4. Вопросы, связанные с выдвижением кандидатов политической партией, членством в политической партии
4. Вопросы, связанные с выдвижением кандидатов политической партией, членством в политической партии.
4.1. Избирательное объединение вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов на основании мотивированного решения, которое не может носить дискриминационный и (или) произвольный характер.
Постановлением избирательной комиссии субъекта Российской Федерации из зарегистрированного республиканского списка кандидатов, выдвинутого региональным отделением политической партии, исключены кандидаты Н. и О.
Н. и О. обратились в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене указанного постановления, ссылаясь на отсутствие у избирательной комиссии полномочий по исключению их из заверенного списка кандидатов. Кроме того, административные истцы указали на несоблюдение региональным отделением политической партии порядка принятия решения об исключении из республиканского списка кандидатов.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, в удовлетворении административного искового заявления отказано по следующим основаниям. Согласно пункту 32 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ избирательное объединение в порядке и по основаниям, предусмотренным федеральным законом и (или) уставом избирательного объединения, вправе отозвать кандидата, выдвинутого им по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, а также в порядке, предусмотренном его уставом, исключить некоторых кандидатов из выдвинутого им списка кандидатов.
Кандидат, выдвинутый по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, может быть отозван не позднее чем за пять дней до дня голосования, а кандидат, включенный в список кандидатов, может быть исключен из этого списка не позднее чем за 15 дней до дня голосования, за исключением случая, предусмотренного пунктом 11 статьи 76 данного федерального закона.
Основания и порядок исключения выдвинутых политической партией, ее региональным отделением, иным структурным подразделением, имеющими право участвовать в выборах, кандидатов, зарегистрированных кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления определяются уставом политической партии (подпункт "к" пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ).
Судом установлено, что решение об исключении кандидатов Н. и О. принято уполномоченным органом в соответствии с положениями устава политической партии на основании поступившей в избирательное объединение информации о том, что О. является членом иной политической партии, а Н. скрыл сведения об имеющейся у него судимости.
В связи с этим избирательной комиссией субъекта Российской Федерации принято оспариваемое решение об исключении кандидатов Н. и О. из зарегистрированного республиканского списка кандидатов (пункт 2 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ).
Исключение политической партией конкретного лица из списка кандидатов в депутаты осуществляется на основе мотивированного решения, которое не может носить дискриминационный и (или) произвольный характер.
Вместе с тем установленные при рассмотрении административного дела обстоятельства позволили сделать вывод о том, что решение, принятое политической партией, соответствует указанным критериям.
4.2. Основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением, кандидата, являющегося членом иной политической партии.
Постановлением избирательной комиссии Г., выдвинутый политической партией, зарегистрирован кандидатом в депутаты.
Избирательное объединение обратилось в суд с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата в депутаты Г., ссылаясь на то, что названный кандидат в 2010 г. участвовал в выборах депутатов как кандидат, выдвинутый иной политической партией, членом которой он является по настоящее время. Указанные обстоятельства являются вновь открывшимися и не были известны избирательной комиссии на момент принятия решения.
Решением суда первой инстанции, оставленным без изменения Судебной коллегией по административным делам, административное исковое заявление удовлетворено по следующим основаниям. Согласно пункту 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для исключения кандидата из списка кандидатов, предусмотренных подпунктом "е" пункта 26 статьи 38 данного федерального закона.
При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации списка кандидатов, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов.
Согласно подпункту "е" пункта 26 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для исключения кандидата из заверенного списка кандидатов является наличие в таком списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением, кандидата, являющегося членом иной политической партии.
Согласно подпункту "в" пункта 2 статьи 21 Федерального закона N 95-ФЗ условия и порядок приобретения и утраты членства в политической партии регламентируются уставом этой партии.
Поскольку при рассмотрении административного дела установлено, что на день принятия решения политической партии о выдвижении областного списка кандидатов, в который был включен Г., а также на день принятия постановления избирательной комиссии о регистрации этого списка Г. являлся членом иной политической партии, имелись правовые основания для отмены регистрации данного кандидата.
При этом учтено, что уставом политической партии, членом которой, как установлено судом, является Г., предусмотрена возможность добровольного выхода из партии на основании личного письменного заявления. В этом случае прекращение членства в партии наступает со дня регистрации этого письменного заявления в соответствующем отделении партии.
Вместе с тем Г. не представил доказательства, свидетельствующие о выполнении указанных требований устава политической партии о добровольном выходе из партии. Факт исключения Г. из этой политической партии в ходе рассмотрения административного дела также установлен не был.
Таким образом, членство Г. в иной политической партии признано судом вновь открывшимся обстоятельством, существовавшим на момент принятия решения избирательной комиссии о регистрации списка кандидатов, которое не было известно избирательной комиссии.
4.2.1. При рассмотрении вопроса о членстве кандидата в политической партии следует учитывать, что в уставе политической партии может быть предусмотрена возможность прекращения членства в партии на основании личного письменного заявления со дня регистрации такого заявления. При рассмотрении указанного вопроса следует учитывать право граждан Российской Федерации беспрепятственно выходить из политической партии.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей