Таблица 1. Оценка организации системы внутреннего контроля кредитной организации
Факторы, учитываемые при оценке, краткая формулировка обоснования профессионального (мотивированного) суждения |
|||||
Соответствует ли созданная система органов внутреннего контроля положениям, предусмотренным уставом, внутренними документами о составе, порядке их образования и полномочиях |
|||||
Имеются ли в кредитной организации внутренние документы, регламентирующие организацию системы внутреннего контроля (в том числе по основным вопросам, связанным с осуществлением внутреннего контроля, предусмотренным приложением 2 к Положению Банка России N 242-П), соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации, в том числе нормативных актов Банка России |
|||||
Определяют ли внутренние документы, указанные в пункте 2 настоящей таблицы: порядок организации системы внутреннего контроля, включая структуру и содержание системы внутреннего контроля; порядок и процедуры осуществления внутреннего контроля; порядок мониторинга системы внутреннего контроля советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации, исполнительными органами кредитной организации |
|||||
Разработаны ли в кредитной организации внутренние документы, определяющие основные направления системы внутреннего контроля в структурных подразделениях кредитной организации |
|||||
5 <*> |
Создана ли в кредитной организации ревизионная комиссия (определен ли ревизор) |
||||
Создан ли в кредитной организации комитет по аудиту в составе совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, а также определены ли во внутренних документах его компетенция, полномочия, функции и обязанности (в случае его наличия) |
2 <**> |
||||
Определены ли во внутренних документах компетенция, полномочия, функции и обязанности службы внутреннего аудита, службы внутреннего контроля, ревизионной комиссии (при наличии), а также порядок их взаимодействия, в том числе с комитетом по аудиту в составе совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации (в случае его наличия) и с внешними аудиторами |
|||||
Соответствуют ли внутренние документы, определяющие функции службы внутреннего аудита, требованиям пунктов 4.1 и 4.2 Положения Банка России N 242-П |
|||||
Утверждает ли совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации руководителя службы внутреннего аудита |
|||||
Соответствует ли руководитель службы внутреннего аудита (включая лицо, временно (более двух месяцев) исполняющее его обязанности) требованиям, установленным Указанием Банка России от 01.04.2014 N 3223-У "О требованиях к руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации", а также требованиям к деловой репутации, установленным пунктом первым части первой статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" <***> |
|||||
Определен ли во внутренних документах порядок контроля за соответствием руководителя службы внутреннего аудита установленным требованиям, в том числе порядок уведомления руководителем службы внутреннего аудита о возникновении оснований, не позволяющих признать его соответствующим указанным требованиям |
|||||
Своевременно ли кредитная организация направляет в Банк России информацию в случае изменения сведений о соответствии руководителя службы внутреннего аудита (включая лицо, временно (более двух месяцев) исполняющее его обязанности) установленным требованиям |
|||||
Соответствует ли организационная структура службы внутреннего аудита характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков в кредитной организации |
|||||
Предусмотрены ли во внутренних документах положения, обеспечивающие независимость службы внутреннего аудита |
|||||
Соответствуют ли внутренние документы, определяющие функции службы внутреннего контроля, требованиям пунктов 4(1).1 и 4(1).2 Положения Банка России N 242-П |
|||||
Соответствует ли руководитель службы внутреннего контроля (включая лицо, временно (более двух месяцев) исполняющее его обязанности) требованиям, установленным Указанием Банка России от 01.04.2014 N 3223-У "О требованиях к руководителям службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации", а также требованиям к деловой репутации, установленным пунктом первым части первой статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" <***> |
|||||
Определен ли во внутренних документах порядок контроля за соответствием руководителя службы внутреннего контроля установленным требованиям, в том числе порядок уведомления руководителем службы внутреннего контроля о возникновении оснований, не позволяющих признать его соответствующим указанным требованиям |
|||||
Своевременно ли кредитная организация направляет в Банк России информацию в случае изменения сведений о соответствии руководителя службы внутреннего контроля (включая лицо, временно (более двух месяцев) исполняющее его обязанности) установленным требованиям |
|||||
Соответствует ли организационная структура службы внутреннего контроля характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков в кредитной организации |
|||||
Утверждает ли совет директоров (наблюдательный совет) кредитной организации планы работ службы внутреннего аудита |
|||||
Соответствует ли упомянутый в пункте 20 настоящей таблицы план характеру и масштабу осуществляемых операций, уровню и сочетанию принимаемых рисков в кредитной организации |
|||||
Учтены ли во внутренних документах рекомендации по осуществлению контроля со стороны органов управления кредитной организации за деятельностью кредитной организации, приведенные в приложении 1 к Положению Банка России N 242-П: |
|||||
в части компетенции совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации |
|||||
в части компетенции исполнительных органов кредитной организации |
|||||
Определен ли учредительными и (или) внутренними документами порядок и вопросы подотчетности исполнительных органов кредитной организации перед советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации |
|||||
Определен ли во внутренних документах порядок взаимодействия исполнительных органов управления кредитной организации при осуществлении координации деятельности структурных подразделений кредитной организации |
|||||
Предусмотрено ли внутренними документами осуществление органами внутреннего контроля кредитной организации на постоянной основе контроля за функционированием системы управления рисками и оценкой банковских рисков |
|||||
Определена ли во внутренних документах и утверждена ли советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации политика в области управления банковскими рисками |
|||||
Утверждены ли внутренние документы, регламентирующие организацию управления банковскими рисками в кредитной организации, в том числе определяющие процедуры оценки банковских рисков |
|||||
Охватывают ли внутренние документы по управлению банковскими рисками основные направления деятельности кредитной организации |
|||||
Определены ли советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации в политике кредитной организации в области управления банковскими рисками все значимые <****> риски, принимаемые кредитной организацией, и риски, от принятия которых кредитная организация отказывается |
|||||
Утвержден ли советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации предельно допустимый для кредитной организации совокупный уровень банковских рисков, в том числе с учетом величины собственных средств (капитала) кредитной организации |
|||||
Определена ли во внутренних документах система сбора, обработки и доведения до сведения органов управления кредитной организации информации обо всех значимых <****> рисках, а также о факторах (внутренних и внешних), влияющих на повышение уровня банковских рисков (в форме аналитических записок, обзоров, докладов) |
|||||
Имеются ли у кредитной организации утвержденные уполномоченным в соответствии с внутренними документами органом управления кредитной организации правила действий при выявлении службой внутреннего аудита нарушений процедур принятия решений и оценки рисков, предусмотренных внутренними документами |
|||||
Утверждены ли советом директоров (наблюдательным советом) кредитной организации внутренние документы, устанавливающие порядок предотвращения конфликта интересов |
|||||
Установлен ли кредитной организацией порядок выявления и контроля за областями потенциального конфликта интересов (подпункт 3.4.3 Положения Банка России N 242-П) |
|||||
Предусматривает ли установленный порядок предотвращения конфликта интересов комплекс мер, препятствующих преднамеренному ухудшению качества активов кредитной организации (включая критерии "подозрительности" сделок, систему лимитов и согласований в отношении таких сделок, обязательность определения лицензированным оценщиком рыночной стоимости активов и т.д.) |
|||||
Установлен ли порядок совершения сделок со связанными с кредитной организацией лицами, в том числе аффилированными лицами, учредителями (участниками) кредитной организации и их аффилированными лицами, инсайдерами кредитной организации, лицами, сделки с которыми осуществляются на льготных условиях |
|||||
Определено ли во внутренних документах распределение полномочий структурных подразделений кредитной организации и служащих кредитной организации таким образом, чтобы исключить возможные конфликты интересов (подпункт 3.4.2 Положения Банка России N 242-П) |
|||||
Предусматривают ли внутренние документы осуществление двойного контроля за проводимыми операциями (принцип "двух подписей" или "четырех глаз") |
|||||
Приняты ли кредитной организацией решения о соблюдении норм профессиональной этики, принятых банковскими союзами или ассоциациями в форме соглашений, кодексов и т.п., а также определены ли они во внутренних документах |
|||||
Определены ли во внутренних документах правила управления информационной деятельностью, включая порядок защиты от несанкционированного доступа и распространения информации ограниченного доступа |
|||||
Определена ли во внутренних документах информационная политика кредитной организации с учетом требований законодательства Российской Федерации в части соблюдения банковской, коммерческой и иной охраняемой законом тайны, информационной безопасности, защиты персональных данных |
|||||
Определено ли во внутренних документах назначение служащего кредитной организации, ответственного за реализацию информационной политики кредитной организации, его полномочия, ответственность, процедуры взаимодействия со структурными подразделениями кредитной организации |
|||||
Определен ли во внутренних документах порядок осуществления контроля со стороны органов управления кредитной организации за действиями служащего кредитной организации, ответственного за реализацию информационной политики кредитной организации |
|||||
Определен ли во внутренних документах порядок взаимодействия структурных подразделений кредитной организации и информационного обмена между ними |
|||||
Определен ли во внутренних документах перечень лиц, уполномоченных принимать решения о раскрытии сведений о кредитной организации, их права и обязанности по проверке достоверности раскрываемых сведений в целях сохранения банковской тайны и поддержания деловой репутации кредитной организации |
|||||
Предусматривает ли информационная политика кредитной организации своевременное доведение до сведения лиц, заинтересованных в эффективном функционировании кредитной организации, всей информации о значимых событиях и действиях, затрагивающих финансово-хозяйственную деятельность кредитной организации |
|||||
Определен ли во внутренних документах перечень информации, доводимой до сведения заинтересованных лиц (или перечни такой информации, если информация раскрывается дифференцированно для различных категорий лиц) |
|||||
Определена ли во внутренних документах периодичность раскрытия информации, доводимой до сведения заинтересованных лиц |
|||||
Определены ли во внутренних документах органы управления (или специализированные комитеты) кредитной организации, до которых доводятся сведения и выводы по значимым для кредитной организации вопросам, полученным в ходе аудиторской проверки, в том числе по вопросам обеспечения информационной безопасности |
|||||
Применяется ли кредитной организацией Стандарт обеспечения информационной безопасности СТО БР ИББС-1.2-2014 |
|||||
Отражены ли во внутренних документах, в том числе в политике информационной безопасности, основные положения Стандарта обеспечения информационной безопасности СТО БР ИББС-1.2-2014 |
|||||
Создана ли в кредитной организации система менеджмента информационной безопасности |
|||||
Предусмотрен ли внутренними документами порядок контроля за принятием мер по устранению выявленных службой внутреннего аудита нарушений |
|||||
Разработан ли кредитной организацией план действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций, предусматривающий использование дублирующих (резервных) автоматизированных систем и (или) устройств и восстановление критически важных для деятельности кредитной организации систем, поддерживаемых внешним поставщиком (провайдером) услуг |
|||||
Предусматривает ли разработанный кредитной организацией план действий, направленных на обеспечение непрерывности деятельности и (или) восстановление деятельности кредитной организации в случае возникновения нестандартных и чрезвычайных ситуаций, способы экстренного поддержания ликвидности на случай непредвиденных обстоятельств с указанием лиц, с которыми заключены договоры об оказании финансовой помощи на случай непредвиденных обстоятельств, способов связи с ними |
|||||
Определены ли во внутренних документах процедуры проведения анализа финансового состояния кредитной организации с использованием сценариев негативного для кредитной организации развития событий, связанных с состоянием рынка, положением контрагентов кредитной организации, иными обстоятельствами |
|||||
Существует ли в кредитной организации концепция организации и (или) развития системы внутреннего контроля, адекватная стратегии развития кредитной организации |
|||||
Определена ли периодичность наблюдения за различными видами деятельности кредитной организации исходя из связанных с ними банковских рисков, частоты и характера изменений, происходящих в направлениях деятельности кредитной организации |
|||||
Уведомляет ли кредитная организация в течение трех рабочих дней структурное подразделение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, о существенных изменениях в системе внутреннего контроля |
|||||
Своевременно ли и в полном ли объеме в проверяемом периоде кредитная организация: |
|||||
реализует рекомендации Банка России по исправлению создавшейся в кредитной организации ситуации |
|||||
61 <*****> |
Имеется ли в кредитной организации информация о случаях принятия в проверяемом периоде решений органами управления кредитной организации с нарушением требований законодательства Российской Федерации, признанных впоследствии судом недействительными |
||||
62 <*****> |
Имеется ли в кредитной организации информация о фактах применения к кредитной организации в проверяемом периоде санкций и (или) иных мер со стороны Банка России, региональных и федеральных органов исполнительной власти |
||||
63 <*****> |
Имеются ли в проверяемом периоде факты поступления обращений от клиентов кредитной организации в связи с неудовлетворительным качеством обслуживания, несвоевременностью осуществления кредитной организацией расчетных операций |
--------------------------------
<*> Вопрос не учитывается в случае, если кредитная организация является непубличным обществом, у которого отсутствует ревизионная комиссия (ревизор) на основании пункта 4 части 3 статьи 66.3 Гражданского кодекса Российской Федерации.
