Конфликт интересов (в ред. От 27.06.2013, протокол N 9)
2.29. Аудитор должен не допускать, чтобы конфликт интересов мог бы скомпрометировать его профессиональное суждение.
В случаях, когда целью профессиональной услуги является выражение уверенности, соблюдение одного из основных принципов этики - объективности требует независимости аудитора от клиентов, которым предоставляется такая услуга, в соответствии с применимыми положениями Правил независимости.
2.30. Примерами обстоятельств, при которых могут возникнуть конфликт интересов, являются, в частности:
а) предоставление консультационной услуги по сопровождению сделки клиента, планирующего приобрести аудируемое лицо, в отношении которого в ходе аудита аудиторская организация получила конфиденциальную информацию, важную для такой сделки;
б) одновременное консультирование двух клиентов, которые являются прямыми конкурентами в сделке по покупке одной и той же компании, когда консультация аудиторской организации может повлиять на конкурентные позиции этих клиентов;
в) оказание услуг покупателю и продавцу, которые являются сторонами одной и той же сделки;
г) оказание услуг по оценке стоимости активов двум сторонам, которые по отношению к таким активам являются противоборствующими сторонами;
д) представление интересов двух клиентов по одному и тому же вопросу, при том, что между этими клиентами существует правовой спор, например, они находятся в состоянии прекращения отношений или ликвидации партнерства;
е) выражение аудиторской организацией уверенности в предоставляемом лицензиару заключении в отношении роялти по лицензионному соглашению с одновременным консультированием лицензиата в отношении правильности расчета причитающихся к уплате сумм роялти;
ж) рекомендация клиенту инвестировать в компанию, в которой, например, супруг(а) аудитора, имеет финансовую заинтересованность;
з) предоставление клиенту стратегически важной консультации в отношении его конкурентоспособности при наличии совместного предприятия с его основным конкурентом или иной заинтересованности в нем;
и) консультирование клиента по вопросам приобретения компании, в приобретении которой заинтересована и сама аудиторская организация;
к) консультирование клиента по вопросам покупки продукта или услуги при наличии соглашения о лицензионных платежах или договора комиссии с одним из потенциальных поставщиков такого продукта или услуги.
2.31. При определении и оценке заинтересованности и взаимоотношений, которые могли бы привести к возникновению конфликта интересов и принятию мер предосторожности (при необходимости) в целях устранения или сведения угрозы нарушения основных принципов этики до приемлемого уровня, аудитор должен, основываясь на профессиональном суждении, определить, заключило бы разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив все конкретные факты и обстоятельства, известные аудитору в момент принятия решения, что соблюдение основных принципов этики не подвергается опасности.
2.32. Предпринимая меры предосторожности в отношении конфликтов интересов, аудитор должен также тщательно соблюдать конфиденциальность, например, в случаях раскрытия или распространения информации внутри аудиторской организации или сети, или в случае обращения за консультацией к третьим сторонам.
2.33. В случае, когда угроза, создаваемая конфликтом интересов, превышает приемлемый уровень, аудитор должен принять меры предосторожности для устранения угрозы или сведения ее до приемлемого уровня. Если меры предосторожности не могут свести угрозу до приемлемого уровня, аудитор должен отказаться от предоставления или прекратить предоставление профессиональных услуг, которые могут привести к конфликту интересов, либо он должен устранить заинтересованность или прекратить взаимоотношения, чтобы устранить угрозу или свести ее до приемлемого уровня.
2.34. Прежде чем принять на обслуживание нового клиента или задание или установить деловые взаимоотношения аудитор должен предпринять разумные действия по выявлению обстоятельств, которые могли бы привести к конфликту интересов, в том числе установить:
а) характер соответствующих взаимоотношений и заинтересованности участвующих сторон;
б) характер услуги и ее влияние на участвующие стороны.
По мере выполнения задания характер услуг, заинтересованность и взаимоотношения могут претерпевать изменения. В особенности это касается случаев, когда к аудитору обращаются с просьбой выполнить задание в ситуации, которая в дальнейшем может привести к противоборству сторон даже если стороны, привлекающие аудитора, изначально не имели каких-либо разногласий. Аудитор должен тщательно отслеживать подобные изменения, с тем, чтобы выявлять обстоятельства, которые могли бы привести к возникновению конфликта интересов.
2.34.1. Для целей установления интересов и взаимоотношений, которые могли бы привести к возникновению конфликта интересов, необходим эффективный процесс выявления таких конфликтов, который позволил бы аудитору выявлять существующие или потенциальные конфликты интересов как до принятия задания, так и при выполнении задания. Этот процесс включает, в том числе выявленные, например, клиентами или потенциальными клиентами обстоятельства. Чем раньше будет выявлен существующий или потенциальный конфликт интересов, тем выше вероятность того, что аудитор сможет принять меры предосторожности (при необходимости), с тем чтобы устранить угрозу объективности и любую угрозу нарушения иных основных принципов этики, или свести ее до приемлемого уровня. Процесс выявления существующих или потенциальных конфликтов интересов зависит от таких факторов, как:
а) характер предоставляемых профессиональных услуг;
б) размер аудиторской организации;
в) объем и состав клиентской базы;
г) структура аудиторской организации, например количество и географическое местонахождение подразделений аудиторской организации.
2.34.2. В случае, когда аудиторская организация является членом сети, выявление конфликта интересов включает, в том числе выявление любого конфликта интересов, существование или возможность возникновения которого аудитор имеет основания предполагать в связи с заинтересованностями и взаимоотношениями любой иной аудиторской организации, входящей в эту сеть. Разумные действия по выявлению таких заинтересованностей и взаимоотношений какой-либо аудиторской организации, входящей в эту сеть, будут зависеть от ряда факторов, таких, например, как характер оказываемых профессиональных услуг, клиенты, которым оказывает услуги сеть, и географическое местонахождение всех участвующих сторон.
2.34.3. В случае выявления конфликта интересов аудитор должен оценить:
а) значимость соответствующих заинтересованностей или взаимоотношений,
б) значимость угроз, возникающих в связи с оказанием профессиональной услуги или услуг. В целом, чем очевидней прямая взаимосвязь между профессиональной услугой и вопросом, по которому интересы сторон противоречат друг другу, тем более значимой будет угроза объективности и нарушения иных основных принципов этики.
2.34.4. Аудитор должен принимать меры предосторожности (при необходимости) с целью устранения угроз нарушения основных принципов этики, создаваемых конфликтом интересов, или сведения их до приемлемого уровня. Примерами мер предосторожности являются, в частности:
а) применение процедур, призванных не допустить несанкционированное раскрытие конфиденциальной информации в процессе предоставления профессиональных услуг по конкретному вопросу двум или более клиентам, интересы которых по этому вопросу противоречат друг другу. Это может включать:
- привлечение разных групп к выполнению заданий, которым даны четкие инструкции (принципы и процедуры) в части соблюдения конфиденциальности;
- создание внутри аудиторской организации подразделений профессиональной практики, которые бы имели раздельное месторасположение, что могло бы предотвратить передачу конфиденциальной клиентской информации от одного подразделения другому в пределах аудиторской организации;
- установление принципов и процедур, призванных ограничить доступ к клиентским файлам, использование соглашений о конфиденциальности, подписываемых работниками аудиторской организации, и/или раздельное (физически или в электронном виде) хранение конфиденциальной информации;
б) регулярная проверка того, применяются ли соответствующие меры предосторожности, лицом из состава руководства аудиторской организации, не участвующим в выполнении задания или заданий для клиента;
в) привлечение лица, не участвующего в предоставлении услуг, а также не затрагиваемого конфликтом интересов каким-либо иным образом, для проведения обзора выполненных работ с целью оценки обоснованности ключевых суждений и выводов;
г) проведение консультаций с третьими сторонами, например с саморегулируемой организацией аудиторов, членом которой является аудиторская организация, юристами или иным аудитором.
2.34.5. Кроме того, как правило, требуется раскрыть суть конфликта интересов и уведомлять о принятых мерах предосторожности (при условии, что они были приняты) клиентов, которых затрагивает такой конфликт, и, если для сведения угрозы до приемлемого уровня требуется принять меры предосторожности, получить согласие клиентов на предоставление аудиторской организацией профессиональных услуг. При этом получение согласия предполагает, что соглашающиеся стороны считают, что аудитор способен осуществлять свою деятельность в соответствии с основными принципами этики.
Раскрытие информации и согласие могут быть реализованы в различных формах, например:
а) раскрытие клиентам в общих чертах информации о том, что аудитор в рамках общепринятой практики не должен и не предоставляет услуги в исключительных интересах какого-то одного клиента (например, какую-либо конкретную услугу в каком-либо конкретном секторе рынка). На основании такого общего раскрытия клиент может, соответственно, предоставить общее согласие. Подобное уведомление может быть включено, например, в стандартные условия договора на оказание услуг;
б) специальное уведомление клиентов, затрагиваемых конфликтом интересов, об обстоятельствах конкретного конфликта, включая подробное описание ситуации и максимально полное разъяснение любых запланированных мер предосторожности и сопутствующих рисков, достаточное для того, чтобы клиент принял обоснованное решение по проблеме с учетом всей имеющейся информации и дал прямое согласие;
в) в определенных обстоятельствах аудитор может сделать вывод о наличии клиентского согласия при условии, что у аудитора имеются достаточные доказательства, чтобы заключить, что клиенты с самого начала знали обстоятельства дела и, поскольку не выдвинули никаких возражений в связи с наличием конфликта интересов, принимают такую ситуацию.
Аудитор должен установить, требуют ли характер и значимость конфликта интересов особого уведомления и прямого согласия клиента. С этой целью аудитор, взвешивая результаты оценки обстоятельств, приводящих к конфликту интересов, в том числе устанавливая стороны, которые такой конфликт может затронуть, а также характер проблем, которые могут возникнуть, и возможность непредсказуемого развития ситуации по конкретной проблеме, исходит из профессионального суждения.
2.34.6. В случаях, когда аудитор запросил у клиента его прямое согласие, но такое согласие клиентом не было дано, аудитор должен отказаться от предоставления или прекратить предоставление профессиональных услуг, которые могут привести к конфликту интересов, либо он должен устранить заинтересованность или прекратить взаимоотношения, чтобы устранить угрозу или свести ее до приемлемого уровня, при котором такое согласие может быть получено после применения (при необходимости) каких-либо дополнительных мер предосторожности.
2.34.7. В случаях, когда доведение информации до клиента осуществляется в устной форме или согласие предоставляется клиентом в устной форме или подразумевается, аудитор должен документировать характер обстоятельств, приводящих к возникновению конфликта интересов, меры предосторожности, которые были предприняты для сведения угроз до приемлемого уровня, и полученное согласие.
2.34.8. В определенных обстоятельствах специальное информирование клиента с целью получить прямое согласие приводит к нарушению конфиденциальности. Такими обстоятельствами могут являться, например:
а) предоставление одному клиенту услуг по сопровождению сделки, предполагающей недружественное поглощение другого клиента;
б) проведение расследования финансовых нарушений по запросу одного клиента в связи с предполагаемым недобросовестным действием, когда аудитор располагает конфиденциальной информацией, полученной по результатам оказания профессиональной услуги другому клиенту, который мог иметь отношение к такому недобросовестному действию.
При таких обстоятельствах аудиторская организация не должна принимать задание или продолжать выполнение уже принятого, кроме случаев, когда соблюдаются следующие условия:
а) аудиторская организация не выступает в роли защитника (при разрешении юридических споров или в судебном разбирательстве) одного клиента в случае, когда в связи с этим она вынуждена противостоять другому клиенту по этому же вопросу;
б) существуют конкретные процедуры, не допускающие обмена конфиденциальной информацией между группами аудиторской организации, предоставляющими услуги обоим клиентам;
в) у аудиторской организации существует уверенность в том, что разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив конкретные факты и обстоятельства, известные на тот момент аудитору, сочтет, что аудитор вправе принять задание или продолжать его выполнение, поскольку ограничение возможности аудитора оказывать услуги приведет к несоразмерно негативному результату для клиентов или иных участвующих третьих сторон.
Аудитор должен документировать характер обстоятельств, включая функции, которые он будет выполнять, применяемые конкретные процедуры, призванные не допустить обмена информацией между группами аудиторской организации, предоставляющими услуги обоим клиентам, и основания для вывода о том, что аудитор вправе принять задание.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей