Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 19 декабря 2017 г. N 1588

ИЗМЕНЕНИЯ,

КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ПОЛОЖЕНИЕ О ГОСУДАРСТВЕННОМ

РЕГУЛИРОВАНИИ ТАРИФОВ, СБОРОВ И ПЛАТЫ В ОТНОШЕНИИ РАБОТ

(УСЛУГ) СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В СФЕРЕ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК

1. Пункт 3 дополнить абзацами следующего содержания:

"долгосрочный период регулирования" - период регулирования сроком не менее 5 лет, а в отношении договоров на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации - не менее срока действия таких договоров;

"единственный поставщик" - производитель (подрядчик, исполнитель) товаров, работ, услуг для нужд субъекта регулирования, с которым субъект регулирования заключает договор без проведения конкурсных процедур закупок, предусмотренных положением о закупке субъекта регулирования.".

2. Дополнить пунктом 6(1) следующего содержания:

"6(1). Решения об изменении уровня тарифов, сборов и платы в случаях, предусмотренных пунктом 9 Порядка регулирования доступа к услугам железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики, являющегося приложением N 2 к Протоколу о скоординированной (согласованной) транспортной политике (приложение N 24 к Договору о Евразийском экономическом союзе, подписанному в г. Астане 29 мая 2014 г.), вправе принимать субъект регулирования в рамках предельных уровней таких тарифов, сборов и платы, установленных Федеральной антимонопольной службой в соответствии с утвержденными этой Службой методическими указаниями. Указанное изменение тарифов, сборов и платы может осуществляться с применением понижающих и повышающих коэффициентов, определяемых субъектами регулирования на период до 10 лет.".

3. Дополнить пунктом 7(3) следующего содержания:

"7(3). Тарифы, сборы и плата в отношении перевозок грузов железнодорожным транспортом общего пользования, в том числе перевозок порожнего железнодорожного подвижного состава в составе грузовых поездов (далее - перевозки грузов), и оказания услуг по использованию инфраструктуры при перевозке грузов устанавливаются органом регулирования на долгосрочный период регулирования с учетом параметров ограничения темпов их роста, определяемых Правительством Российской Федерации.".

4. Пункт 9(1) изложить в следующей редакции:

"9(1). Орган регулирования может устанавливать дополнительные целевые надбавки (в виде коэффициента дополнительной индексации тарифов) к тарифам, сборам и плате в отношении перевозки грузов и оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования при перевозках грузов для финансирования мероприятий:

по капитальному ремонту инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

по поддержанию технического состояния и обновлению локомотивного парка;

по компенсации расходов, связанных с корректировкой налогового законодательства Российской Федерации.

Установление указанных дополнительных целевых надбавок осуществляется при условии утверждения Министерством транспорта Российской Федерации соответствующих программ мероприятий, финансируемых за счет таких надбавок.

В случае установления указанных дополнительных целевых надбавок орган регулирования доводит до сведения Министерства экономического развития Российской Федерации информацию о размере таких дополнительных целевых надбавок в целях их учета при формировании прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий период.".

5. Пункт 14 изложить в следующей редакции:

"14. Для определения размера подлежащих установлению тарифов, сборов, платы и дополнительных целевых надбавок, устанавливаемых в соответствии с пунктом 9(1) настоящего Положения, органом регулирования осуществляется расчет необходимой валовой выручки, при этом учитываются:

а) расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) субъектами регулирования, в том числе:

расходы по обычным видам деятельности (за исключением начисленной амортизации);

расходы, связанные с приобретением и (или) обслуживанием подвижного состава (включая локомотивный и моторвагонный парк), определяемые в том числе на долгосрочный период регулирования с учетом совокупной стоимости владения на протяжении всего срока службы на уровне, обеспечивающем возврат инвестиций, обслуживание и капитальный ремонт соответствующего парка подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, необходимой для его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, в случае если такие расходы являются договорными обязательствами субъекта регулирования перед соответствующими хозяйствующими субъектами;

расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, включая уплату процентов за предоставление в пользование средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с продажей иностранной валюты;

расходы, связанные с участием в совместной деятельности;

б) отчисления на амортизацию основных средств, определяемые с использованием данных бухгалтерского учета субъекта регулирования;

в) нормативная прибыль, определяемая исходя из стоимости основных средств и иных активов, необходимых для выполнения соответствующих работ (оказания услуг) субъектами регулирования, по данным бухгалтерского учета и нормы прибыли (рентабельности) на капитал с учетом инвестиций, требуемых для развития железнодорожного транспорта. Норма прибыли (рентабельности) на капитал определяется органом регулирования для каждого субъекта регулирования в соответствии с методикой расчета размера экономически обоснованных затрат и нормативной прибыли, учитываемых при формировании тарифов, сборов и платы, утверждаемой Федеральной антимонопольной службой. Норма прибыли (рентабельности) на капитал в отношении перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении может включать инвестиционную составляющую, устанавливаемую на долгосрочный период регулирования в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой;

г) налоги и иные обязательные платежи и сборы, уплачиваемые в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

д) субсидии, а также иные меры государственной поддержки, предоставляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.".

6. Дополнить пунктами 14(1) - 14(3) следующего содержания:

"14(1). Расходы, предусмотренные абзацем третьим подпункта "а" пункта 14 настоящего Положения, а также дополнительные целевые надбавки, установленные в соответствии с пунктом 9(1) настоящего Положения, учитываются органом регулирования при установлении тарифов, сборов и платы при условии обеспечения субъектом регулирования использования соответствующих средств по целевому назначению, в том числе за счет:

внедрения системы внутрикорпоративного заказа услуг между соответствующими подразделениями субъекта регулирования, регламентированной организационно-распорядительными документами субъекта регулирования, а также системы управленческого учета по центрам финансовой ответственности для расчета необходимой валовой выручки;

обязательного применения конкурентных процедур, предусмотренных положением о закупке субъекта регулирования, при осуществлении закупок подвижного состава на основании критерия минимальной совокупной стоимости владения (полезного использования) соответствующим подвижным составом в продолжение всего срока его службы;

применения цен закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика, определяемых в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.

14(2). Федеральная антимонопольная служба при установлении тарифов, сборов и платы в отношении грузовых и пассажирских перевозок в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования определяет прогнозный объем оказываемых услуг с учетом предложений субъекта регулирования и информации, запрашиваемой (при необходимости) у пользователей услугами железнодорожного транспорта и их ассоциаций.

Органы регулирования субъектов Российской Федерации при определении экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее - экономически обоснованный уровень тарифов на пригородные перевозки) определяют прогнозный объем оказываемых услуг в соответствии с договором на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, а также комплексным планом транспортного обслуживания населения субъекта Российской Федерации на средне- и долгосрочную перспективу в части пригородных пассажирских перевозок, утвержденным в установленном порядке.

14(3). В случае если снижение необходимой валовой выручки по итогам отчетного периода является следствием изменений в сфере бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации, органом регулирования при установлении тарифов, сборов и платы на очередной период регулирования осуществляется соответствующая корректировка размера необходимой валовой выручки в соответствии с методическими указаниями, определенными Федеральной антимонопольной службой.".

7. Пункты 15 и 16 изложить в следующей редакции:

"15. Федеральная антимонопольная служба при определении экономически обоснованных затрат в отношении грузовых и пассажирских перевозок в дальнем следовании железнодорожным транспортом общего пользования в составе необходимой валовой выручки не учитывает (исключает из расчетной базы) необоснованные расходы субъекта регулирования, вызванные в том числе:

нецелевым использованием дополнительных целевых надбавок, устанавливаемых в соответствии с пунктом 9(1) настоящего Положения;

финансированием за счет поступлений от оказания услуг, тарифы на которые подлежат государственному регулированию, иной деятельности, не относящейся к этим услугам;

нарушениями законодательства Российской Федерации, регулирующего закупки товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий.

Расходы на закупки товаров, работ, услуг, осуществленные субъектом регулирования с нарушением законодательства Российской Федерации, регулирующего закупки товаров, работ, услуг субъектами естественных монополий, учитываются в составе необходимой валовой выручки на уровне расходов организаций, осуществляющих деятельность на сопоставимых рынках и не имеющих соответствующих нарушений. В случае если не может быть применен анализ цен закупок товаров, работ, услуг на сопоставимых товарных рынках, в том числе при осуществлении закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика, орган регулирования определяет экономически обоснованный уровень цен закупок товаров, работ, услуг в соответствии с методикой расчета таких цен, утверждаемой в порядке, установленном Федеральной антимонопольной службой по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации.

