2.1. Общие требования охраны труда при организации и проведении работ по ТО и ТР кранов

2.1. Общие требования охраны труда при организации и проведении работ по ТО и ТР кранов.

2.1.1. ТО и ТР кранов следует выполнять с учетом требований, предусмотренных технологической и эксплуатационной документацией, Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения".

2.1.2. Работники, допущенные к выполнению работ, связанных с ТО и ТР крана, должны быть ознакомлены с технологическим процессом предстоящих работ, знать устройство и принципы действия частей и узлов крана, производственного (цехового) оборудования.

При проведении работ необходимо соблюдать меры безопасности, обусловленные спецификой выполняемых работ.

2.1.3. До постановки на ТО и ТР кран должен быть очищен от загрязнений, а в зимнее время года - от снега и льда.

Очистка крана должна выполняться на специализированной механизированной позиции, имеющей соответствующее оборудование.

При использовании мини-моечных установок необходимо следить за исправностью оборудования, рабочим давлением на манометре, состоянием резьбовых соединений, исправности и герметичности шлангов.

Запрещается работать с мини-моечной установкой на электрифицированных путях, направлять струю воды на линии электропередачи, электрошкафы и другое оборудование, а также производить работы при нахождении в рабочей зоне людей. При работе с мини-моечной установкой следует использовать защитные очки (щитки).

2.1.4. При выполнении ТО и ТР крана, включая очистку поворотной части крана от снега (льда) и в случаях, связанных с выполнением работ на высоте, работу следует производить бригадой работников в составе из двух человек, один из которых должен с земли (площадки) контролировать действия другого работника, находящегося на поворотной части крана или платформе.

При подъеме (спуске) работника на платформу (кран) руки его должны быть свободными от каких либо предметов.

2.1.5. Перед проведением ежесменного ТО крана необходимо выполнить следующие операции:

установить кран в предназначенное для стоянки место, не имеющее уклона;

закрепить кран ручным стояночным тормозом;

под колесные пары уложить тормозные башмаки;

поворотную часть крана установить вдоль ходовой платформы:

полностью задвинуть выдвижные секции стрелы и установить стрелу горизонтально;

крюковую обойму поднять и зафиксировать в крайнее верхнее положение;

рельсовыми захватами кран закрепить к железнодорожному пути;

остановить двигатель.

Запрещается выполнять ТО крана при наличии на нем груза, находящегося в подвешенном состоянии.

2.1.6. Ввод (вывод) крана на ремонтную позицию в здание цеха должен проводиться по команде ответственного лица, назначенного на выполнение данного вида работ организационно-распорядительным документом по структурному подразделению, в присутствии мастера (бригадира) ремонтного участка.

2.1.7. Кран должен вводиться на ремонтную позицию цеха в транспортном положении.

В случае направления стрелы крана в сторону подвижной единицы (маневрового локомотива), первая должна быть прикрыта платформой.

Стрела должна быть расположена вдоль железнодорожного пути, опущена до уровня крыши кабины и закреплена путем стопорения механизма ее подъема. На платформе прикрытия стрела должна быть подстрахована от падения специальной стойкой.

Поворотная рама должна быть зафиксирована относительно ходовой рамы при помощи специальных устройств (в зависимости от типа крана).

2.1.8. Перед вводом (выводом) крана на ремонтную позицию в цех все работники, находящиеся в стойле и на кране, должны быть оповещены.

2.1.9. Скорость передвижения крана при его вводе (выводе) на позицию ремонтного участка, на открытые позиции и смотровые канавы не должна превышать 3 км/ч.

2.1.10. При вводе (выводе) крана на позицию ремонтного участка створки (шторы) распашных ворот должны быть полностью открыты и надежно закреплены, выдвижные консоли (пиноли) домкратов убраны, а проемы технологических площадок (смотровых эстакад) перекрыты съемными ограждениями с табличками "Не входить".

2.1.11. При вводе (выводе) крана на позицию ремонтного участка работники должны находиться на безопасном расстоянии от движущегося крана, за пределами мест, отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!".

2.1.12. При температуре наружного воздуха ниже 8 °C каждое открывание распашных ворот должно сопровождаться автоматическим включением воздушной тепловой завесы (при наличии).

2.1.13. Во время передвижения крана запрещается нахождение людей на платформе, лестнице, поворотной раме, в смотровой канаве, проеме ворот и других негабаритных местах ремонтной позиции, на которую вводится (выводится) кран.

2.1.14. При вводе крана на ремонтную позицию кран должен полностью поместиться внутри здания. При этом для свободного прохода работников необходимо соблюдать следующие расстояния:

от оси автосцепки до обреза (верхней ступени) канавы - не менее 1,2 метра;

между двумя подвижными единицами - не менее 2 метров.

2.1.15. После ввода крана на ремонтную позицию кран должен быть закреплен ручным стояночным тормозом, под колесные пары подложены тормозные башмаки, препятствующие движению крана в обе стороны.

Запрещается закрепление крана деревянными клиньями и прочими предметами.

2.1.16. Требования безопасности при вводе (выводе) крана на ремонтную позицию, должны быть установлены в технологическом процессе структурного подразделения с учетом местных условий.

2.1.17. Установку аутригеров крана на ремонтной позиции следует производить на специальную площадку.

2.1.18. До начала ТО и ТР дизель-электрических кранов должны быть выполнены следующие операции:

остановлен двигатель, дизель-генераторная установка;

на пульте управления вынуты предохранители пускового устройства дизель-генератора:

выключен аварийный выключатель и на нем вывешен плакат "Не включать! Работают люди";

отключен выключатель аккумуляторной батареи;

снято напряжение от внешнего источника питания;

слиты охлаждающая вода, дизельное масло и топливо (с кранов, которые будут проходить ТР).

2.1.19. Работники должны подниматься на кран и спускаться с него только после полной остановки механизмов крана.

Включение механизмов крана при нахождении людей на поворотной платформе запрещено.

2.1.20. Спускаться в смотровую канаву для осмотра и мелкого ремонта ходовой части крана следует по лестнице или стремянке, после полной остановки крана и укладки тормозных башмаков под крайнюю колесную пару с двух сторон.

При осмотре ходовых частей крана работник должен быть в защитной каске, а для освещения использовать переносной светильник.

2.1.21. При подъеме (спуске) по лестницам на возвышенные технологические площадки необходимо держаться за поручни обеими руками. При уклоне лестницы выхода на повышенную площадку более 60° подъем и спуск следует осуществлять лицом к лестнице.

Во время подъема (спуска) на повышенные площадки находиться на лестнице шириной до 1,5 метра более одного человека запрещено.

Находясь на повышенных площадках ремонтных стойл, выходить на платформу крана (крышу кабины) следует по оборудованным площадкам.

2.1.22. Ремонтные работы на стреле крана преимущественно следует производить с платформы или с повышенных стационарных (передвижных) площадок.

При выполнении ремонтных работ на стреле крана с использованием средств подмащивания, а также находясь на крыше кабины крана работники должны выполнять требования Правил по охране труда при работе на высоте, использовать защитную каску и страховочное устройство, канат которого крепится к специально протянутому над рабочим местом тросу. Страховочная конструкция должна позволять выполнение всех работ, предусмотренных ТО и ТР крана.

2.1.23. При выполнении работ в смотровой канаве, на пониженной площадке, работ с использованием грузоподъемных механизмов, необходимо использовать защитную каску.

2.1.24. При выполнении ТО и ТР крана для дополнительного освещения следует использовать переносные электрические светильники напряжением не выше 50 В или электрические фонари с автономным питанием.

2.1.25. При работе на высоте инструмент следует располагать так, чтобы исключалось его падение.

При откручивании и закручивании болтов движение ключа следует направлять к себе. При этом необходимо располагаться лицом к краю платформы крана (крыши кабины, стрелы), не допуская падения инструмента и деталей.

Запрещается держать в рабочей зоне лишние детали и инструменты.

2.1.26. Сливать топливо, масло, охлаждающую жидкость перед снятием узлов и деталей крана следует в специальную тару, не допуская разлива.

Разлитое масло или топливо необходимо удалять с помощью песка или опилок, которые после использования следует убирать в металлические ящики с крышками, установленные вне помещения.

2.1.27. Систему охлаждения следует заправлять при помощи специально предназначенной для этой цели посуды.

2.1.28. На местах ТО и ТР кранов не допускается:

применение легковоспламеняющихся жидкостей (далее - ЛВЖ) для промывки деталей и агрегатов непосредственно на кране;

использование ЛВЖ для уборки производственных помещений;

хранение ЛВЖ, отработанного масла, порожней тары из-под топлива и смазочных материалов;

заправка кранов топливом;

загромождение проходов и выходов из помещений материалами, оборудованием, демонтированными агрегатами.

2.1.29. Для мойки деталей преимущественно должны применяться негорючие составы, пасты, эмульсии. Использованные обтирочные материалы (промасленные концы, ветошь) должны немедленно убираться в металлические ящики с плотными крышками, а по окончании рабочего дня удаляться из производственных помещений в специально отведенные места.

Промывку мелких деталей в керосине необходимо производить на участке, оборудованном системой вентиляции.

Запрещается производить помывку деталей, узлов крана раствором каустической соды.

2.1.30. Запрещается подтягивать соединения, муфты на трубопроводах, находящихся под давлением.

2.1.31. Снятие и установка деталей, узлов и агрегатов, требующие больших физических усилий, должны производиться с использованием грузоподъемных механизмов, специальных съемников и других приспособлений.

2.1.32. Агрегаты и узлы массой более 15 кг необходимо перемещать с помощью грузоподъемных механизмов и средств малой механизации.

Запрещается находиться под поднятым грузом.

2.1.33. Работу по монтажу и демонтажу стального каната (распасовка, запасовка) следует производить в защитных рукавицах, которые не должны иметь механических повреждений, следов нефтепродуктов и масел.

2.1.34. Перед сматыванием троса на барабан следует убедиться в устойчивости подставки под барабан.

2.1.35. При выпрессовке (запрессовке осей валов) следует применять специальное приспособление (оправка) с целью исключения травмирования рук ударным инструментом.

2.1.36. Запрещается при работающем двигателе, дизель-генераторной установке крана выполнять какие-либо работы у вращающихся, не закрытых защитными кожухами или ограждениями механизмов крана.

2.1.37. Разборка и сборка узлов дизель-генераторной установки, двигателя должна производиться с использованием стендов, технологических площадок, домкратов, кантователей, стеллажей, съемников, направляющих втулок, специальных ключей и других устройств, обеспечивающих механизацию тяжелых и трудоемких операций, а также безопасное производство работ.

При осмотре и ремонте дизель-генераторной установки на кране для освещения следует использовать переносной электрический светильник, защищенный от механических повреждений, с напряжением питания не выше 12 В.

2.1.38. При замене или доливе масел и жидкостей в процессе обслуживания или ремонта крана сливные и заливные пробки необходимо отворачивать и заворачивать только предназначенным для этой цели инструментом.

2.1.39. При проверке уровня масла и жидкости в агрегатах запрещается пользоваться открытым огнем.

2.1.40. При увязке проволоки следует использовать защитные очки и защитные рукавицы.

2.1.41. Ремонт и испытание грузоподъемных механизмов крана следует производить в соответствии с требованиями Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения" и ГОСТ Р 54767, руководства (инструкции) по эксплуатации крана.

Испытания грузоподъемных механизмов кранов необходимо проводить на специальных местах, оборудованных площадками с твердым покрытием для установки дополнительных опор крана. Опоры крана должны быть исправны и под них подложены прочные и устойчивые подкладки в соответствии с эксплуатационной документацией.

2.1.42. ТО канатов следует выполнять с учетом типа каната, типа крана, частоты его использования и условий окружающей среды.

При повреждениях каната, не допускающих его дальнейшую эксплуатацию, он может быть укорочен при условии, что отсутствуют недопустимые повреждения в остающейся части каната, а на барабане, при самом низком положении грузозахватного органа, остается достаточное количество запасных витков.

2.1.43. В процессе производства работ по ТО и ТР крана запрещается:

производить на электрифицированном железнодорожном пути или под воздушной линией электропередачи работы, связанные с перемещением стрелы крана, подъемом на стрелу крана, либо приближением работников и используемых ими приспособлений на расстояние ближе 2 м от контактной сети и линий электропередачи;

снимать ограждения и защитные кожухи токоведущих частей производственного оборудования;

наступать на электрические кабели и провода;

открывать двери электрошкафов, находящихся под напряжением;

прикасаться к арматуре общего освещения, к оборванным, оголенным электропроводам, зажимам (клеммам) и другим легко доступным токоведущим частям;

работать вблизи вращающихся частей производственного оборудования, не защищенных ограждающими сетками или щитками, а также снимать защитные ограждения, сетки и кожухи с вращающихся частей оборудования до полной их остановки;

производить самостоятельно ремонт вышедшего из строя производственного (цехового) оборудования;

чистить и смазывать механизмы во время их работы;

включать и останавливать (кроме аварийных случаев) машины, станки и механизмы, работа на которых не входит в функциональные обязанности работника;

переходить в не установленных местах через транспортеры и конвейеры, подлезать под них и заходить за ограждения опасных мест;

находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения; находиться в смотровой канаве (на пониженной площадке смотровой канавы), на платформе, поворотной раме, стреле крана, а также в местах, отмеченных знаком безопасности "Осторожно! Негабаритное место!" при вводе (выводе) крана на ремонтную позицию;

находиться в проеме открытых шторных ворот или при их подъеме и опускании;

производить работу, если пол на рабочем месте скользкий (облит маслом, другими ГСМ).

2.1.44. На кранах, поставленных на место стоянки, должно быть выключено зажигание (подача топлива), отключена масса (если имеется выключатель), произведено закрепление ходовых тележек ручными тормозами, а под колесные пары уложены тормозные башмаки. Съемные грузозахватные приспособления должны быть убраны в специально предназначенные места, исключающие воздействие на них внешних факторов.

2.1.45. При стоянке крана в производственном помещении запрещается запуск двигателя при отсутствии в помещении системы механической вытяжной вентиляции.