Приложение N 10

к государственной программе

Российской Федерации

"Развитие образования"

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ,

НАПРАВЛЕННЫХ НА МОДЕРНИЗАЦИЮ ИНФРАСТРУКТУРЫ ОБЩЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

"РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ"

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 22.01.2019 N 23,

от 29.03.2019 N 368, от 27.12.2019 N 1880, от 16.07.2020 N 1063,

от 15.03.2021 N 385, от 24.12.2021 N 2452, от 20.05.2022 N 918,

от 26.09.2022 N 1693, от 30.11.2024 N 1700)

1. Настоящие Правила устанавливают цели, условия и порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на модернизацию инфраструктуры общего образования в отдельных субъектах Российской Федерации в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" (далее - субсидии).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Создание условий для обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", не входящего в состав национальных проектов, и федерального проекта "Все лучшее детям", входящего в национальный проект "Молодежь и дети", в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования".

(п. 2 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Субсидии предоставляются субъектам Российской Федерации:

а) в рамках федерального проекта "Создание условий для обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" в целях завершения в 2025 году мероприятий по строительству, реконструкции объектов государственной собственности субъектов Российской Федерации и (или) муниципальной собственности и (или) приобретению объектов недвижимого имущества в государственную собственность субъектов Российской Федерации и (или) муниципальную собственность, софинансирование которых осуществлялось в рамках федерального проекта "Современная школа", входящего в национальный проект "Образование" (далее соответственно - объекты, мероприятия);

б) в рамках федерального проекта "Все лучшее детям" в целях строительства, реконструкции объектов и (или) приобретения объектов, в том числе на создание многофункциональных образовательных комплексов, включающих в себя объекты всех уровней общего образования.

(п. 3 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства просвещения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Перечень мероприятий (объектов) на цели, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, формируется Министерством просвещения Российской Федерации на основании поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации (заместителей Председателя Правительства Российской Федерации), обращений высших должностных лиц субъектов Российской Федерации или председателей высших исполнительных органов субъекта Российской Федерации. Перечень мероприятий (объектов) подлежит одобрению Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации в соответствии с распределением обязанностей.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.03.2019 N 368, от 26.09.2022 N 1693, от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие обязательства субъекта Российской Федерации по обеспечению создания новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, а также в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимых при оснащении общеобразовательных организаций. Указанный перечень, критерии его формирования и требования к функциональному оснащению утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.12.2021 N 2452, от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. Условиями предоставления субсидии являются:

а) наличие правового акта субъекта Российской Федерации, утвержденного в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации, включающего одно или несколько мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской Федерации, связанного с реализацией региональной программы (регионального проекта), софинансирование которого осуществляется из федерального бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер планируемой субсидии;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашение) в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий).

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Соглашение заключается Министерством просвещения Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.09.2022 N 1693)

(см. текст в предыдущей редакции)

Допускается возможность установления в соглашении различных уровней софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по отдельным мероприятиям в случае предоставления субсидии в целях софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации, предусматривающего реализацию более одного мероприятия.

В целях реализации региональной программы (регионального проекта), включающей в себя мероприятия, указанные в пункте 2 настоящих Правил, может быть предусмотрено предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.

(п. 8 в ред. Постановления Правительства РФ от 27.12.2019 N 1880)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В целях повышения эффективности реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" в соглашении в дополнение к положениям, указанным в пункте 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, предусматриваются следующие обязательства субъекта Российской Федерации:

а) обеспечение создания новых мест в общеобразовательных организациях, предусмотренных региональной программой (региональным проектом), санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами, федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, включая оснащение новых мест средствами обучения и воспитания в соответствии с перечнем, указанным в пункте 6 настоящих Правил;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

б) направление субсидии на софинансирование расходов субъекта Российской Федерации на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации) или приобретение объектов, а также на обеспечение зданий общеобразовательных организаций современными средствами обучения и воспитания, необходимыми видами благоустройства, в том числе санитарно-гигиеническими помещениями;

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.03.2019 N 368, от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

в) обеспечение 24-часового онлайн-видеонаблюдения (с трансляцией в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет") за объектами, на софинансирование которых направляется субсидия, в соответствии с рекомендациями Министерства просвещения Российской Федерации.

10. Размер субсидии субъекту Российской Федерации на реализацию мероприятий (объектов), предусмотренных подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, определяется на основании расходного обязательства субъекта Российской Федерации и предельного уровня софинансирования, определяемого в соответствии с пунктом 13 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

(п. 10 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Общий размер субсидии i-му субъекту Российской Федерации (Si) на реализацию мероприятий (объектов), предусмотренных подпунктом "б" пункта 3 настоящих Правил, определяется по формуле:

00000062.wmz

где:

n - общее количество мероприятий (объектов);

j - порядковый номер объекта i-го субъекта Российской Федерации, при этом j = 1...n;

Sij - размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий (объектов);

i - порядковый номер субъекта Российской Федерации.

(п. 11 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

12. Определение размера субсидии на реализацию мероприятий (объектов) производится в 4 этапа.

(п. 12 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

13. На первом этапе производится определение размера субсидии субъекту Российской Федерации по мероприятиям (объектам), в отношении которых имеется поручение (указание) Президента Российской Федерации, акт и (или) поручение Правительства Российской Федерации (далее - решение федерального уровня), содержащие информацию о стоимости мероприятия (объекта) (ZПрij) и (или) необходимом объеме финансирования мероприятия (объекта) за счет средств федерального бюджета (SПрij).

Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий (объектов) по первому этапу (Sij1) в случае указания в решении федерального уровня стоимости объекта (ZПрij), определяется по формуле:

00000063.wmz

где:

Yi - предельный уровень софинансирования из федерального бюджета расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации, определяемый в соответствии с пунктом 13(1.1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

В случае указания в решении федерального уровня объема финансирования из федерального бюджета мероприятия (объекта) (SПрij) размер субсидии определяется по формуле:

00000064.wmz

(п. 13 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

13(1). На втором этапе определяется размер субсидии субъекту Российской Федерации по мероприятиям (объектам), в отношении которых имеется положительное заключение государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости объектов.

Предельный размер субсидии по второму этапу (Sij2) определяется по формуле:

00000065.wmz

где:

Zij - стоимость строительства, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, объекта согласно положительному заключению государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости объекта.

При этом, если по мероприятию (объекту) имеется решение федерального уровня, содержащее информацию о стоимости мероприятия (объекта) или необходимом объеме финансирования мероприятия (объекта) и положительное заключение государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости, определение размера субсидии субъекту Российской Федерации осуществляется в рамках первого этапа.

(п. 13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

13(2). На третьем этапе производится определение размера субсидии субъекту Российской Федерации на реализацию мероприятий (объектов) с применением объектов-аналогов.

В качестве объекта-аналога субъектом Российской Федерации могут быть предложены объекты общеобразовательных организаций, реализация которых осуществлялась или осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации аналогичной проектной мощности (допускается отклонение мощности не более 10 процентов), в отношении которых имеется положительное заключение государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости объектов.

Предельный размер субсидии по третьему этапу (Sij3) определяется по формуле:

00000066.wmz

где:

Zaij - стоимость создания объекта-аналога согласно положительному заключению государственной экспертизы проверки достоверности определения сметной стоимости;

Mij - показатель мощности планируемого к реализации объекта;

Maij - показатель мощности объекта-аналога (количество мест).

При этом, если по мероприятию (объекту) имеются решение федерального уровня, содержащее информацию о стоимости мероприятия (объекта) или необходимом объеме финансирования мероприятия (объекта), и объект-аналог, определение размера субсидии субъекту Российской Федерации осуществляется в рамках первого этапа.

(п. 13(2) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

13(3). На четвертом этапе производится расчет размера субсидии субъекту Российской Федерации на реализацию мероприятий (объектов), которые не соответствуют требованиям этапов расчетов с первого по третий этап.

Расчет размера субсидии по четвертому этапу (Sij4) осуществляется по формуле:

00000067.wmz

где:

НЦСij - укрупненный сметный норматив цены строительства в расчете на одно место обучающегося, установленный Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации;

Mij - количество новых мест в общеобразовательных организациях j-го объекта i-го субъекта Российской Федерации;

НДС - налог на добавленную стоимость.

При отсутствии в действующем сборнике нормативов цен строительства Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации конструктива, заявленного субъектом Российской Федерации к реализации объекта, и соответствующего норматива цен строительства для расчета размера субсидии применяется наименьший по стоимости норматив цен строительства для показателей соответствующей мощности.

(п. 13(3) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

14. В случае если размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации на реализацию мероприятий на очередной финансовый год (первый год планового периода), меньше расчетной стоимости строительства, то остаток средств, необходимый для реализации мероприятий, предоставляется из федерального бюджета бюджету i-го субъекта Российской Федерации в первом (во втором) году планового периода в пределах объема бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральным законом.

Абзац утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 15.03.2021 N 385.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. При определении размера субсидии по всем этапам Министерством просвещения Российской Федерации осуществляется проверка соответствия общего размера субсидии, рассчитанного по этапам, размеру, установленному федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и (или) лимитам бюджетных обязательств, доведенных до Министерства просвещения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил, на соответствующий период.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

16. В случае если общий размер субсидии, рассчитанный по этапам, превышает сумму, установленную федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период, и (или) лимиты бюджетных обязательств, доведенные до Министерства просвещения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, размер субсидии, определенный на втором - четвертом этапах, уменьшается до скорректированного размера субсидии (00000068.wmz), предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации, который определяется по формуле:

00000069.wmz

где:

Sij2-4 - размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации, рассчитанный на втором - четвертом этапах;

Kk - корректирующий коэффициент размера субсидии.

(п. 16 в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

17. Корректирующий коэффициент размера субсидии (Kk) определяется по формуле:

00000070.wmz

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

где 00000071.wmz - расчетный размер субсидии, превышающий общий размер субсидии, предусмотренный в федеральном бюджете, образовавшийся при выполнении расчетов в соответствии с пунктами 13(1) - 13(3) настоящих Правил.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

17(1). В случае предоставления бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 2 настоящих Правил, положения пунктов 10 - 17 настоящих Правил не применяются. Объем субсидии определяется в соответствии с актом Правительства Российской Федерации об использовании бюджетных ассигнований резервного фонда Правительства Российской Федерации.

(п. 17(1) введен Постановлением Правительства РФ от 20.05.2022 N 918; в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

18. Размер субсидии, предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации на реализацию региональных программ (региональных проектов), не может превышать размер расходного обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия с учетом установленного предельного уровня софинансирования, и (или) сумму, заявленную субъектом Российской Федерации в обращении.

19. Субсидии, от которых субъект Российской Федерации отказался полностью или частично до заключения соглашения или в период его действия, подлежат перераспределению на реализацию региональных программ в текущем году между другими субъектами Российской Федерации, достигнувшими результатов использования субсидии в соответствии с соглашением на последнюю отчетную дату, в соответствии с настоящими Правилами и бюджетным законодательством Российской Федерации.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.12.2021 N 2452, от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

19(1). Перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

В случае предоставления субсидии на возмещение затрат по завершенным мероприятиям перечисление субсидий осуществляется в установленном порядке на казначейские счета для осуществления и отражения операций по учету и распределению поступлений, открытые территориальным органам Федерального казначейства, на основании заявки высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации о перечислении субсидии, предоставляемой главному распорядителю средств федерального бюджета.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.09.2022 N 1693)

(см. текст в предыдущей редакции)

(п. 19(1) в ред. Постановления Правительства РФ от 15.03.2021 N 385)

(см. текст в предыдущей редакции)

20. Уполномоченный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации исполнительный орган субъекта Российской Федерации размещает в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, отчет о достижении значения результата использования субсидии в сроки, установленные соглашением.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.2019 N 1880, от 24.12.2021 N 2452, от 26.09.2022 N 1693)

(см. текст в предыдущей редакции)

21. Оценка эффективности использования субсидии осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации на основании сравнения планируемых и достигнутых субъектом Российской Федерации значений следующего результата использования субсидии - количество объектов общеобразовательных организаций субъекта Российской Федерации, введенных путем реализации мероприятий региональных программ (региональных проектов), софинансируемых из федерального бюджета.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.2019 N 1880, от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

22. В случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств, предусмотренных соглашением в соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, и в срок до первой даты представления отчетности о достижении значения результата использования субсидии в соответствии с соглашением в году, следующем за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, размер средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет, и срок возврата указанных средств определяются в соответствии с пунктами 16, 18 и 19(1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.03.2019 N 368, от 27.12.2019 N 1880, от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

23. Освобождение субъектов Российской Федерации от применения мер ответственности, предусмотренных пунктами 16, 18 и 19(1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, в том числе последующего возврата средств в доход федерального бюджета, осуществляется в соответствии с пунктом 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.03.2019 N 368, от 30.11.2024 N 1700)

(см. текст в предыдущей редакции)

24. Утратил силу. - Постановление Правительства РФ от 15.03.2021 N 385.

(см. текст в предыдущей редакции)

24(1). В случае нарушения целей, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.

(п. 24(1) введен Постановлением Правительства РФ от 30.11.2024 N 1700)

25. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство просвещения Российской Федерации сведений и соблюдение условий, установленных настоящими Правилами и соглашением, возлагается на высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 26.09.2022 N 1693)

(см. текст в предыдущей редакции)

26. Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий, предусмотренных при предоставлении субсидий, осуществляется Министерством просвещения Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.12.2019 N 1880, от 15.03.2021 N 385)

(см. текст в предыдущей редакции)

Приложение N 9. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, в рамках реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" Приложение N 11. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, мероприятия которых направлены на Развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования, в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"