Ответы на вопросы фракции "ЛДПР" в Государственной Думе Министру образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой, приглашенной на "Правительственный час" 27 сентября 2017 года

Ответы

на вопросы фракции "ЛДПР" в Государственной Думе Министру

образования и науки Российской Федерации О.Ю. Васильевой,

приглашенной на "правительственный час"

27 сентября 2017 года

1. Количество мест в высших учебных заведениях для приема студентов соответствует в настоящее время численности выпускников школ.

За счет средств федерального бюджета обучаются более половины студентов высших учебных заведений. До 40% выпускников вузов работает не по специальности.

Вопрос. Не считаете ли Вы целесообразным перераспределить часть средств федерального бюджета, предназначенных для финансирования высших учебных заведений, и направить их для расширения сети профессионально-технических училищ, на подготовку квалифицированного персонала для промышленности, строительства и транспорта?

Ответ:

Доступность качественного образования - стратегическая цель Минобрнауки России. В Законе об образовании предусмотрена государственная гарантия на получение высшего образования: на каждые 10 тыс. человек в возрасте от 17 до 30 лет должно приходиться 800 бюджетных мест. На протяжении последних пяти лет каждый второй выпускник школы имеет возможность поступить в вуз на бюджетное место (на 100 выпускников школ приходится 57 бюджетных мест в вузы).

Кроме того, сейчас доля выпускников техникумов и колледжей, поступающих в вузы, составляет около 35%. Это важный показатель в условиях запроса со стороны экономики на высококвалифицированные кадры, способные обслуживать сложные технологические процессы.

Учитывая, что технологии постоянно обновляются, у выпускников-инженеров должна быть высокая адаптационная способность, позволяющая им быть конкурентными на рынке труда сразу в нескольких сегментах.

Целевой прием - механизм, обеспечивающий адресную подготовку кадров для конкретного предприятия. Соответственно у выпускника в этом случае нет шансов трудоустроиться не по специальности.

По итогам объективного мониторинга трудоустройства выпускников, показатель по стране - 75% трудоустроенных и мы надеемся, что с каждым годом это значение будет расти.

Согласно действующему законодательству все государственные образовательные учреждения, как вузы, так и средне-специальные учреждения, должны финансироваться по нормативным затратам на реализацию соответствующих образовательных программ. Поэтому перераспределение бюджетных средств с вузов на ссузы возможно только если ликвидировать вузы, что вызовет дисбаланс в системе подготовки кадров соответствующих уровней. В то же время решать задачи по расширению доступности и качества среднего профессионального образования можно на базе вузов, создавая так называемые опорные, ведущие "широкопрофильные" вузы на определенной территории, которые могут осуществлять подготовку в том числе кадров среднего звена как в промышленности, так и в строительстве и транспорте. Но создание такого рода образовательных кластеров требует финансирования вузов не просто по их затратам, а выделения средств на их развитие, осуществления так называемых инвестиционных расходов, чтобы вуз не стоял на месте, а развивался.

В соответствии со статьей 8 Закона об образовании осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации и вопросы организации предоставления среднего профессионального образования относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

2. Значительное число выпускников ведущих вузов страны и молодых ученых уезжают работать за границу. Бюджетное финансирование образования следует рассматривать как государственные инвестиции.

Вопрос. Не следует ли ввести возврат средств на образование со стороны выезжающих за границу выпускников вузов и ученых, так как это есть скрытое финансирование других государств и вывоз капитала из страны? Располагает ли Ваше министерство данными о числе выезжающих специалистов и ученых за границу и соответствующих государственных расходах на их обучение?

Ответ:

Возврат средств, потраченных государством на обучение студента, предусмотрен в нашем законопроекте по целевому приему и целевому обучению в случае, если выпускник нарушил условия договора и не трудоустроился в организацию, с которой был заключен договор. В остальных случаях граждане пользуются правами в соответствии с Конституцией РФ, в том числе правом на выезд из страны.

Ограничительные меры вряд ли будут действенными. Нужно создавать рабочие места, повышать уровень социальных гарантий, улучшать бизнес-климат в стране, в том числе в части внедрения результатов научной деятельности.

Учет граждан РФ, выезжающих на работу за пределы страны, ведет миграционная служба.

3. В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" было предусмотрено, что заработная плата преподавателей и ученых в 2018 г. должна в два раза превышать среднюю по региону.

Вопрос. Будет ли выполнен этот Указ Президента РФ, и какие дополнительные меры будут приняты для того, чтобы сфера образования и науки стала привлекательной и престижной для талантливой молодежи?

Ответ:

С целью усиления работы по поддержке талантливой молодежи Минобрнауки России были направлены в Правительство Российской Федерации и в Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по науке и образованию предложения по совершенствованию мер государственной поддержки молодежи в науке.

В частности, было предложено увеличить в 1,5 раза количество грантополучателей и размер гранта Президента Российской Федерации для молодых кандидатов и докторов наук, а также запустить грантовую поддержку инженерных разработок и развития инженерно-конструкторских решений на базе инжиниринговых центров, центров опытного и мелкосерийного производства.

В связи с тем, что незначительные гранты не выполняют функцию перехода к стадии формирования собственных коллективов, Минобрнауки России было предложено сократить количество грантов Российского фонда фундаментальных исследований, одновременно увеличив размер одного гранта.

В целях создания условий для освобождения руководителями структурных подразделений в возрасте 60 - 65 лет своих должностей и открытия указанных ставок для молодых перспективных ученых Минобрнауки России предложило ввести постоянные высокооплачиваемые позиции для научных руководителей-наставников (профессоров) (00000001.wmz100 наставников).

Кроме того было предложено привлекать большее количество вузов к инициативе поддержки постдоков и ввести в рамках государственных заданий научным и образовательным организациям пятилетний институт постдокторантуры (00000002.wmz700 постдоков).

Для формирования предпринимательских компетенций Минобрнауки России предложило расширить акселерационные программы вузов и Фонда "Сколково", а также увеличить количество поддерживаемых проектов по программе "Умник" и внесло в Правительство Российской Федерации проект "дорожной карты" по развитию студенческого технологического предпринимательства на 2018 - 2021 годы.

Дорожная карта по реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" предусматривает значение показателя на уровне 150% по итогам 2016 года и система в целом справилась с выполнением данного Указа Президента Российской Федерации. В 2017 и 2018 годах на повышение оплаты труда педагогических работников в федеральном бюджете предусмотрено 48,86 и 75,5 млрд. рублей соответственно, а на повышение оплаты труда научных сотрудников 11,35 и 25,7 млрд. рублей соответственно. При этом, в 2018 году на повышение оплаты труда педагогических работников дополнительно выделяется 10,7 млрд. рублей, а на повышение оплаты труда научных сотрудников будет выделено дополнительно 13,9 млрд. рублей.

Распределение дополнительных средств будет произведено ко 2-му чтению федерального закона о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 - 2020 годов после согласования с заинтересованными ГРБС и Минфином России.

Заложенные в бюджет средства позволяют прогнозировать выполнение Указа Президента Российской Федерации в полном объеме.

4. В целом ряде регионов наблюдается дефицит школьных мест и износ школьных зданий.

Вопрос. В течение какого периода времени в школах не станет третьей смены, а устаревшие здания на селе, в малых капитально отремонтированы?

Ответ:

В целях ликвидации многосменного обучения, перевода обучающихся из зданий с высоким уровнем износа и ликвидации проблемы отсутствия санитарно-гигиенических помещений в школьных зданиях распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 г. N 2145-р утверждена программа "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016 - 2025 годы (далее - Программа).

В рамках Программы с 2016 года из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации предоставляются субсидии на софинансирование мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации, направленных на создание новых мест в общеобразовательных организациях (исходя из прогнозируемой потребности), соответствующих современным условиям обучения, в части возмещения затрат, связанных со строительством, приобретением (выкупом), а также капитальным ремонтом и реконструкцией зданий, оснащением их учебным оборудованием, необходимым для реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования (далее - субсидии).

Одними из ожидаемых результатов реализации Программы является ликвидация третьей смены обучения к 2018 году, а переход всех обучающихся из зданий общеобразовательных организаций с износом 50% и более в новые общеобразовательные организации к 2025 году.

Программа реализуется в 2 этапа:

1 этап - 2016 - 2020 годы,

2 этап - 2021 - 2025 годы.

Ежегодное финансирование мероприятий Программы за счет средств федерального бюджета на 1 этапе составляет 170 млрд. рублей; на 2 этапе - более 227 млрд. рублей.

Фактически в соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2016 г. N 713-р и от 28 января 2017 г. N 131-р из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в 2016 и 2017 годах предоставлены субсидии общим объемом 25 млрд. рублей ежегодно.

По итогам реализации Программы в 2016 году введен в эксплуатацию 61 объект в 48 субъектах Российской Федерации общей мощностью 57 645 мест. В ходе реализации Программы ожидается ликвидация третьей смены обучения к 2018 году, а переход всех обучающихся из зданий общеобразовательных организаций с износом 50% и выше в новые общеобразовательные организации.

С 2017 года Программа реализуется в формате приоритетного проекта "Создание современной образовательной среды для школьников" (далее - приоритетный проект).

До конца 2017 года в рамках реализации приоритетного проекта планируется построить либо приобрести (выкупить) 82 здания общеобразовательных организаций с общей численностью около 55 тыс. мест, из которых 30 (с общей мощностью 12778 мест) расположены в сельских поселениях.

В рамках проведения отбора заявок субъектов Российской Федерации на предоставление субсидии в 2018 году 69 регионов заявили о готовности построить 258 образовательных организаций общей мощностью 153 550 мест.

5. Большая часть молодежи политически пассивна и нередко поддается деструктивному и разрушительному влиянию тех внешних и внутренних сил, которые провоцируют социальные конфликты и заостряют внимание на негативных фактах настоящего и прошлого страны.

Вопрос. Не считаете ли вы необходимым ввести в старших классах курс политологии, подготовить, наконец, базовый учебник по истории России и уменьшить в учебных программах по литературе и истории изучение произведений тех авторов, которые акцентировали внимание только на отрицательном?

Ответ:

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам в соответствии с ФГОС (статья 28 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").

Собственно сам стандарт среднего общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника как человека, любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества; осознающего себя личностью, социально активного, уважающего закон и правопорядок, осознающего ответственность перед семьей, обществом, государством.

Но нельзя забывать, что государственная политика и правовое регулирование в сфере образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, носит светский характер (Согласно пункту 6 части 1 статьи 3 Федерального закона).

Но возможности изучения истории политических учений согласно ФГОС может осуществляться:

- в рамках общественно-научных учебных предметов (история России, всеобщая история, обществознание и др.);

- через факультативные и элективные учебные предметы, предлагаемые конкретной школой, в том числе социальной направленности;

- во внеурочной деятельности учащихся (в том числе и по просветительской направленности);

- в рамках программы воспитания и социализации учащихся;

- при реализации дополнительных общеобразовательных программ.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации о разработке единых учебников по истории России, Минобрнауки России совместно с Российским историческим обществом и Российским военно-историческим обществом были подготовлены предложения по созданию единых учебников истории, то есть разработанных в рамках единой концепции и единой логики непрерывной российской истории, во взаимосвязи всех ее этапов.

В рамках выполнения Поручения была разработана концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (далее - Концепция), включающая историко-культурный стандарт, представляющий собой научную основу содержания школьного исторического образования с перечнем исторических дат, событий, персоналий, понятий, обязательных для изучения в школе.

Концепция стала содержательной основой для совершенствования ФГОС и примерных основных общеобразовательных программ, разработки учебников и учебно-методических пособий, совершенствования программ повышения квалификации педагогов.

Приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года N 576 в федеральный перечень включены 14 учебников истории России, разработанных в соответствии Концепции и исключены 37 учебников, не соответствовавшей ей.

Примерные основные образовательные программы по литературе включают списки художественных произведений, рекомендуемых для изучения в 10 - 11-х классах:

список А - перечень обязательных для изучения конкретных произведений;

список В - перечень обязательных для изучения авторов. Конкретное произведение каждого автора определяется образовательной программой конкретной образовательной организации;

список С - перечень литературных явлений, выделенных по тематическому, хронологическому, жанровому и т.п. принципу. Конкретный автор и произведение определяется образовательной программой конкретной образовательной организации.

Примерные основные образовательные программы допускают расширение списка писательских имен и произведений.

Педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования педагогически обоснованных форм, средств, методов обучения и воспитания, на применение авторских программ, на выбор учебников, учебных пособий, материалов и иных средств обучения и воспитания в соответствии с образовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании (часть 3 статьи 47 Федерального закона).

Кроме того, Минобрнауки России разработан перечень "100 книг" по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемых школьникам к самостоятельному прочтению (письмо Минобрнауки России от 16 января 2013 г. N НТ-41/08).

Справочно: в 8 - 11 классах действуют государственные образовательные стандарты 2004 года. Согласно ГОС 2004 в рамках учебного предмета "Литература" обеспечена возможность чтения и изучения художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики, в том числе таких писателей как: А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, И.С. Тургенев, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, Л.Н. Толстой и др.