Выявленные по данным отчетности средства, использованные субъектом регулирования в течение текущего и отчетного периодов регулирования не в соответствии с прогнозом финансово-экономической деятельности субъекта регулирования, принятым органами регулирования при установлении (изменении) тарифов, сборов и платы на соответствующие периоды, учитываются органами регулирования при установлении (изменении) тарифов, сборов и платы на очередной период регулирования в качестве источника покрытия расходов в этот период.

16. В целях создания условий для привлечения инвестиций, повышения эффективности работы субъектов регулирования, внедрения новых технологий и подвижного состава при определении необходимой валовой выручки сохраняется не менее чем на 5-летний период экономический эффект, полученный субъектом регулирования от сокращения затрат (в том числе повышения эффективности закупочных процедур и оптимизации договоров, заключаемых на длительный срок) по отношению к уровню, предусмотренному в необходимой валовой выручке при утверждении тарифов (сборов, платы) на соответствующий период. В случае если указанный экономический эффект достигается за счет реализации инвестиционных проектов, связанных с основной деятельностью субъекта регулирования, соответствующая экономия сохраняется на период окупаемости проекта, увеличенный на 5 лет.

Указанный экономический эффект сохраняется органом регулирования при условии использования субъектом регулирования полученных в результате средств на финансирование мероприятий по капитальному ремонту и реконструкции инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также на приобретение и ремонт подвижного состава в целях их поддержания в нормативном состоянии.

Органы регулирования субъектов Российской Федерации при определении экономически обоснованного уровня тарифов на пригородные перевозки включают в расчет необходимой валовой выручки экономически обоснованные расходы и прибыль в размере, необходимом для достижения качественных и количественных характеристик подвижного состава и других параметров транспортного обслуживания населения, предусмотренных договором на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении и (или) согласованных органами исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации инвестиционных программ субъекта регулирования. В случае установления в таком договоре и (или) инвестиционных программах особых требований к подвижному составу и качеству обслуживания пассажиров орган регулирования субъекта Российской Федерации вправе включить дополнительные инвестиционные расходы на обеспечение таких особых требований в расчет необходимой валовой выручки только по соответствующему субъекту Российской Федерации.".

8. Дополнить пунктом 18(1) следующего содержания:

"18(1). При реализации мероприятий по развитию (строительству, реконструкции) отдельных участков (объектов) инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования за счет средств инвестора на условиях концессионного соглашения тарифы, сборы и плата в отношении перевозок грузов и (или) услуг по использованию инфраструктуры при перевозках грузов, осуществляемых (оказываемых) на таких участках (объектах) инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, применяются в течение срока действия соответствующего концессионного соглашения:

на уровне, установленном Федеральной антимонопольной службой с учетом условий концессионного соглашения, если такой уровень превышает предельный уровень таких тарифов, сборов и платы, установленных Федеральной антимонопольной службой, по обращению концессионера;

на уровне, соответствующем условиям концессионного соглашения, если такой уровень не превышает величины предельных тарифов, сборов и платы, установленных Федеральной антимонопольной службой.

Тарифы, сборы и плата, учитывающие условия концессионного соглашения, могут устанавливаться до начала реализации соответствующего концессионного соглашения при условии применения таких тарифов после введения в эксплуатацию участков (объектов) инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, строительство и (или) реконструкция которых предусмотрены концессионным соглашением.".

9. Пункт 21 изложить в следующей редакции:

"21. Проверка достоверности сведений, представляемых субъектом регулирования для установления тарифов, сборов и платы, а также дополнительных целевых надбавок, устанавливаемых в соответствии с пунктом 9(1) настоящего Положения, осуществляется органом регулирования в порядке, определяемом Федеральной антимонопольной службой.

До установления экономически обоснованных тарифов на пригородные перевозки органами регулирования субъектов Российской Федерации Федеральная антимонопольная служба определяет экономически обоснованные затраты на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, формируемые организацией, владеющей инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования, в части затрат на оказание услуг по использованию такой инфраструктуры, а также оплаты услуг по предоставлению в пользование подвижного состава, управлению и эксплуатации подвижного состава, техническому обслуживанию подвижного состава, текущему и капитальному ремонтам подвижного состава.".