<Информация> Минфина России от 08.12.2017 "Вопросы применения МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" банками и другими кредитными организациями"

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

от 8 декабря 2017 года

ВОПРОСЫ

ПРИМЕНЕНИЯ МСФО (IFRS) 9 "ФИНАНСОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ" БАНКАМИ

И ДРУГИМИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ

МСФО (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" введен в действие для применения на территории Российской Федерации приказом Минфина России от 27 июня 2016 г. N 98н. Согласно пункту 7.1.1 МСФО (IFRS) 9 данный стандарт подлежит обязательному применению в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2018 г. или после этой даты (допускается досрочное применение).

Применение МСФО (IFRS) 9, который заменит МСФО (IAS) 39 "Финансовые инструменты: признание и оценка", приведет к существенным изменениям в учете финансовых инструментов, в частности, в вопросах классификации и оценки финансовых инструментов, признания убытков от обесценения финансовых активов, учета хеджирования.

Введение новых требований, предусмотренных МСФО (IFRS) 9, приведет к значительным изменениям в финансовой отчетности, в первую очередь, банков и других кредитных организаций. Для многих таких организаций переход на модель ожидаемых кредитных убытков может оказаться самым существенным изменением в требованиях МСФО с момента внедрения этих стандартов. Оценка ожидаемых кредитных убытков в соответствии с МСФО (IFRS) 9 в значительно большей степени основывается на суждениях и является более сложной, чем оценка понесенных кредитных убытков согласно МСФО (IAS) 39. Переход на МСФО (IFRS) 9 потребует от многих банков и других кредитных организаций существенного увеличения объема собираемой информации и улучшения ее качества, разработки и внедрения новых моделей и методологии для оценки ожидаемых кредитных убытков, а также изменений во внутренних системах и процедурах.

Международный опыт внедрения МСФО (IFRS) 9 в банках и других кредитных организациях показывает, что успешное осуществление данного проекта предполагает, в первую очередь, разработку детального плана мероприятий, необходимых для реализации новых требований. Значение такого плана определяется не только сложностью проекта, но и тем обстоятельством, что для успешного внедрения МСФО (IFRS) 9 требуется активное взаимодействие разных подразделений банка или другой кредитной организации (подразделения, отвечающие за бухгалтерский учет, информационные технологии, управление рисками, др.).

Первым этапом в рамках плана мероприятий по переходу на МСФО (IFRS) 9 может быть анализ расхождений и(или) несоответствий между текущей практикой ведения учета, сбора и анализа информации и новыми требованиями МСФО (IFRS) 9 ("гэп-анализ") с целью определения потребностей в доработке существующих моделей, методологии, систем, процедур. Вторым этапом может быть разработка моделей, методологии и требований к системам и процедурам, которые обеспечат соответствие требованиям МСФО (IFRS) 9. Третьим этапом может быть внедрение разработанных моделей, методологии, систем и процедур, а также их тестирование. Для успешного перехода на МСФО (IFRS) 9 в течение определенного времени целесообразно вести параллельный учет финансовых инструментов по новым и старым требованиям в рамках последнего этапа перехода на МСФО (IFRS) 9. Такой параллельный учет позволит протестировать новые системы и процедуры до начала их применения.