IV.3. Отражение в бухгалтерском учете объектов учета финансовой (неоперационной) аренды арендодателем (правообладателем) имущества
IV.3. Отражение в бухгалтерском учете объектов
учета финансовой (неоперационной) аренды арендодателем
(правообладателем) имущества
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что государственные (муниципальные) казенные, бюджетные и автономные учреждения, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
При этом учреждения вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Учитывая изложенное, заключение казенными, бюджетными и автономными учреждениями договоров пользования имущества (договоров аренды), квалифицируемых как финансовая (неоперационная) аренда, возможно при соблюдении ограничений в отношении прав учреждений по распоряжению государственным (муниципальным) имуществом.
Согласно статье 298 Гражданского кодекса Российской Федерации:
казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества;
бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом;
автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
При отражении операций с недвижимостью необходимо также учитывать требования законодательства Российской Федерации об обязательной государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней, права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение. В частности, государственной регистрации подлежат право постоянного пользования, ипотека, право пожизненного наследуемого владения, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно статьям 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальных образований права собственника осуществляют уполномоченные органы власти (органы местного самоуправления).
Учитывая изложенное, рассмотрим пример заключения договора аренды с правом выкупа здания органом, осуществляющим полномочия собственника в отношении государственной (муниципальной) казны.
Согласно пункту 9 СГС "Аренда" объекты бухгалтерского учета, возникающие при передаче государственного (муниципального) имущества, составляющего государственную (муниципальную) казну, органом, уполномоченным на управление таким имуществом, классифицируются для целей настоящего Стандарта в качестве объектов учета аренды.
Вместе с этим, закрепление государственного (муниципального) имущества на праве оперативного управления за субъектами учета с целью выполнения ими возложенных на них полномочий (функций) не классифицируются в качестве объектов учета аренды. В связи с чем к операциям по передаче (принятию) имущества между органами власти и (или) учреждениями, осуществляемым в рамках управления собственностью публичного правового образования, СГС "Аренда" не применяется.
Указанные операции отражаются в бухгалтерском (бюджетном) учете в соответствии с порядком, предусмотренным Инструкциями N 157н и N 162н и Инструкциями N 174н и N 183.
- 1. Передача имущества в пользование по финансовой (неоперационной) аренде
- 2. Предстоящие доходы от предоставления права пользования активом по финансовой (неоперационной) аренде
- 3. Признание процентных доходов по финансовой (неоперационной) аренде
- 4. Признание доходов текущего финансового года от предоставления права пользования активом по операционной аренде
- 5. Признание доходов по условным арендным платежам (доходов от возмещения затрат на содержание переданного в пользование имущества)
- 6. Отражение досрочного прекращения договорных отношений, по которым отражены объекты учета финансовой (неоперационной) аренды
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей