7. Роль медицинских организаций в обеспечении межведомственного взаимодействия при выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, и их семей
7. Роль медицинских организаций в обеспечении межведомственного взаимодействия при выявлении детей, находящихся в социально опасном положении, и их семей.
В случае обнаружения несовершеннолетних и их семей, находящихся в социально опасном положении, медицинская организация должна обеспечить защиту прав несовершеннолетнего посредством инициации межведомственного взаимодействия с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на основе требований Федерального закона N 120-ФЗ.
В систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят:
- комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- органы управления социальной защитой населения;
- федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
- органы опеки и попечительства;
- органы управления здравоохранением;
- органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции);
- прочие учреждения, осуществляющие отдельные функции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Медицинский работник, обнаруживший несовершеннолетнего (семью), находящегося в социально опасном положении, незамедлительно информирует руководителя медицинской организации (либо другое уполномоченное лицо) и передает сведения о ребенке в кабинет медико-социальной помощи. Руководство медицинской организации организует проведение экстренного заседания медико-социальной комиссии, где в заочной форме рассматриваются все данные о ребенке и его семье. При этом надо учитывать, что индивидуальная профилактическая работа в рамках межведомственного взаимодействия проводится в том числе в отношении следующих категорий несовершеннолетних (пункт 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ):
1) безнадзорных или беспризорных;
2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;
3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;
4) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию;
5) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания;
6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;
7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;
8) совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;
9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, предусмотренные Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;
11) несовершеннолетних, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания или отсрочка исполнения приговора;
12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;
13) осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;
14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
В случае подтверждения на заседании МСК факта нахождения несовершеннолетнего (семьи) в социально опасном положении ответственное лицо формирует сигнальную карту о выявлении СОП несовершеннолетних в региональной информационной системе "Учет и мониторинг несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей", при наличии такой системы. В этом случае передача персональных данных ребенка и его семьи по каналам межведомственного взаимодействия допускается без оформления добровольного информированного согласия одного из его родителей или иных законных представителей.
При отсутствии в субъекте Российской Федерации аналогичной информационной системы сигнальная карта либо экстренное извещение в иной форме направляется органам и учреждениям системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в соответствии с порядком межведомственного взаимодействия, установленным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации или соответствующим межведомственным документом.
В рамках межведомственного взаимодействия органы управления здравоохранением и подведомственные медицинские организации в пределах своей компетенции обеспечивают:
1) распространение санитарно-гигиенических знаний среди несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, а также пропаганду здорового образа жизни;
2) развитие сети медицинских организаций, оказывающих наркологическую и психиатрическую помощь несовершеннолетним;
3) круглосуточный прием и содержание в медицинских организациях заблудившихся, подкинутых и других детей в возрасте до четырех лет, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей;
4) медицинское обследование несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и подготовку рекомендаций по их устройству с учетом состояния здоровья;
5) выхаживание и содержание детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, с рождения и до достижения ими возраста четырех лет включительно, а также содействие органам опеки и попечительства в устройстве таких несовершеннолетних;
6) оказание консультативной помощи работникам органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также родителям или иным законным представителям несовершеннолетних;
7) круглосуточный прием несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, для оказания им медицинской помощи при наличии показаний медицинского характера;
8) оказание специализированной медицинской помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении;
9) подготовку в установленном порядке заключений о состоянии здоровья несовершеннолетних, совершивших преступление или общественно опасное деяние, в целях установления у них наличия (отсутствия) противопоказаний медицинского характера для направления в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;
10) выявление, учет, обследование при наличии показаний медицинского характера и лечение несовершеннолетних, употребляющих алкогольную и спиртосодержащую продукцию, наркотические средства, психотропные или одурманивающие вещества, а также осуществление других входящих в их компетенцию мер по профилактике алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетними, наркомании и токсикомании несовершеннолетних и связанных с этим нарушений в их поведении, в том числе проведение профилактических медицинских осмотров обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также образовательных организациях высшего образования;
11) выявление источников заболеваний, передаваемых половым путем, обследование и лечение несовершеннолетних, страдающих этими заболеваниями.
Реализация запланированных реабилитационных мероприятий конкретными медицинскими организациями осуществляется согласно разработанным индивидуальным программам реабилитации, с последующей отметкой о выполнении в системе "Учет и мониторинг несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, и их семей" или в других информационных системах (при их наличии).
Все несовершеннолетние, находящиеся в СОП, и после снятия с межведомственного учета наблюдаются в отделениях медико-социальной помощи лечебно-профилактических учреждений.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей