Приложение N 10

к государственной программе

Российской Федерации

"Развитие здравоохранения"

ПРАВИЛА

ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ СУБСИДИЙ

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА БЮДЖЕТАМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ

ФЕДЕРАЦИИ В ЦЕЛЯХ СОФИНАНСИРОВАНИЯ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ

СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ВОЗНИКАЮЩИХ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ

РЕГИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ,

ПОКАЗАТЕЛЕЙ И РЕЗУЛЬТАТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ПРОЕКТА

"МОДЕРНИЗАЦИЯ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ", ВХОДЯЩЕГО В СОСТАВ

НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА "ЗДРАВООХРАНЕНИЕ"

Список изменяющих документов

(в ред. Постановлений Правительства РФ от 30.11.2023 N 2030,

от 01.04.2024 N 407)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов модернизации первичного звена здравоохранения (далее - региональные проекты), обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" национального проекта "Здравоохранение" (далее - субсидии).

2. Понятие "медицинские организации" в настоящих Правилах означает следующее:

а) медицинские организации и их обособленные структурные подразделения, в которых оказывается первичная медико-санитарная помощь;

б) центральные районные и районные больницы, расположенные в сельской местности, поселках городского типа, а также в малых городах с численностью населения до 50 тыс. человек.

3. Субсидии предоставляются в установленном порядке бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных проектов, связанных:

а) со строительством (с реконструкцией) объектов капитального строительства медицинских организаций;

б) с капитальным ремонтом объектов недвижимого имущества медицинских организаций;

в) с оснащением и переоснащением медицинских организаций оборудованием по перечню, утвержденному Министерством здравоохранения Российской Федерации, в соответствии со стандартами оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений), предусмотренными положениями об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, порядками оказания медицинской помощи, правилами проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных видов диагностических исследований, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации (с учетом того, что при эквивалентных технологических характеристиках медицинских изделий предпочтение рекомендуется отдавать медицинским изделиям российских производителей);

г) с оснащением и переоснащением транспортными средствами (за исключением автомобилей скорой медицинской помощи) для доставки пациентов в медицинские организации, доставки медицинских работников до места жительства пациентов, перевозки биологических материалов для исследований, доставки лекарственных препаратов до жителей отдаленных районов, доставки населения в медицинские организации для проведения диспансеризации и диспансерного наблюдения и обратно, доставки беременных женщин для проведения осмотров и обратно, а также для доставки несовершеннолетних и маломобильных пациентов до медицинских организаций и обратно (с учетом того, что при эквивалентных технологических характеристиках транспортных средств предпочтение рекомендуется отдавать российским производителям транспортных средств);

(пп. "г" в ред. Постановления Правительства РФ от 01.04.2024 N 407)

(см. текст в предыдущей редакции)

д) с приобретением объектов недвижимого имущества, с даты ввода в эксплуатацию которых прошло не более 5 лет, и некапитальных строений, с даты завершения строительства которых прошло не более 5 лет, а также земельных участков, на которых они находятся, для размещения медицинских организаций;

е) с приобретением и монтажом быстровозводимых модульных конструкций врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских здравпунктов;

ж) со строительством (в том числе с использованием быстровозводимых модульных конструкций) некапитальных строений медицинских организаций;

з) с приобретением передвижных медицинских комплексов для оказания медицинской помощи жителям сельских поселений и малых городов.

4. Субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, доведенных до Министерства здравоохранения Российской Федерации как получателя средств федерального бюджета на предоставление субсидий на цели, указанные в пункте 3 настоящих Правил.

5. Критерием отбора субъекта Российской Федерации для предоставления субсидии является наличие в субъекте Российской Федерации утвержденного регионального проекта и региональной программы модернизации первичного звена здравоохранения.

6. Условиями предоставления субсидий являются:

а) наличие правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий (результатов), при реализации которых возникают расходные обязательства субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации;

б) наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии, в объеме, необходимом для их исполнения;

в) заключение соглашения о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации" (далее соответственно - Правила формирования, предоставления и распределения субсидий, соглашение).

7. Субсидии предоставляются на основании соглашения, заключенного между Министерством здравоохранения Российской Федерации и высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, подготовленного (сформированного) с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Соглашение может устанавливать различные уровни софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета по отдельным мероприятиям.

8. В случае утверждения территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи с дефицитом финансового обеспечения на очередной финансовый год и плановый период за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации при заключении соглашений представляют ежегодный график ликвидации дефицита такой программы.

9. Размер предоставляемой бюджету i-го субъекта Российской Федерации (за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области) субсидии в n-м финансовом году (Si) определяется по формуле:

00000023.wmz

где:

Ni - количество застрахованных лиц в i-м субъекте Российской Федерации (за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области) на 1 января 2020 г., за исключением количества застрахованных лиц, прикрепленных к медицинским организациям Федерального медико-биологического агентства, расположенным в закрытых административно-территориальных образованиях и на отдельных территориях, в которых медицинские организации Федерального медико-биологического агентства являются единственными медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, человек;

Sобщ. - общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год, тыс. рублей;

Sns - суммарный объем бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на предоставление субсидий на соответствующий финансовый год в соответствии с утвержденными региональными проектами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, тыс. рублей;

Ssi - объем расходов, предусмотренный по отдельным решениям Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, куратора национального проекта "Здравоохранение" i-му субъекту Российской Федерации, тыс. рублей;

