7. Роль медицинских организаций в обеспечении межведомственного взаимодействия при выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, и их семей

7. Роль медицинских организаций в обеспечении межведомственного взаимодействия при выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, и их семей.

В случае обнаружения несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, медицинская организация должна обеспечить защиту прав несовершеннолетнего посредством инициации межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на основе требований Федерального закона N 120-ФЗ.

В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:

- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;

- органы управления социальной защитой населения;

- федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;

- органы опеки и попечительства;

- органы по делам молодежи;

- органы управления здравоохранением;

- органы службы занятости;

- органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции);

- прочие учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Медицинский работник, обнаруживший несовершеннолетнего (семью), находящегося в социально опасном положении, незамедлительно информирует руководителя медицинской организации (либо другое уполномоченное лицо) и передает сведения о ребенке в кабинет медико-социальной помощи. Руководство медицинской организации организует проведение экстренного заседания медико-социальной комиссии, где в заочной форме рассматриваются все данные о ребенке и его семье. При этом надо учитывать, что индивидуальная профилактическая работа в рамках межведомственного взаимодействия проводится в том числе в отношении следующих категорий несовершеннолетних (пункт 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ):

1) безнадзорных или беспризорных;

2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;

3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;

5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;

6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;

8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

11) несовершеннолетних, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;

12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

В случае подтверждения на заседании МСК факта нахождения несовершеннолетнего (семьи) в социально опасном положении ответственное лицо формирует сигнальную карту о выявлении СОП несовершеннолетних в региональной информационной системе "Учет и мониторинг несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей", при наличии такой системы. В этом случае передача персональных данных ребенка и его семьи по каналам межведомственного взаимодействия допускается без оформления добровольного информированного согласия одного из его родителей или иных законных представителей.

При отсутствии в субъекте Российской Федерации аналогичной информационной системы сигнальная карта либо экстренное извещение в иной форме направляется органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с порядком межведомственного взаимодействия, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или соответствующим межведомственным документом.

В рамках межведомственного взаимодействия органы управления здравоохранением и подведомственные медицинские организации в пределах своей компетенции обеспечивают:

1) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни;

2) развитие сети медицинских организаций, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь несовершеннолетним;

3) круглосуточный прием и содержание в медицинских организациях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;

4) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;

5) выхаживание и содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с рождения и до достижения ими возраста четырех лет включительно, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;

6) оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних;

7) круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;

8) оказание специализированной медицинской помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении;

9) подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

10) выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении, в том числе проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;

11) выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.

Реализация запланированных реабилитационных мероприятий конкретными медицинскими организациями осуществляется согласно разработанным индивидуальным программам реабилитации, с последующей отметкой о выполнении в системе "Учет и мониторинг несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей" или в других информационных системах (при их наличии).

Все несовершеннолетние, находящиеся в СОП, и после снятия с межведомственного учета наблюдаются в отделениях медико-социальной помощи лечебно-профилактических учреждений.