Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

3. Общее образование

На начало 2022/23 учебного года по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования обучались 17745037 человек, функционировало 39440 общеобразовательных организаций. Во вторую смену обучались 2695605 человек (около 15,6 процента общего числа обучающихся), ликвидировано обучение в 3-ю смену. В рамках исполнения Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 г. Министерство просвещения Российской Федерации реализует мероприятия по строительству до конца 2024 года не менее 1300 школ (накопительным итогом с 2019 года) в рамках федерального проекта "Современная школа", входящего в состав национального проекта "Образование", в том числе с привлечением внебюджетных средств. Так, с 2019 года до настоящего времени за счет софинансирования из средств федерального бюджета введены в эксплуатацию 475 школ. Дополнительно 386 школ введено в эксплуатацию субъектами Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников. Таким образом, уже введена в эксплуатацию 861 школа. До конца 2024 года инфраструктурными мероприятиями государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - Программа) предусмотрен ввод в эксплуатацию еще более 700 школ, из которых более 580 школ будут построены с участием субсидий из федерального бюджета.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.12.2022 N 2202, от 01.09.2023 N 1435)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 2022 года реализуется программа, направленная на модернизацию школьных систем образования путем проведения капитального ремонта и оснащения средствами обучения и воспитания объектов региональных (муниципальных) общеобразовательных организаций, предусматривающая включение в нее, в первую очередь, сельских школ.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2022 N 2202)

В 2022 году мероприятия по капитальному ремонту охватят не менее 1661 здания общеобразовательных организаций. При этом из 3368 отобранных общеобразовательных организаций 879 расположены в городах, что составляет 26,1 процента общего числа зданий; 467 - в малых городах (с населением менее 50 тыс. человек), что составляет 13,9 процента общего числа зданий; 2022 - в сельской местности (село, деревня, улус, хутор, поселок городского типа, аул и др.), что составляет 60 процентов общего числа зданий. Предполагается охват капитальным ремонтом и оснащением не менее 7300 зданий общеобразовательных организаций до конца 2026 года, в том числе не менее 60 процентов - в сельской местности и малых городах.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2022 N 2202; в ред. Постановления Правительства РФ от 01.09.2023 N 1435)

(см. текст в предыдущей редакции)

К числу основополагающих принципов государственной политики в сфере образования относятся обеспечение единства образовательного пространства на территории страны, сохранение и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства, а также государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения, которые обеспечивают федеральные государственные образовательные стандарты. В настоящее время осуществлено обновление федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего образования и среднего общего образования, целями которых являются обеспечение качества общего образования, повышение роли школы в воспитании молодежи как ответственных граждан Российской Федерации на основе традиционных российских духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, повышение качества преподавания русского языка, литературы, отечественной истории, сохранение глубины и фундаментальности отечественного образования. В 2022 году введены единые федеральные образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, ведется актуализация федеральных основных общеобразовательных программ путем дополнительного включения в них федеральных рабочих программ обязательных учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.12.2022 N 2202, от 01.09.2023 N 1435)

(см. текст в предыдущей редакции)

В 2022 году в системе общего образования трудились 1348506 педагогических работников, из которых 1079625 - учителя. С 2020 года реализуется программа "Земский учитель", призванная восполнить дефицит квалифицированных кадров общеобразовательных организаций, расположенных в сельской местности и городах с населением до 50 тыс. человек. С 1 сентября 2020 г. выплачивается ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 01.12.2022 N 2202, от 01.09.2023 N 1435)

(см. текст в предыдущей редакции)

Около 7,7 млн. учащихся 1 - 4 классов во всех общеобразовательных организациях субъектов Российской Федерации получают бесплатное горячее питание, ежегодно субсидируются мероприятия по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и малых городах, условий для занятия физической культурой и спортом.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.09.2023 N 1435)

(см. текст в предыдущей редакции)

В 2020 году в связи с пандемией коронавирусной инфекции выросло число школьников и студентов, обучавшихся с применением дистанционных технологий по программам начального общего образования - 14,7 процента, по программам основного общего образования - 15,9 процента, по программам среднего общего образования - 19 процентов, по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих - 39,8 процента, по программам подготовки специалистов среднего звена - 43,5 процента.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 01.12.2022 N 2202)

(см. текст в предыдущей редакции)

В Российской Федерации более 1,25 млн. обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и более 700 тыс. детей-инвалидов. Реализация государственной политики в сфере образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью формируется по двум основным направлениям - развитие системы инклюзивного образования и одновременно поддержка и развитие существующей сети отдельных общеобразовательных организаций. Продолжает выстраиваться преемственная вертикаль и межведомственное взаимодействие в части обеспечения указанным лицам прав на образование - от оказания ранней помощи, создания условий для получения качественного доступного общего образования, психолого-педагогического сопровождения до профессиональной ориентации, профессионального образования и трудоустройства.

Ключевыми вопросами в сфере общего образования являются преодоление школьной неуспешности детей, подъем престижа учительской профессии, укоренение социальных практик в школьной жизни.

Для организации и проведения государственной итоговой аттестации функционируют региональные информационные системы в 85 субъектах Российской Федерации и федеральная информационная система. Применяемые технологические решения обеспечивают проведение государственной итоговой аттестации, сбор и хранение информации. Наиболее технологичная процедура в рамках государственной итоговой аттестации, отвечающая критериям объективности, - единый государственный экзамен. В 2021 году единый государственный экзамен прошел во всех субъектах Российской Федерации и в 58 иностранных государствах. В нем приняли участие 689761 человек, из них 625348 человек - выпускники 2021 года.

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 01.12.2022 N 2202)