<**> В случае проверки системно значимой кредитной организации вес устанавливается равным 3.
<***> В соответствии с пунктом первым части первой статьи 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" под несоответствием кандидата требованиям к деловой репутации понимаются:
наличие у кандидата неснятой или непогашенной судимости за совершение умышленных преступлений;
признание судом в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, кандидата виновным в банкротстве юридического лица;
неисполнение кандидатом, являвшимся руководителем, членом совета директоров (наблюдательного совета) или учредителем (участником) кредитной организации, обязанностей, возложенных на него Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)") при возникновении оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства кредитной организации и (или) при возникновении признаков несостоятельности (банкротства) кредитной организации;
наличие у кандидата права давать обязательные указания или возможности иным образом определять действия кредитной организации, у которой лицензия на осуществление банковских операций была отозвана по основаниям, предусмотренным пунктом 4 части второй статьи 20 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской деятельности", и (или) которая была признана арбитражным судом несостоятельной (банкротом);
привлечение кандидата в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам кредитной организации и (или) исполнению ее обязанности по уплате обязательных платежей или ответственности в виде взыскания убытков в пользу кредитной организации, если со дня исполнения лицом обязанности, установленной судебным актом, прошло менее пяти лет;
предъявление в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой кандидат занимал должность руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главного бухгалтера филиала кредитной организации или члена совета директоров (наблюдательного совета) кредитной организации, требования о его замене на основании статьи 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)";
совершение кандидатом более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, административного правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг или в области предпринимательской деятельности, установленного вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;
дисквалификация кандидата, срок которой не истек на день, предшествовавший дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации;
наличие неоднократных фактов расторжения с кандидатом трудового договора по инициативе работодателя на основаниях, предусмотренных пунктом 7 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации;
занятие кандидатом должности руководителя, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню введения в соответствии с решением Банка России временной администрации по управлению кредитной организацией с приостановлением полномочий исполнительных органов (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к назначению временной администрации);
занятие кандидатом должности руководителя, главного бухгалтера или заместителя главного бухгалтера кредитной организации в течение 12 месяцев, предшествовавших дню отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (за исключением лиц, представивших в Банк России доказательства непричастности к принятию решений или совершению действий (бездействию), которые привели к отзыву лицензии на осуществление банковских операций);
предоставление кандидатом для государственной регистрации кредитной организации, а также в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, недостоверных сведений, касающихся установленных квалификационных требований и требований к деловой репутации;
применение в течение пяти лет, предшествовавших дню подачи в Банк России документов для государственной регистрации кредитной организации, к кредитной организации, в которой кандидат занимал должность руководителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя или главного бухгалтера филиала кредитной организации, мер в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" за представление существенно недостоверной отчетности, если подготовка и представление отчетности входили в компетенцию кандидата.
<****> В соответствии с Указанием Банка России от 15.04.2015 N 3624-У "О требованиях к системе управления рисками и капиталом кредитной организации и банковской группы" к значимым рискам относятся кредитный риск, рыночный риск, операционный риск, процентный риск, риск ликвидности, риск концентрации, а также иные виды рисков, которые в сочетании с наиболее значимыми рисками могут привести к потерям, существенно влияющим на оценку достаточности капитала.
<*****> При оценке ответов на вопросы 61 - 63 настоящей таблицы рекомендуется исходить из следующего:
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей