1. Оценка текущего состояния сферы охраны здоровья граждан

Важнейшей целью государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" (далее - Программа) является создание необходимых условий для сохранения здоровья населения страны.

Достижение указанной цели требует обеспечения доступности профилактики, диагностики и лечения заболеваний с использованием современных медицинских изделий, а также качественной и эффективной лекарственной терапии.

В последние годы система здравоохранения функционирует в условиях сложной внешнеэкономической ситуации, обусловленной санкционными ограничениями и связанным с этим нарушением логистических цепочек, удорожанием продукции в совокупности с усилением инфляции, сохраняющимся влиянием новой коронавирусной инфекции COVID-19, пиковая заболеваемость которой пришлась на начало 2021 года.

Причинами, формирующими недостаточную положительную динамику в состоянии здоровья населения, являются:

недостаточная мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;

относительно высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем, потребление наркотиков, недостаточная двигательная активность и нерациональное питание);

высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертония, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);

несвоевременное обращение за медицинской помощью;

недостаточная профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обуславливающих;

несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;

недостаточное развитие стационар-замещающих технологий;

отсутствие унификации оснащения медицинских организаций.

В посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации были обозначены пути улучшения ситуации в сфере здравоохранения:

формирование культуры здорового образа жизни;

создание условий, благоприятствующих рождению и воспитанию детей;

укрепление системы первичной медико-санитарной помощи;

обеспечение доступности и высокого качества медицинской помощи, в том числе медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения;

повышение доступности высокотехнологичной медицинской помощи.

Одной из важнейших характеристик реализации Программы стал рост показателя ожидаемой продолжительности жизни при рождении (увеличение до 73,4 года в 2023 году) и снижение смертности населения от всех причин (до 12,1 на 1000 человек в 2023 году). Кроме того, опережающими темпами снижается младенческая смертность (до 4,2 на 1000 родившихся живыми в 2023 году).

В Российской Федерации в 2023 году в структуре смертности населения наибольшую долю составляли болезни системы кровообращения, на которые приходится 46,2 процента всех случаев смерти, новообразования (16,42 процента) и внешние причины смерти (8,92 процента).

В целях снижения летальности от болезней системы кровообращения в Программе предусмотрены мероприятия по развитию сети региональных сосудистых центров и первичных сосудистых отделений для пациентов с острым инфарктом миокарда и острым нарушением мозгового кровообращения, мероприятия по усилению материально-технической обеспеченности кардиологической службы и обновлению маршрутизации пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Указанные меры позволили повысить качество и доступность медицинской помощи во всех регионах, что привело к увеличению количества рентгенэндоваскулярных вмешательств на сердце в лечебных целях на 49 процентов (с 216988 в 2018 году до 323328 в 2023 году), снижению больничной летальности от инфаркта миокарда на 22,1 процента (с 13,1 процента в 2018 году до 10,2 процента в 2023 году), снижению больничной летальности от острого нарушения мозгового кровообращения на 14,1 процента (с 19,2 процента в 2018 году до 16,5 процента в 2023 году).

Кроме того, формирование новых организационных моделей диспансерного наблюдения, дополнительное обеспечение бесплатными лекарственными препаратами с 2020 года позволили снизить летальность больных с болезнями системы кровообращения среди лиц, находящихся под диспансерным наблюдением, на 31,3 процента (с 2,81 процента в 2020 году до 1,93 процента в 2023 году).

Одним из ключевых параметров Программы также является повышение удовлетворенности населения качеством оказываемой медицинской помощи. С сентября 2022 г. осуществляется мониторинг показателя "Удовлетворенность населения медицинской помощью по результатам оценки общественного мнения", который по итогам 2023 года достиг 47,6 процента.

Реализация мероприятий Программы, направленных на совершенствование подходов к проведению профилактики и раннему выявлению злокачественных новообразований, диагностике и лечению онкологических заболеваний, а также к проведению инфраструктурных преобразований, позволила добиться снижения показателя одногодичной летальности больных со злокачественными новообразованиями на 17,6 процента по сравнению с 2018 годом (с 22,2 процента в 2018 году до 18,3 процента в 2023 году).

В целях развития экстренной медицинской помощи реализуются мероприятия Программы в том числе с учетом географических особенностей Российской Федерации, пространственной связанности населенных пунктов, наличия большого количества населенных пунктов, не имеющих регулярного транспортного сообщения, в целом низкой плотности проживающего населения и других факторов, в рамках которых осуществляется обеспечение санитарно-авиационных эвакуаций в объеме 18 тыс. ежегодно.

Благодаря реализации мероприятий в сфере развития детского здравоохранения увеличен охват профилактическими мероприятиями детей в возрасте 0 - 17 лет с 24,8 млн. детей в 2021 году до 26,7 млн. детей в 2023 году.

С 2019 года 37 национальными медицинскими исследовательскими центрами осуществляется организационно-методическое руководство соответствующими медицинскими организациями субъектов Российской Федерации по 34 укрупненным профилям медицинской помощи. В 2023 году национальными медицинскими исследовательскими центрами проведено более 1 тыс. выездных мероприятий в 88 субъектах Российской Федерации, из них 322 - в новых субъектах Российской Федерации. За период с 2019 по 2023 год специалистами национальных медицинских исследовательских центров Министерства здравоохранения Российской Федерации проведено более 600 тыс. телемедицинских консультаций и консилиумов по сложным клиническим случаям для специалистов региональных медицинских организаций.

