Источники информации, на которых основывается направление

Источники информации, на которых основывается направление:

1.

Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

2.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

3.

Федеральный закон от 30.12.2020 N 492-ФЗ "О биологической безопасности в Российской Федерации".

4.

Закон Российской Федерации от 22.12.1992 N 4180-1 "О трансплантации органов и (или) тканей человека".

5.

Указ Президента Российской Федерации от 11.03.2019 N 97 "Об Основах государственной политики Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности на период до 2025 года и дальнейшую перспективу".

6.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2045-р "Стратегия предупреждения распространения антимикробной резистентности в Российской Федерации на период до 2030 года".

7.

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".

8.

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.04.2012 N 390н "Об утверждении Перечня определенных видов медицинских вмешательств, на которые граждане дают информированное добровольное согласие при выборе врача и медицинской организации для получения первичной медико-санитарной помощи".

9.

Приказ Минздрава России от 07.04.2016 N 216н "Об утверждении формы информированного добровольного согласия на проведение искусственного прерывания беременности по желанию женщины".

10.

Приказ Минздрава России от 13.10.2017 N 804н "Об утверждении номенклатуры медицинских услуг".

11.

Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 785н "Об утверждении требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности".

12.

Приказ Минздрава России от 19.08.2020 N 869н "Об утверждении общих требований к организации посещения пациента родственниками и иными членами семьи или законными представителями пациента в медицинской организации, в том числе в ее структурных подразделениях, предназначенных для проведения интенсивной терапии и реанимационных мероприятий, при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях".

13.

Приказ Минздрава России от 19.08.2021 N 866н "Об утверждении классификатора работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность".

14.

Приказ Минздрава России от 12.11.2021 N 1051н "Об утверждении Порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства, формы информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и формы отказа от медицинского вмешательства".

15.

Федеральные клинические рекомендации "Принципы организации периоперационной антибиотикопрофилактики в учреждениях здравоохранения", Ноябрь, 2014 (Согласованы Профильной комиссией Минздрава России по эпидемиологии 20 ноября 2014 г., протокол N 4.) http://nasci.ru/?id=3370

16.

Клинические рекомендации (протоколы лечения) https://roszdravnadzor.gov.ru/medactivities/statecontrol/clinical

17.

WHO Guidelines for Safe Surgery 2009 Safe Surgery Saves Lives Patient Safety. World Health Organization.

18.

Carbral RA, et al. Use of a surgical safety checklist to improve team communication. AORN J. 2016 Sep; 104(3): 206 - 216. https://doi.org/10.1016/j.aorn.2016.06.019.

19.

Burssa D, Teshome A, Iverson K, Ahearn O, Ashengo T, Barash D, Barringer E, Citron I, Garringer K, McKitrick V, Meara J, Mengistu A, Mukhopadhyay S, Reynolds C, Shrime M, Varghese A, Esseye S, Bekele A. Safe Surgery for All: Early Lessons from Implementing a National Government-Driven Surgical Plan in Ethiopia. World J Surg. 2017 Dec; 41(12): 3038 - 3045. doi: 10.1007/s00268-017-4271-5. PMID: 29030677.

20.

Drum ET, Workneh RS, Tilahun R, McQueen KAK. Safe Surgery for All: Early Lessons from Implementing a National Government-Driven Surgical Plan in Ethiopia. World J Surg. 2018 Nov; 42(11): 3812 - 3813. doi: 10.1007/s00268-018-4523-z. PMID: 29392432.

21.

Jain D, Sharma R, Reddy S. WHO Safe Surgery Checklist: Barriers to universal acceptance. J Anaesthesiol Clin Pharmacol. 2018 Jan-Mar; 34(1): 7 - 10.

22.

Chew MH, Koh FH, Ng KH. A call to arms: a perspective on safe general surgery in Singapore during the COVID-19 pandemic. Singapore Med J. 2020 Jul; 61(7): 378 - 380. doi:

23.

World Health Organization. Anesthesia Safety Checklist. Accessed Jan 4, 2020. https://www.who.int/surgery/publications/s15980e.pdf.

N

Требование

N

Критерии

N

Составляющие критерия (в медицинской организации должно быть:)

9.1

В медицинской организации разрабатываются и применяются локальные акты по обеспечению хирургической безопасности

9.1.1

Создание базовых условий для обеспечения хирургической безопасности

Наличие в МО локальных актов по направлениям:

9.1.1.1

Порядок учета и анализа периоперационных осложнений

9.1.1.2

Организация работы амбулаторного приема хирурга, оказание медицинской помощи хирургом на дому

9.1.1.3

Порядок организации работы амбулаторного центра хирургии, включая:

-

порядок ведения пациентов в раннем послеоперационном периоде, включая организацию палат пробуждения

-

порядок обезболивания пациентов в послеоперационном периоде

-

порядок выписки пациентов

-

порядок информирования пациентов/их родственников

9.1.1.4

Организация работы травматологического пункта

9.2

В медицинской организации внедрен порядок учета, регистрации и анализа случаев периоперационных осложнений

9.2.1

Порядок учета, регистрации и анализа случаев периоперационных осложнений

9.2.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев периоперационных осложнений, в том числе после выписки из стационаров

9.2.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев периоперационных осложнений

9.2.1.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации периоперационных осложнений

9.2.1.4

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) проведения анализа периоперационных осложнений, использования полученных данных для разработки корректирующих действий

9.2.1.5

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) информирования медицинских работников о результатах анализа периоперационных осложнений

9.3

В медицинской организации обеспечивается хирургическая безопасность при оказании медицинской помощи на амбулаторном приеме и на дому

9.3.1

Порядок обеспечения хирургической безопасности при оказании медицинской помощи на амбулаторном приеме и на дому

9.3.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оказания медицинской помощи хирургом на амбулаторном приеме и на дому, включая:

-

идентификация пациента

-

оценка рисков, связанных с хирургическим вмешательством, включая:

-

аллергию

-

кровотечения

-

тромбообразования

-

инфекционные осложнения

-

анестезиологические осложнения

-

сопутствующие заболевания

-

противопоказания для оказания помощи в амбулаторных условиях

-

показания для проведения оперативного вмешательства в стационаре

-

показания к назначению системной антибактериальной терапии,

-

порядок обезболивания

-

маркировка места операции

-

наличие и контроль готовности медицинских изделий (оборудования)

9.3.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оказания медицинской помощи хирургом на амбулаторном приеме и на дому

9.3.1.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оказания медицинской помощи хирургом на амбулаторном приеме и на дому

9.4

В медицинской организации обеспечивается хирургическая безопасность при оказании помощи в травматологическом пункте

9.4.1

Порядок обеспечения хирургической безопасности в травматологическом пункте

9.4.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) работы травматологического пункта, включая:

-

сортировка пациентов

-

доступность рентгенологического исследования

-

показания для неотложной помощи

-

показания для госпитализации

-

реабилитация

-

экстренная вакцинопрофилактика

9.4.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) работы травматологического пункта

9.4.1.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) работы травматологического пункта

9.5

В медицинской организации обеспечивается хирургическая безопасность в амбулаторном центре хирургии

9.5.1

Порядок подготовки пациента к плановому оперативному вмешательству

9.5.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обследования пациента на амбулаторном этапе, в соответствии с предполагаемым хирургическим вмешательством, включая лабораторные и инструментальные исследования

9.5.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обследования пациента на амбулаторном этапе

9.5.1.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обследования пациента на амбулаторном этапе

9.5.2

Порядок проведения осмотров врачей-специалистов перед оперативным вмешательством

9.5.2.1

Проведение осмотра врачом-хирургом с оформлением предоперационного эпикриза, включая определение объема и методики вмешательства

9.5.2.2

Проведение осмотра врачом-анестезиологом с оформлением предоперационного эпикриза, включая определение методики анестезии

9.5.2.3

Проведение осмотра врачом-специалистом (при необходимости при наличии сопутствующих заболеваний) с оформлением предоперационного эпикриза, включая рекомендации по ведению в послеоперационном периоде

9.5.3

Порядок оценки рисков, связанных с хирургическим вмешательством и ведения групп пациентов в соответствии со степенью рисков

9.5.3.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки рисков, связанных с хирургическим вмешательством и ведения пациентов в соответствии со степенью риска, включая:

-

тромбоэмболические осложнения (ТЭЛА, тромбоз глубоких вен)

-

кровотечения

-

инфекционные осложнения

-

анестезиологические осложнения

-

аллергологические осложнения

9.5.3.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки рисков, связанных с хирургическим вмешательством и ведения пациентов в соответствии со степенью риска

9.5.3.3

Наличие МИ и ЛП для профилактики тромбоэмболических осложнений в расчетных количествах

9.5.3.4

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) проведения профилактики тромбоэмболических осложнений

9.5.3.5

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) проведения антибиотикопрофилактики, включая отметки времени введения и профилактической дозы АБ

9.5.4

Порядок подготовки пациента отделении и перевода в операционную

9.5.4.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) подготовки пациента до перевода в операционную, включая проведение гигиенических процедур, обеспечение специальной диеты, приема ЛП, проведения седации

9.5.4.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) подготовки пациента до перевода в операционную

9.5.4.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) подготовки пациента до перевода в операционную

9.5.5

Порядок использования контрольного перечня мер по обеспечению хирургической безопасности (хирургического чек-листа)

9.5.5.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по использованию хирургического чек-листа

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по использованию хирургического чек-листа, включая:

-

проведение идентификации пациента

-

подтверждение пациентом места и вида операции

-

подтверждение информации об аллергии

-

подтверждение маркировки места операции (если применимо)

-

наличие пульсоксиметра у пациента

-

наличие ЛП для анестезии в расчетном количестве

-

подтверждение оценки рисков хирургического вмешательства, факта проведения профилактики (если применимо)

-

подтверждение проведения профилактики в соответствии с алгоритмами

-

подтверждение наличия и исправности оборудования (включая необходимого для оказания реанимации: кислородное оборудование, отсос, зонды и т.д.)

