5. Вопросы, связанные с предвыборной агитацией
5.1. В случае использования кандидатом в агитационных материалах своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц, получение согласия этих лиц на использование таких изображений не требуется.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, отказано в удовлетворении административного искового заявления В. о признании незаконным решения избирательной комиссии об отказе в удовлетворении жалобы о принятии мер к пресечению деятельности по распространению агитационного печатного материала К.
Названный агитационный печатный материал содержал изображение кандидата К. среди неопределенного круга лиц. В силу части 9.1 статьи 62 Федерального закона N 20-ФЗ использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается в случае использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц (пункт 2). Получение согласия на использование таких изображений не требуется (часть 9.2 названной статьи).
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации согласие гражданина на обнародование и дальнейшее использование его изображения не требуется в случае, когда такое изображение получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования.
Агитационный печатный материал кандидата К. соответствовал приведенным выше требованиям закона, так как содержал фотографические изображения кандидата среди неопределенного круга лиц, полученные при съемке на съезде политической партии, и изображения этих лиц не являлись основным объектом использования.
В связи с этим правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось.
5.1.2. В силу пункта 6 статьи 48 Федерального закона N 67-ФЗ и части 8 статьи 62 Федерального закона N 20-ФЗ запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет, в том числе использовать изображения и высказывания таких лиц в агитационных материалах.
Однако названные положения не препятствуют использовать изображение кандидата среди указанных лиц, полученные при съемке на публичных мероприятиях или в местах, открытых для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение лиц, не достигших на день голосования 18 лет, является основным объектом использования.
5.2. Организации, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам равные условия оплаты изготовления этих материалов.
Л. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения и постановления избирательной комиссии, которыми представленный кандидатом печатный агитационный материал был признан изготовленным с нарушением требований законодательства и запрещен к распространению.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, в удовлетворении заявленных требований отказано по следующим основаниям. Согласно пункту 1.1 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям, выдвинувшим списки кандидатов, равные условия оплаты изготовления этих материалов.
Пунктом 5 названной статьи установлен запрет изготовления печатных агитационных материалов в организациях и у индивидуальных предпринимателей, которые не выполнили указанные требования.
Судом установлено, что организацией опубликованы сведения об условиях оплаты работ (услуг) по изготовлению печатных агитационных материалов.
При этом из представленных кандидатом в избирательную комиссию документов следовало, что стоимость изготовления агитационного материала ниже стоимости, сведения о которой были опубликованы этой организацией ранее.
Условия предоставления скидок в зависимости от тиража печатных агитационных материалов организацией опубликованы не были, что исключало возможность применения этих скидок.
Таким образом, организацией в нарушение приведенных выше требований закона не были обеспечены равные условия оплаты изготовления печатных агитационных материалов, что явилось основанием для запрета их изготовления и распространения.
5.3. В случае если установленного законом объема эфирного времени недостает для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждого кандидата приходится пять или более минут, эфирное время на региональных государственных организациях телерадиовещания не предоставляется.
Е. обратился в окружную избирательную комиссию с заявлением о представлении сведений о дате и времени выхода в эфир совместных агитационных мероприятий в форме публичных дебатов на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания между зарегистрированными кандидатами.
Избирательная комиссия сообщила Е. о том, что эфирное время для проведения совместных агитационных мероприятий для зарегистрированных кандидатов с учетом их общего числа не выделялось.
Е. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) избирательной комиссии, выразившихся в непроведении жеребьевки по организации совместных агитационных мероприятий в форме совместных дебатов (и иных форм) кандидатов на каналах региональных государственных организаций телерадиовещания между зарегистрированными кандидатами, а также в невыделении объема эфирного времени для проведения названных агитационных мероприятий.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, в удовлетворении административного искового заявления отказано по следующим основаниям.
В силу части 4 статьи 9 Федерального закона N 20-ФЗ зарегистрированным кандидатам гарантируются равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.
Условия проведения предвыборной агитации в том числе в форме публичных дебатов на телевидении и радио определены статьей 65 названного федерального закона.
В силу части 2 указанной статьи общий объем эфирного времени, которое региональная государственная организация телерадиовещания безвозмездно предоставляет на каждом из своих каналов для проведения политическими партиями, зарегистрированными кандидатами предвыборной агитации, должен составлять не менее 30 минут в рабочие дни в пределах периода, установленного частью 2 статьи 63 названного федерального закона.
Согласно части 5 статьи 65 Федерального закона N 20-ФЗ половина общего объема бесплатного эфирного времени, предоставляемого региональной государственной организацией телерадиовещания, отводится для проведения предвыборной агитации политическими партиями, другая половина - для проведения предвыборной агитации зарегистрированными кандидатами.
Частью 8 статьи 65 названного федерального закона предусмотрено, что не менее половины общего объема эфирного времени, предоставляемого безвозмездно, отводится для проведения совместных агитационных мероприятий.
Данное правило не применяется при предоставлении эфирного времени безвозмездно кандидатам, зарегистрированным по соответствующему одномандатному избирательному округу, если указанного объема эфирного времени недостает для проведения хотя бы одного совместного агитационного мероприятия, в котором на каждого кандидата приходится пять или более минут.
При рассмотрении административного дела судом было установлено, что по результатам жеребьевки по распределению эфирного времени между зарегистрированными кандидатами на каждого из них приходится менее пяти минут эфирного времени, что в соответствии с приведенными выше положениями закона исключает возможность проведения совместных агитационных мероприятий на каналах организаций телерадиовещания.
В связи с этим правовые основания для удовлетворения административного искового заявления отсутствовали.
5.4. Перечень указываемых в информационном плакате биографических данных каждого зарегистрированного кандидата, внесенного в избирательный бюллетень для голосования, устанавливается Центральной избирательной комиссией и дополнению не подлежит.
К. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании действий избирательной комиссии, отказавшей ему во включении в информационный плакат о кандидате помимо содержащихся в нем сведений информации о присвоенных кандидату квалификациях по окончании высших учебных заведений.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Согласно части 4 статьи 78 Федерального закона N 20-ФЗ объем биографических данных зарегистрированного кандидата, подлежащий размещению в информационном плакате на информационном стенде, устанавливается Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
Центральной избирательной комиссией Российской Федерации такой объем информации был установлен. Определено, что на информационном стенде (информационных стендах) информационного плаката должны быть указаны следующие сведения о профессиональном образовании: организация, осуществляющая образовательную деятельность, и год ее окончания. Также могут включаться представленные кандидатами и подтвержденные документально сведения об ученой степени, ученых званиях.
Судом установлено, что в изготовленном избирательной комиссией информационном плакате содержались биографические данные зарегистрированного кандидата К. в объеме, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В связи с этим правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления не имелось.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей