых сторон, а также возможностей и рисков развития.
Сильными сторонами отрасли являются:
высокий уровень участия государства в регулировании и формировании спроса на продукцию реабилитационной направленности гарантированно обеспечивает значительный объем сбыта производителям продукции реабилитационной направленности;
активное развитие механизмов государственной поддержки инновационного развития отрасли;
влияние профессионального сообщества (врачей и социальных работников) на выбор продукции реабилитационной направленности конечными потребителями;
сохранившаяся развитая сеть специализированных протезно-ортопедических предприятий в регионах, способная обеспечивать сбыт и обслуживание продукции реабилитационной направленности в интересах инвалидов и маломобильных граждан;
активизация деятельности общественных организаций (ассоциаций) инвалидов и маломобильных граждан в области информирования конечных потребителей о продукции реабилитационной направленности.
Слабыми сторонами отрасли являются:
институциональная незавершенность формирования отрасли, в том числе разобщенность предприятий, производящих компоненты (материалы), и предприятий, изготавливающих конечные изделия, относящиеся к продукции реабилитационной направленности;
затрудненность процессов планирования, организации учета и статистического наблюдения, оценки динамики развития отрасли;
устаревшая нормативная база, в том числе в части стандартизации, регулирующая отрасль и оборот продукции реабилитационной направленности;
высокий уровень физического износа и устаревания основных фондов и недостаточность имеющихся технологических заделов предприятий отрасли;
отсутствие профильных научно-исследовательских организаций отрасли;
относительно низкий платежеспособный спрос со стороны индивидуальных потребителей продукции реабилитационной направленности.
При этом отрасль обладает следующими возможностями:
перспективный рост рынка продукции реабилитационной направленности, в том числе связанный с увеличением количества людей пожилого и старческого возраста в структуре населения, а также лиц, страдающих хроническими заболеваниями;
возможность развития импортозамещения в отрасли;
повышение конкурентоспособности российской продукции реабилитационной направленности как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами за счет относительно низкого курса рубля по отношению к основным валютам.
На сегодняшний день для отрасли существуют следующие риски:
сокращение финансирования отрасли, связанное с экономическими факторами;
наличие импортозависимости отрасли по материалам и комплектующим;
исчерпание имеющихся технологических заделов отечественных производителей при увеличении потребности в интенсивном развитии инновационного потенциала;
углубление технологического разрыва с развитыми странами в промышленных отраслях, поставляющих основные материалы и компоненты для производства продукции реабилитационной направленности;
нарастающее отставание по ключевым направлениям мировых научных исследований в области реабилитации и абилитации инвалидов и маломобильных граждан;
растущий дефицит квалифицированных кадров в сфере производства и обслуживания технических средств реабилитации.
Проведенный анализ позволил определить наиболее сложные проблемы отрасли, требующие системного решения:
проблемы, связанные с недостатками нормативной базы и стандартизации:
нехватка и устаревание действующих национальных стандартов, устанавливающих требования к техническим средствам реабилитации, другой продукции реабилитационной направленности, к отрасли в целом;
недостаточное развитие системы статистического наблюдения в отрасли;
проблемы, связанные с производством:
слабое институциональное оформление отрасли, обусловливающее недостатки ее системного развития, низкую кооперацию между предприятиями, дефицит производства отечественных компонентов для продукции реабилитационной направленности;
высокий уровень износа и устаревания основных фондов и оборудования, недостаток инвестиционных и оборотных средств большинства предприятий отрасли;
неполное соответствие продукции реабилитационной направленности требованиям потребителей;
высокая импортозависимость по материалам, комплектующим и технологиям;
проблемы научно-технического развития отрасли:
недостатки научно-технической политики;
отсутствие профильных научно-исследовательских организаций;
недостаток собственных средств предприятий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
проблемы кадрового обеспечения отрасли:
нехватка квалифицированных кадров;
недостатки соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов;
недостаток профессиональных стандартов;
низкая координация между учебными заведениями высшего и среднего профессионального образования и предприятиями отрасли в части подготовки квалифицированных кадров;
проблемы информационного характера:
недостаточная информированность как производителей, так и потребителей о состоянии рынка продукции реабилитационной направленности;
недостатки систем учета потребления, оборота и эксплуатации продукции реабилитационной направленности;
проблемы, связанные со сбытом на внутреннем рынке, в том числе недостатки организации государственных закупок, неритмичный спрос на продукцию реабилитационной направленности и другие;
проблемы, связанные с экспортом, - недостаточность его системной поддержки.
Проблемы рынка продукции реабилитационной направленности и состояние конкурентной среды обусловлены прежде всего:
превалирующей долей государственных закупок в общем объеме совокупного спроса на внутреннем рынке;
сравнительно слабым рыночным потенциалом большинства отечественных производителей;
высоким уровнем зависимости от поставок крупнейших зарубежных корпораций - мировых лидеров отрасли.
Особенности конкуренции на рынке продукции реабилитационной направленности связаны с текущей фазой развития промышленных предприятий, формирующих рыночное предложение, и с факторами отраслевого спроса.
В отношении рыночного предложения основное негативное влияние на развитие конкуренции оказывают следующие факторы:
ограниченное число (или в ряде сегментов полное отсутствие) отечественных предприятий - участников рынка, серийно производящих компоненты и материалы для технических средств реабилитации, другой продукции реабилитационной направленности;
небольшое общее количество компаний и предприятий, производящих готовые технические средства реабилитации и оказывающих услуги по их подбору, значительная часть которых являются ведомственными государственными предприятиями;
высокий уровень зависимости отечественных предприятий от ограниченного круга иностранных производителей компонентов, материалов и технологий, приобретаемых для производства продукции реабилитационной направленности.
Основные факторы, ограничивающие конкуренцию в отношении спроса на продукцию реабилитационной направленности, связаны с преобладанием в структуре продаж государственных закупок, осуществляемых в рамках реализации государственных гарантий. При этом конкуренция между производителями ограничивается ввиду наличия отдельных недостатков при реализации процедур государственных закупок, совмещения закупок технических средств реабилитации и связанных с ними услуг (доставка, ремонт, настройка).
План развития конкуренции на рынке продукции реабилитационной направленности предусматривает следующие основные мероприятия:
проведение оценки конкурентной среды на товарных рынках отрасли, включая рынки вспомогательных средств для инвалидов и лиц с нарушениями мобильности, зрения, слуха, речи и других функций, а также проведение оценки конкурентной среды рынка архитектурно-планировочных приспособлений для инвалидов и маломобильных граждан;
определение причин отсутствия или недостаточного развития конкуренции на товарных рынках отрасли;
анализ полученных эффектов от ранее принятых мер по развитию конкуренции на товарных рынках отрасли;
разработка предложений по стимулированию конкуренции, в том числе по привлечению новых участников на действующие рынки продукции и услуг реабилитационной направленности, а также по снижению административных барьеров для ведения бизнеса;
доработка нормативно-правовой базы, имеющей отношение к государственной программе Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2020 годы";
проведение оценки конкурентной среды на товарных рынках отрасли в целом и в каждом субъекте Российской Федерации по итогам реализации проведенных мероприятий;
анализ изменения цен на продукцию и услуги реабилитационной направленности, доступность выбора, удовлетворенность качеством предоставляемой продукции и услуг.
Для организации указанных мероприятий и контроля за их реализацией будет создана специальная межведомственная рабочая группа из представителей заинтересованных федеральных органов государственной власти.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей