Источники информации, на которых основывается направление

Источники информации, на которых основывается направление:

1.

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

2.

Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

3.

Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении положения по организации оказания первичной медико-санитарной помощи".

4.

Приказ Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи".

5.

Приказ Минздрава России и Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.05.2019 N 345н/372н "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья".

6.

Приказ Минздрава России от 31.05.2019 N 348н "Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому".

7.

Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности".

8.

ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода (утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации от 31.03.2015 N 199-ст).

9.

Национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 56819-2015 "Надлежащая медицинская практика. Инфологическая модель. Профилактика пролежней" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2015 г. N 2089-ст).

10.

Методические рекомендации "Комплекс мер, направленный на профилактику падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста" (утв. Минздравом России 15.12.2020).

11.

Клинические рекомендации "Патологические переломы, осложняющие остеопороз" (утв. Минздравом России 2022 г.).

12.

Клинические рекомендации "Старческая астения" (утв. Минздравом России, 2020 г.)

13.

Клинические рекомендации "Остеопороз" (утв. Минздравом России, 2021 г.)

14.

Morris R, O'Riordan S. Prevention of falls in hospital. Clin Med (Lond). 2017 Jul; 17(4): 360 - 362. doi: 10.7861/clinmedicine.17-4-360. PMID: 28765417; PMCID: PMC6297656.

15.

Guirguis-Blake JM, Michael YL, Perdue LA, Coppola EL, Beil TL, Thompson JH. Interventions to Prevent Falls in Community-Dwelling Older Adults: A Systematic Review for the U.S. Preventive Services Task Force [Internet]. Rockville (MD): Agency for Healthcare Research and Quality (US); 2018 Apr. Report No.: 17-05232-EF-1. PMID: 30234932.

16.

Elliott S, Leland NE. Occupational Therapy Fall Prevention Interventions for Community-Dwelling Older Adults: A Systematic Review. Am J Occup Ther. 2018 Jul/Aug; 72(4): 7204190040p1-7204190040p11. doi: 10.5014/ajot.2018.030494. PMID: 29953828.

17.

World Health Organization. Clean Care Is Safer Care: e Evidence for Clean Hands. Accessed Jan 3, 2020. https://www.who.int/gpsc/country_work/en.

18.

World Health Organization. Falls. Jan 16, 2018. Accessed Jan 3, 2020. https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/falls.

N

Требование

N

Критерии

N

Составляющие критерия (в медицинской организации должно быть:)

11.1

В медицинской организации разрабатываются и применяются локальные акты по организации качественного и безопасного ухода за пациентами

11.1.1

Создание базовых условий для организации качественного и безопасного ухода за пациентами

Наличие в МО локальных актов по направлениям:

11.1.1.1

Порядок организации ухода за пациентами, включая мероприятия по профилактике падений и пролежней

11.1.1.2

Порядок регулярного обучения работников уходу за пациентами, профилактике падений и пролежней

11.1.1.3

Порядок допуска работников к осуществлению ухода за пациентами

11.1.1.4

Порядок учета, регистрации, анализа нежелательных событий, связанных с проведением манипуляций по уходу за пациентами, падений и пролежней

11.1.1.5

Порядок обучения пациентов и лиц, осуществляющих уход, манипуляциям по уходу, профилактике падений, профилактике и лечению пролежней

11.2

В медицинской организации обеспечивается надлежащий и безопасный уход за пациентами

11.2.1

Порядок ухода за пациентами

11.2.1.1

Наличие мультидисциплинарной рабочей группы по разработке и обновлению алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по уходу за пациентами

11.2.1.2

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по уходу за пациентами

11.2.1.3

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по уходу за пациентами

11.2.1.4

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по уходу за пациентами

11.2.2

Порядок информирования по вопросам ухода и обучение пациентов и ухаживающих манипуляциям по уходу

11.2.2.1

Наличие информационных материалов (постеров, буклетов, памяток и т.п.) по уходу за пациентами

11.2.2.2

Наличие специальных средств для обучения манипуляциям по уходу, включая: манекены, симуляторы, компьютерные программы, телевизоры и др.

11.2.2.3

Знание и правильное выполнение манипуляций по уходу самими пациентами и ухаживающими

11.3

В медицинской организации проводится работа по профилактике падений пациентов, посетителей, медицинских работников

11.3.1

Порядок оценки риска падений и проведения мероприятий по профилактике падений пациентов

11.3.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки риска падений:

-

порядок идентификации пациентов с высоким риском падений

-

порядок действий сотрудников в случае идентификации пациентов с высоким риском падений

-

правильный выбор метода перемещения пациента: на кресле, пешком в сопровождении квалифицированным персоналом

-

порядок оформления степени риска падений в медицинской документации

11.3.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки риска падений

11.3.1.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки риска падений

11.3.2

Обеспечение безопасной прилегающей территории МО и безопасной планировки подразделений с учетом риска падений

11.3.2.1

Безопасная планировка помещений для пациентов, включая:

-

выходные двери в прямой видимости от кровати

-

двери, открывающиеся наружу

-

минимально необходимое количество исправной, устойчивой мебели

-

наличие поручней, перил в туалетах

-

отсутствие наледи на прилегающей к МО территории

11.3.3

Обеспечение оптимального выбора напольного покрытия, стен, тротуаров

11.3.3.1

Выбор безопасных материалов, включая:

-

Половое покрытие/тротуары, особенно для мест с повышенной влажностью

-

Контрастные цвета для пола и стен

11.3.4

Порядок проведения влажной уборки

11.3.4.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения влажной уборки, включая требования: отсутствие луж, наличие предупреждающих знаков "мокрый пол"

11.3.4.2

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения влажной уборки

11.3.5

Обеспечение оптимальной организации освещения в помещениях и коридорах, холлах МО, на территории вокруг МО

11.3.5.1

Наличие освещения в соответствии с нормативными требованиями, в том числе исключение бликов на полу

11.3.6

Обеспечение исправным специальным оборудованием для снижения риска падений в условиях дневного стационара

11.3.6.1

Наличие кроватей:

-

с возможностью регулировки высоты

-

с исправной тормозной системой

-

с действующими ограничителями

11.3.6.2

Наличие кресел:

-

с исправными подставками для ног

-

с исправными тормозами

11.3.7

Порядок информирования и обучения пациентов и ухаживающих об эффективных мероприятиях по профилактике падений, в том числе при оказании медицинской помощи на дому

11.3.7.1

Наличие информационных материалов (постеров, буклетов, памяток и т.п.) по профилактике падений

11.3.7.2

Знание пациентами и ухаживающими мероприятий по профилактике падений

11.3.8

Порядок учета, регистрации и анализа случаев падений пациентов, посетителей и работников

11.3.8.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев падений пациентов, посетителей и работников

11.3.8.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев падений пациентов, посетителей и работников

11.3.8.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) соблюдения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев падений пациентов, посетителей и работников

11.3.8.4

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) проведения анализа случаев падений пациентов, посетителей и работников, использования полученных данных для разработки корректирующих действий

11.3.8.5

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) информирования медицинских работников о результатах анализа падений в МО

11.4

В медицинской организации организуется уход за пациентами с пролежнями или высоким риском развития пролежней

11.4.1

Порядок оценки риска, профилактики и лечения пролежней

11.4.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки риска, профилактики и лечения пролежней

11.4.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки риска, профилактики и лечения пролежней

11.4.1.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки риска, профилактики и лечения пролежней

11.4.2

Порядок информирования и обучения пациентов и ухаживающих об эффективных мероприятиях по профилактике и лечению пролежней

11.4.2.1

Наличие информационных материалов (постеров, буклетов, памяток и т.п.) по профилактике и лечению пролежней

11.4.2.2

Знание пациентами и ухаживающими мероприятий по профилактике и лечению пролежней

11.4.3

Порядок учета, регистрации и анализа случаев пролежней

11.4.3.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев пролежней

11.4.3.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев пролежней

11.4.3.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) соблюдения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев пролежней

11.4.3.4

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) проведения анализа случаев пролежней, использования полученных данных для разработки корректирующих действий

11.4.3.5

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) информирования медицинских работников о результатах анализа пролежней

11.5

В медицинской организации создаются условия для посещений пациентов и их сопровождающих

11.5.1

Организация условий для посещений МО пациентами и их сопровождающими

11.5.1.2

Наличие технических возможностей для обеспечения посещений МО пациентами и их сопровождающими:

-

наличие гардероба для посетителей

-

наличие бахил, СИЗов (при необходимости) в расчетных количествах

-

наличие холлов с посадочными местами в расчетных количествах

-

наличие кафетерия, столовой, игровой