В рамках реализации мероприятий по развитию высокотехнологичной медицинской помощи увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи с 1047,9 тыс. единиц в 2017 году до 1442,9 тыс. единиц в 2023 году.

С целью повышения доступности медицинской реабилитации для лиц, перенесших тяжелые заболевания, и инвалидов реализуются мероприятия по оснащению региональных медицинских центров современным и качественным оборудованием. За период с 2022 по 2023 год в рамках Программы реализованы мероприятия, в результате которых оснащено более 300 региональных медицинских организаций, имеющих в своей структуре подразделения, оказывающие медицинскую помощь по медицинской реабилитации. При этом за счет средств обязательного медицинского страхования медицинская помощь по соответствующему профилю оказана свыше 2 млн. граждан Российской Федерации.

В целях обеспечения оказания паллиативной медицинской помощи в необходимом объеме неизлечимым пациентам и, как следствие, повышения качества их жизни в рамках Программы реализуются мероприятия по увеличению соответствующих коек, в том числе с увеличением уровня обеспечения больных необходимыми лекарственными препаратами. Так, за период с 2018 по 2023 год количество паллиативных коек увеличилось с 13093 до 16725 коек.

К имеющейся проблематике в области технологического развития сферы здравоохранения относится в том числе отставание в производстве инновационной медицинской продукции и медицинских технологиях по таким направлениям, как биотехнологии, регенеративная медицина, высокотехнологическое медицинское оборудование для диагностики и хирургии, экзоскелеты и бионические протезы, клеточная и генная терапия, искусственный интеллект в здравоохранении, включая системы поддержки принятия врачебных решений, и ряд других направлений.

В этой связи последовательно осуществляется приоритизация научных исследований и разработок в интересах медицины с учетом потребностей здравоохранения и технологических трендов.

В 2023 году завершена разработка отраслевого модуля медицинской науки в единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения, который обеспечит мониторинг и эффективное управление прикладными научными исследованиями в интересах медицины и здравоохранения, а также возможность приоритизации тематик прикладных научных исследований.

Одним из ключевых направлений развития отрасли является совершенствование кадровой политики в сфере охраны здоровья. В медицинских организациях по итогам 2023 года укомплектованность врачами составила около 86 процентов, укомплектованность средним медицинским персоналом - 87,9 процента. Для решения задачи по обеспечению квалифицированными кадрами отрасли реализуются в том числе мероприятия по вовлечению более 1,8 млн. специалистов в систему непрерывного образования медицинских работников.

С целью реагирования на постоянно растущие риски биологической опасности естественного и искусственного происхождения в рамках Программы реализуется комплекс мероприятий по их предупреждению, выявлению и эффективному реагированию. Указанный комплекс мероприятий в том числе направлен на развитие лабораторной и научно-производственной инфраструктуры, цифровую трансформацию мониторинга и прогноза эпидемической ситуации.

Важную роль в улучшении качества оказываемой медицинской помощи играет цифровизация здравоохранения. С введением в 2019 году сервисов в личном кабинете пациента "Мое здоровье" на официальном сайте федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" ежегодно услугами в электронной форме пользуется не менее 30 млн. граждан.

Для повышения доступности качественной медицинской помощи в субъектах Российской Федерации развивается система телемедицинских консультаций между специалистами медицинских организаций различного уровня. С 2025 года запланировано расширение внедрения телемедицинских технологий, в том числе обеспечение отдельных групп пациентов дистанционным мониторингом состояния здоровья, что особенно важно для удаленных, труднодоступных районов страны и для сельской местности.

Кроме того, с внедрением федеральной государственной информационной системы мониторинга движения лекарственных препаратов в рамках Программы обеспечивается проведение мероприятий по проверке соблюдения субъектами обращения лекарственных препаратов установленных требований в целях предотвращения поступления в оборот фальсифицированных и контрафактных лекарственных препаратов, а также их изъятия из оборота в автоматизированном режиме. Так, в 2023 году приняты решения по блокировке 60 торговых наименований 449 серий недоброкачественных лекарственных препаратов.

С 2022 года с вхождением в состав Российской Федерации Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области осуществляется активная интеграция указанных субъектов Российской Федерации в отечественную систему здравоохранения.

В 2022 - 2023 годах в новых субъектах Российской Федерации были проведены углубленные профилактические медицинские осмотры более 337,8 тыс. детей, а также профилактические медицинские осмотры и диспансеризация 1,6 млн. взрослых жителей. Кроме того, во всех новых субъектах Российской Федерации внедрен расширенный неонатальный скрининг, более 63 процентов всех новорожденных охвачены диагностикой на более чем 40 врожденных и наследственных заболеваний.

Вместе с тем в настоящее время сохраняется потребность в дальнейшем строительстве (реконструкции) объектов здравоохранения, в том числе детских больниц (корпусов), а также в оснащении (переоснащении) современным медицинским оборудованием региональных медицинских организаций (учреждений) ввиду постепенного износа их материально-технической базы.

Для улучшения показателей состояния здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, внедрение современных высокотехнологичных информационных систем.