2. Вопросы, связанные с представлением сведений, необходимых для регистрации кандидата
2.1. Неуказание ИНН в сведениях, составленных по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 546, не признано самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
П. и С. обратились в суд с административным исковым заявлением об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации Б. кандидатом в депутаты, ссылаясь в том числе на то, что названным кандидатом в сведениях, составленных по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 546, не указан ИНН.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из того, что неуказание ИНН в названных сведениях свидетельствует о нарушении требований подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, предусматривающего, что наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований названного федерального закона, иного закона, является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Судебная коллегия по административным делам отменила данное решение суда первой инстанции и приняла новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, указав следующее.
Согласно пункту 3.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ кандидат представляет в избирательную комиссию составленные по форме, предусмотренной названным выше Указом Президента Российской Федерации, сведения о принадлежащем ему, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей (подпункт "а"); о своих расходах, а также о расходах супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруги за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка (подпункт "б").
В связи с этим представление кандидатом указанных сведений по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 546, свидетельствует о соблюдении требований закона.
Согласно подпункту "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктом 3.1 статьи 33 названного федерального закона, иным законом.
Судом установлено, что такие сведения кандидатом Б. представлены без указания ИНН.
Вместе с тем названным Указом Президента Российской Федерации сведения об ИНН отнесены к сведениям о кандидате.
Однако в силу положений пункта 3.1 статьи 33 и пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ неуказание сведений о кандидате, его супруге и несовершеннолетних детях не является самостоятельным основанием для отказа в регистрации кандидата.
При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось.
2.2. В случае отсутствия недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок. Отсутствие такой записи свидетельствует о непредставлении указанных сведений.
С. обратилась в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления избирательной комиссии о регистрации Г. кандидатом в депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации. В обоснование требований указала в том числе на непредставление Г. в избирательную комиссию сведений об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, заявленные требования удовлетворены на основании подпункта "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
Согласно пункту 3 Указа Президента Российской Федерации N 546 в случае отсутствия у лиц, в отношении которых представляются справки по формам, утвержденным названным Указом, недвижимого имущества и обязательств имущественного характера за пределами территории Российской Федерации, в соответствующих графах справок проставляется запись об отсутствии имущества, обязательств имущественного характера и сделок.
Вместе с тем при рассмотрении административного дела установлено, что в представленной Г. справке об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации соответствующая графа не заполнена и не содержит записи о наличии или отсутствии таких обязательств.
С учетом этого постановление избирательной комиссии о регистрации Г. кандидатом в депутаты отменено обоснованно.
2.3. Финансовый отчет представляется по форме, установленной избирательной комиссией субъекта Российской Федерации с необходимыми приложениями, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации.
С. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления избирательной комиссии о регистрации Х., выдвинутого избирательным объединением, кандидатом в депутаты. В обоснование заявленных требований указал, что в нарушение требований Федерального закона N 67-ФЗ и закона субъекта Российской Федерации названный кандидат при подаче документов в избирательную комиссию представил финансовый отчет без приложения банковской справки о состоянии счета на день составления этого отчета.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, в удовлетворении административного искового заявления отказано по следующим основаниям.
В силу подпункта "в" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основаниями для отказа в регистрации кандидата является в том числе отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с указанным федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата предусмотрены законом субъекта Российской Федерации.
Пунктом 12 статьи 58 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации порядок открытия, ведения и закрытия указанных в пункте 11 названной статьи счетов устанавливается соответствующей избирательной комиссией субъекта Российской Федерации по согласованию с территориальным учреждением Центрального банка Российской Федерации в соответствующем субъекте Российской Федерации. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов, фондов референдума и расходовании этих средств, в том числе по каждой операции, устанавливаются соответствующей избирательной комиссией.
Законом субъекта Российской Федерации предусмотрено, что кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидата, первый финансовый отчет по форме, установленной избирательной комиссией субъекта Российской Федерации, с необходимыми приложениями одновременно с представлением документов, необходимых для регистрации кандидата.
Соответствующими положениями инструкции о порядке формирования и расходования денежных средств избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов законодательного органа субъекта Российской Федерации, утвержденной решением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации предусмотрено, что кандидат представляет первый финансовый отчет на бумажном носителе, сведения в котором составляются на дату, предшествующую дате сдачи отчета не более чем на 5 дней. К первому финансовому отчету прилагается банковская справка об остатках средств на счете.
Приложением к этой инструкции предусмотрена форма финансового отчета, в соответствующей графе которой имеется указание на то, что остаток средств фонда указывается на дату сдачи отчета, который заверяется банковской справкой.
Из материалов дела следует, что кандидат Х. открыл в банке специальный избирательный счет, после чего в этот же день представил в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации в качестве кандидата, в том числе первый финансовый отчет, соответствующий приведенным выше требованиям закона, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми документами, а также банковскую справку об открытии специального избирательного счета, справку о реквизитах данного счета.
Кроме того, в этот же день Х. представил выданную банком справку, в которой отражены актуальные сведения о нулевом размере остатка средств фонда на дату сдачи отчета.
Достоверность сведений, указанных кандидатом Х. в первом финансовом отчете, никем не оспаривалась и была подтверждена соответствующими доказательствами.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что справка о состоянии счета своевременно представлена кандидатом Х. в избирательную комиссию наряду с другими необходимыми документами, в связи с чем правовых оснований для отказа в регистрации Х. кандидатом в депутаты не имелось.
2.3.1. В другом деле А. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления избирательной комиссии о регистрации Ч. кандидатом в депутаты законодательного органа субъекта Российской Федерации. В обоснование требований указал, что Ч. вместе с первым финансовым отчетом не представил в избирательную комиссию банковскую справку об остатке денежных средств на своем счете на день подачи этого отчета.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Судебная коллегия по административным делам указанное решение суда отменила, приняла новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления, поскольку законом субъекта Российской Федерации, в котором проходили выборы, не предусмотрена обязанность представления кандидатом банковской справки об остатке денежных средств на день подачи первого финансового отчета.
2.4. При разрешении вопроса о наличии (отсутствии) у кандидата счетов (вкладов), наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, наряду с другими доказательствами учитывается информация, представленная федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
У. обратилась в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты С., ссылаясь на несоблюдение названным кандидатом требований избирательного законодательства, выразившееся в наличии у него счетов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, в удовлетворении административного искового заявления отказано по следующим основаниям. В силу подпункта "и" пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Суд установил, что С. в избирательную комиссию представил документы, необходимые для выдвижения и регистрации, в том числе письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Впоследствии в избирательную комиссию поступило заявление М. о наличии у С. незакрытых счетов в банках за пределами территории Российской Федерации с приложением соответствующих доказательств.
Избирательная комиссия в адрес территориального органа Федеральной службы по финансовому мониторингу направила запрос о проведении проверки выполнения С. требований избирательного законодательства.
До поступления ответа на указанный запрос избирательной комиссией принято решение о регистрации С. кандидатом в депутаты. После принятия указанного решения из территориального органа Федеральной службы по финансовому мониторингу поступил ответ об отсутствии сведений о сомнительных финансовых операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом, подпадающих по действие Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", совершенных с участием запрашиваемого лица и связанных с приобретением и продажей недвижимого имущества, находящегося за пределами территории Российской Федерации, приобретением, погашением обязательств имущественного характера за рубежом, а также о счетах и хранящихся ценностях в иностранных банках, равно как и операциях по таким счетам.
Поскольку названный орган в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", а также Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808, является органом, уполномоченным проводить проверки в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", суд с учетом представленной этим органом информации принял решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления.
При этом суд также учел, что административный истец не представил сведения о способе и порядке получения доказательств, которые, по его мнению, свидетельствовали о наличии у С. счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
В связи с этим правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось.
2.5. Факт изменения фамилии кандидата может быть подтвержден посредством представления в избирательную комиссию соответствующих документов, в том числе свидетельства о рождении кандидата, а также свидетельства о заключении брака или о расторжении брака.
П. обратился в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о регистрации А. кандидатом в депутаты, ссылаясь на то, что названный кандидат не представил документы, касающиеся изменения фамилии.
Решением суда первой инстанции заявленные требования удовлетворены.
Судебная коллегия по административным делам отменила указанное решение суда первой инстанции и приняла новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления по следующим основаниям. Согласно подпункту "в" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат в случае изменения фамилии представляет в избирательную комиссию копии соответствующих документов.
Установлено, что кандидат А. ранее имела иные фамилии.
В связи с этим в избирательную комиссию было представлено свидетельство о рождении, согласно которому названный кандидат с рождения имела фамилию М., а также свидетельства о расторжении брака и о заключении брака, подтверждающие изменение фамилии на А.
Учитывая, что названные документы подтверждают факт изменения фамилии и свидетельствуют об исполнении кандидатом А. требований закона, правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей