3.4. Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований

3.4. Доклад с руководством по соблюдению

обязательных требований

Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 N 806 "О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты" (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 02.03.2017 N 245) и от 22.07.2017 N 864 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам применения риск-ориентированного подхода при осуществлении отдельных видов государственного надзора и лицензионного контроля" федеральный государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

В этой связи, внесены соответствующие изменения в Положение о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 N 1418.

Указанным Положением предусмотрены критерии отнесения к категориям риска поднадзорных объектов, критерии по изменению (повышению/понижению) присвоенных ранее объектам надзора категорий риска, а также обязательность применения проверочных листов при осуществлении указанных надзорных функций.

Так, плановые проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляются исключительно в отношении:

организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если эти юридические лица (их структурные подразделения) и индивидуальные предприниматели или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих потенциально опасные объекты;

юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих критически важные объекты.

Работа по распределению подконтрольных субъектов надзора по категориям риска (с учетом предусмотренных законодательством Российской Федерации сроков составления планов плановых проверок на 2018 год) в настоящее время продолжается и планируется к завершению 31.12.2017.

Для приведения в соответствии с действующим законодательством разрабатываются необходимые изменения в Административный регламент МЧС России исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утвержденный приказом МЧС России от 14.06.2016 N 323.

Одновременно ведется работа по подготовке проекта приказа МЧС России, устанавливающего форму проверочных листов (списков контрольных вопросов), а также перечень вопросов, отражающих содержание обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Согласно пункту 4 поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича от 14.07.2017 N АД-П9-4581, данного во исполнение подпункта "а" пункта 2 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 09.07.2017 N Пр-1329, подготовлен проект указа Президента Российской Федерации "О внесении изменения в Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" (далее - проект указа).

Проведенный за последние 5 лет анализ деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по доведению указанной помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, выявил случаи несвоевременной организации выплат, что говорит о недостаточно эффективной и оперативной работе в данной сфере.

В этой связи, предлагается возложить на МЧС России функцию контроля за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по доведению помощи до граждан Российской Федерации, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, в части своевременности и обоснованности подготовки документов о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Установленным порядком проект указа прошел процедуру согласования с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, по предложениям которых был доработан, и в настоящее время находится на рассмотрении в Правительстве Российской Федерации.

Одновременно, в субъектах Российской Федерации с учетом специфики возможных рисков разработаны и размещены на официальных интернет-порталах главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации типовые программы профилактики нарушений обязательных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, обеспечения безопасности на водных объектах.

Дальнейшая работа по внедрению новых форм и методов работы осуществляется в том числе с учетом реализации приоритетного проекта "Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности".

В текущем году ряд нормативных правовых актов приведен в соответствие с действующим законодательством о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и тем самым конкретизированы обязательные требования в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2003 N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (в редакции постановлений Правительства Российской Федерации от 19.10.2016 N 1064, от 30.11.2016 N 1267, от 26.01.2017 N 80) раскрыта область применения органов повседневного управления РСЧС, расширен их перечень.

Кроме того, определены органы, обеспечивающие координацию деятельности органов повседневного управления единой системы и гражданской обороны, организацию информационного взаимодействия, а также осуществление мер информационной поддержки принятия решений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны, а также уточнены основные мероприятия, проводимые органами управления и силами РСЧС.

В нижеприведенной таблице 6 представлены обобщенные сведения с руководством по соблюдению обязательных требований по наиболее часто задаваемым вопросам подконтрольными субъектами, установленными в ходе анализа правоприменительной практики.