-

подсчет количества инструментов и расходных материалов до ушивания раны

-

определение объема интраоперационной кровопотери

-

обсуждение участниками операционной бригады, включая врачей-хирургов и анестезиологов, среднего медицинского персонала основных проблем, произошедших во время операции, особенностей ведения пациента

9.5.6

Порядок наблюдения за состоянием пациентов в условиях операционной, включая палату пробуждения

9.5.6.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) наблюдения за состоянием пациентов в условиях операционной, включая палату пробуждения

9.5.6.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) наблюдения за состоянием пациентов в условиях операционной, включая палату пробуждения

9.5.6.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) наблюдения за состоянием пациентов в условиях операционной, включая палату пробуждения

9.5.7

Порядок перевода пациентов из операционной

9.5.7.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) перевода пациентов из операционной, включая:

-

наличие критериев перевода в палату пробуждения

-

наличие перечня медицинской документации, необходимой для перевода пациентов

-

порядок сопровождения пациентов медицинскими работниками

-

порядок передачи пациентов медицинским работникам

9.5.7.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) перевода пациентов из операционной

9.5.7.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) перевода пациентов из операционной

9.5.8

Порядок ведения пациентов в послеоперационном периоде

9.5.8.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) ведения пациентов в послеоперационном периоде, включая:

-

формы/листы наблюдения с перечнем контролируемых показателей - симптомов осложнений хирургических вмешательств (с определением критических значений), регулярности оценки каждого показателя

-

оформление данных мониторинга в медицинской документации

9.5.8.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) ведения пациентов в раннем послеоперационном периоде

9.5.8.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) ведения пациентов в раннем послеоперационном периоде, включая наличие полностью заполненных форм/листов наблюдения за состоянием пациентов в послеоперационном периоде без исправлений

9.5.9

Порядок обезболивания пациентов в послеоперационном периоде

9.5.9.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обезболивания пациентов в послеоперационном периоде, включая:

-

оценка интенсивности боли при помощи шкал оценки, применимых для различных категорий пациентов, в том числе находящихся без сознания или не способных к коммуникации (дети, пациенты с когнитивными нарушениями)

-

индивидуальный подбор методов обезболивания, ЛП, дозировок

-

оценка эффективности обезболивания в послеоперационном периоде

9.5.9.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обезболивания пациентов в послеоперационном периоде

9.5.9.3

Наличие у медицинских работников шкал для оценки интенсивности боли

9.5.9.4

Наличие ЛП, МИ для обезболивания в соответствии с алгоритмами (СОПами, инструкциями и другими локальными актами в соответствии с выбором МО) в расчетных количествах

9.5.9.5

Наличие документально установленных свидетельств исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обезболивания пациентов в послеоперационном периоде

9.6

В МО обеспечивается информирование пациентов по вопросам хирургической безопасности

9.6.1

Информирование с помощью информационных материалов для пациентов по вопросам хирургической безопасности

9.6.1.1

Наличие информационных материалов, в том числе буклетов, памяток, листовок и т.д. по вопросам хирургической безопасности, включая:

-

краткое описание хирургических вмешательств

-

возможные осложнения

-

особенности течения послеоперационного периода

-

особенности реабилитационного периода

9.6.2

Порядок оформления информированного добровольного согласия на хирургическое вмешательство

9.6.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оформления информированного добровольного согласия на хирургическое вмешательство, включая порядок информирования пациентов, предоставление времени для принятия решения, в том числе для получения второго мнения

9.6.2.2

Наличие манекенов, симуляторов, компьютерных программ для проведения консультирования пациентов о предстоящем хирургическом вмешательстве

9.6.2.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оформления информированного добровольного согласия на хирургическое вмешательство

9.7

В МО соблюдается конфиденциальность пациентов при оказании медицинской помощи

9.7.1

Порядок обеспечения конфиденциальности на всех этапах оказания медицинской помощи

9.7.1.1

Исполнение принципа конфиденциальности на всех этапах оказания медицинской помощи, включая:

-

проведение опросов и осмотров пациентов в отдельных помещениях, в отсутствие других пациентов

-

размещение пациентов с учетом приватности, в том числе размещение (по возможности) в одноместных палатах, разделение палат ширмами/перегородками