Таблица 6

N п/п

Содержание вопроса

Руководство по соблюдению обязательных требований, дающее разъяснение, какое поведение является правомерным

1.

Какие объекты, расположенные на территории города, попадающие в зону химического заражения, являются объектами надзорной деятельности в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на территории.

В соответствии с пунктом 4 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденного приказом МЧС России от 14.06.2016 N 323, объектами федерального государственного надзора являются:

федеральные органы исполнительной власти, государственные корпорации и организации, создающие функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

организации, входящие в состав функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организации, эксплуатирующие критически важные объекты и (или) потенциально опасные объекты.

Кроме того, указанный подход планируется закрепить в Положении о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418, в качестве модели применения риск-ориентированного подхода в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2.

На основании чего определяются номенклатура и объем резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Номенклатура и объем создаваемых запасов определяются создающими их органами, организациями исходя из:

возможного характера военных действий на территории Российской Федерации (возможный характер военных действий с применением ядерного, химического, биологического и других видов оружия на территории Российской Федерации доводится уполномоченным федеральным органом исполнительной власти до создающих их органов, организаций в части касающейся);

величины вероятного ущерба объектам экономики и инфраструктуры от ведения военных действий или вследствие этих действий, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

потребности в запасах в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также планами гражданской обороны и защиты населения субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

норм минимально необходимой достаточности запасов;

природных, экономических и иных особенностей территорий.

При этом должно учитываться и планируемое к эвакуации на данную территорию население из другого региона (регионов).

Рекомендуемые номенклатуры создаваемых резервов определены в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.11.1996 N 1340 "О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и Методическими рекомендациями по определению номенклатуры и объемов создаваемых в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

3.

Кто устанавливает полномочия организаций по выполнению обязанностей в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на территории.

Полномочия и обязанности организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера установлены статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ.

4.

Каким образом осуществляется планирование направления на обучение должностных лиц, уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, на территории.

Планирование обучения уполномоченных должностных лиц на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется руководителем организации в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 04.09.2003 N 547 "О подготовке населения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а также приказами МЧС России от 19.01.2004 N 19 "Об утверждении Перечня уполномоченных работников, проходящих переподготовку или повышение квалификации в учебных заведениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждениях повышения квалификации федеральных органов исполнительной власти и организаций, учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований" и от 13.11.2006 N 646 "Об утверждении Перечня должностных лиц и работников гражданской обороны, проходящих переподготовку или повышение квалификации в образовательных учреждениях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования федеральных органов исполнительной власти и организаций, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны муниципальных образований".

5.

Какие критерии планируется использовать по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска

В целях принятия решения об изменении (повышении/понижении) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска планируется руководствоваться сведениями о выявленных нарушениях при последней плановой проверке объекта надзора, а также фактов возникновения на территории субъектов Российской Федерации или поднадзорных организаций чрезвычайных ситуаций регионального, межрегионального или федерального характера за последние 5 лет.

6.

Необходимо ли пройти установочный курс обучения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям или на курсах гражданской обороны муниципального образования руководителю организации, председателю комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, членам комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

Согласно пункту "в" статьи 14 Закона N 68-ФЗ организации обязаны обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях.

Исходя из положений статьи 20 Закона N 68-ФЗ руководители и другие работники органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций проходят подготовку к действиям в чрезвычайных ситуациях в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации и в иных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию) и непосредственно по месту работы.

Пунктом 2 Положения о подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением N 547 (далее - Положение N 547) установлено, что подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее именуются - чрезвычайные ситуации) организуется в рамках единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и осуществляется по соответствующим группам в организациях (в том числе в организациях, осуществляющих образовательную деятельность), а также по месту жительства.

Из подпунктов "г" и "е" пункта 2 Положения N 547 следует, что подготовку в области защиты от чрезвычайных ситуаций проходят: руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций; председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций (далее именуются - председатели комиссий по чрезвычайным ситуациям).

Таким образом необходимо пройти курс обучения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций в Учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям или на курсах гражданской обороны муниципального образования руководителю организации, председателю комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации, членам комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организации.

7.

Анализ практики судов общей юрисдикции и арбитражных судов, связанной с применением обязательных требований

АО "Усть-Луга Ойл" обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным предписания N 3/4/1-7 от 30.03.2016, вынесенного Главным управлением МЧС России по Ленинградской области по результатам плановой проверки, в части, касающейся оснащения склада нефтепродуктов объемом хранения более 20 тыс. тонн структурированной системой мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений (далее - СМИС).

В своем пояснении заявитель поясняет, что невозможно выполнить данный пункт, так как МЧС России не выдало технические условия.

Ответ. Исходя из положительного заключения государственной экспертизы N 270-11/ГГЭ-7338/02, такие технические условия должны выдаваться единой дежурно-диспетчерской службой (ЕДДС) Ленинградской области, а не МЧС России. Также в этом заключении указано, что проектной документацией на полное развитие предусмотрено оснащение объекта СМИС в соответствии с ГОСТ Р 22.1.12-2005 для мониторинга в режиме реального времени критически важных параметров систем с целью обеспечения безопасности персонала проектируемого объекта, а также для информирования в режиме реального времени ЕДДС Ленинградской области о предаварийном, аварийном состоянии инженерных систем, терактах, пожаре и пр.

В соответствии с п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования обеспечивается посредством соблюдения требований стандартов и сводов правил, применяемых на обязательной и добровольной основе или требований специальных технических условий.

Проектная документация опасных производственных объектов, особо опасных, технически сложных и уникальных объектов в соответствии с п. 6.4 СП 165.1325800.2014 "Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне" должна содержать проектные решения по оснащению указанных объектов СМИС, предусмотренные ГОСТ Р 22.1.12-2005.

СП 165.1325800.2014 включено в перечень, утвержденный приказом Росстандарта России от 30.03.2015 N 365 "Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".

В соответствии с п. 4.3 ГОСТ Р 22.1.12-2005 СМИС строится на базе программно-технических средств, осуществляемых автоматический мониторинг дестабилизирующих факторов природного и техногенного характера и обеспечивающих передачу информации в органы повседневного управления РСЧС об угрозе и факте возникновения аварии, ЧС, в т.ч. вызванных террористическими актами.

В соответствии с п. 11 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" органами повседневного управления единой системы на объектовом уровне являются дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов) в (в данном случае ДДС ОАО "Усть-Луга Ойл").

В соответствии с п. 4.8 ГОСТ Р 22.1.12-2005 органы повседневного управления РСЧС (дежурно-диспетчерские службы организаций (объектов) части обеспечения безопасности объектов должны получать от СМИС объекта информацию о прогнозе или возникновении ЧС, в т.ч. вызванной террористическим актом.

На основании вышеизложенного, ОАО "Усть-Луга Ойл" имело возможность разработать установленным законодательством Российской Федерации порядком сопряжение СМИС объекта с дежурно-диспетчерской службой организации (объекта), что заявителем не было сделано.

Тем не менее решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 21.11.2016 (дело N А56-45216/2016) предписание, в части, касающейся установки СМИС на объекте, признано незаконным, в связи с тем, что в данный момент техническая возможность автоматической передачи данных в ЕДДС Ленинградской области отсутствуют. Суд также обосновывает свое решение тем, что ГОСТ Р 22.1.12-2005 не включен в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ, и указывает на то, что одним из элементов законности предписания является его исполнимость, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, и доказательства наличия у ОАО "Усть-Луга Ойл" возможности выполнить оспариваемое предписание является обязанностью административного органа.