N - количество застрахованных лиц в субъектах Российской Федерации, утвердивших региональные проекты (за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области), на 1 января 2020 г., за исключением количества застрахованных лиц, прикрепленных к медицинским организациям Федерального медико-биологического агентства, расположенным в закрытых административно-территориальных образованиях и на отдельных территориях, в которых медицинские организации Федерального медико-биологического агентства являются единственными медицинскими организациями государственной системы здравоохранения, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории Российской Федерации, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, человек;

ИБРi - индекс бюджетных расходов субъекта Российской Федерации, используемый для распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации на 2020 год, по данным Министерства финансов Российской Федерации, с ограничением диапазона значений индекса от 1 до 4,5;

Di - степень износа основных фондов некоммерческих организаций сектора государственного управления, основными видами деятельности которых в соответствии с Общероссийским классификатором видов экономической деятельности (ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) являются деятельность больничных организаций, общая врачебная практика и специальная врачебная практика, в i-м субъекте Российской Федерации на конец 2019 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, процентов;

DсрРФ - средняя степень износа основных фондов коммерческих, за исключением субъектов малого предпринимательства, и некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере здравоохранения, по Российской Федерации на конец 2019 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, процент;

Gi - смертность в i-м субъекте Российской Федерации на конец 2019 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, процент;

GсрРФ - средняя смертность по Российской Федерации на конец 2019 года, по данным Федеральной службы государственной статистики, процент;

KBn - поправочный коэффициент, отражающий общий уровень финансового обеспечения из федерального бюджета региональных проектов, предусмотренный на реализацию мероприятий федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" в n-м финансовом году;

Li - предельный уровень софинансирования расходного обязательства i-го субъекта Российской Федерации из федерального бюджета на очередной финансовый год в соответствии с пунктом 13(1.1) Правил формирования, предоставления и распределения субсидий, процент.

Проведение капитального ремонта объектов недвижимого имущества медицинских организаций осуществляется по цене, не превышающей установленной Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации предельной стоимости капитального ремонта зданий медицинских организаций первичного звена здравоохранения, центральных районных и районных больниц по субъектам Российской Федерации, с учетом зональных коэффициентов, учитывающих стоимость работ, выполняемых при капитальном ремонте зданий медицинских организаций, расположенных в иной ценовой зоне субъекта Российской Федерации, устанавливаемой нормативными правовыми актами исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

Указанный расчет производится однократно при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. В ходе исполнения федерального бюджета объемы субсидий по конкретным субъектам Российской Федерации могут быть увеличены в установленном Правительством Российской Федерации порядке.

Размер предоставляемой бюджету Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области субсидии (Ssm) определяется по формуле:

00000024.wmz

где:

Rs - объем финансового обеспечения утвержденного регионального проекта Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области;

Ls - предельный уровень софинансирования расходного обязательства Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области из федерального бюджета в отношении субсидии, определяемый в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2023 г. N 489 "Об особенностях определения предельного уровня софинансирования расходного обязательства субъекта Российской Федерации из федерального бюджета и о внесении изменений в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".

10. Территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения осуществляют оценку технического задания на закупаемые в рамках реализации региональных проектов и программ модернизации первичного звена здравоохранения медицинские изделия на предмет соответствия стандартам оснащения медицинских организаций (их структурных подразделений), предусмотренным положениями об организации оказания медицинской помощи по соответствующим видам медицинской помощи, порядкам оказания медицинской помощи, утвержденным Министерством здравоохранения Российской Федерации, типовым техническим заданиям, разрабатываемым главными внештатными специалистами Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно с Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения, а также начальной (максимальной) цены контракта на указанные медицинские изделия на предмет соответствия средневзвешенным ценам по данному виду медицинских изделий за период не менее 6 месяцев, предшествующих месяцу расчета.

11. Поправочный коэффициент, отражающий общий уровень финансового обеспечения из федерального бюджета региональных проектов, предусмотренный на реализацию мероприятий федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" в n-м финансовом году (KBn), рассчитывается по формуле:

00000025.wmz

12. Сумма субсидий i-му субъекту Российской Федерации нарастающим итогом не может превышать объема заявленной потребности в финансовом обеспечении реализации регионального проекта за счет средств федерального бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае отсутствия на 1 сентября текущего финансового года контрактов (договоров), заключенных на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по мероприятиям, срок достижения результатов по которым в соответствии с утвержденным региональным проектом установлен в текущем году, Министерство здравоохранения Российской Федерации вправе инициировать перераспределение бюджетных ассигнований между субъектами Российской Федерации, имеющими дополнительную потребность в субсидиях на реализацию региональных проектов в целях достижения показателей и результатов федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации".

Субъекты Российской Федерации в срок до 1 декабря текущего финансового года обеспечивают заключение контрактов (договоров) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг по мероприятиям, предусмотренным к реализации в очередном году планового периода.

13. Субсидия перечисляется в установленном порядке на единые счета бюджетов, открытые финансовым органам субъектов Российской Федерации в территориальных органах Федерального казначейства.

14. Оценка эффективности использования субсидий осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации путем сравнения установленных соглашением плановых значений использования субсидии, соответствующих результатам федерального проекта "Модернизация первичного звена здравоохранения Российской Федерации" национального проекта "Здравоохранение", и фактически достигнутых по итогам отчетного года значений следующих результатов использования субсидии:

а) количество введенных в эксплуатацию объектов капитального строительства (реконструкции) зданий медицинских организаций, получивших лицензию на осуществление медицинской деятельности;

б) количество объектов недвижимого имущества, в которых осуществлен капитальный ремонт;

в) количество единиц приобретенного медицинского оборудования, которым оснащены (дооснащены) медицинские организации;

г) количество единиц приобретенных транспортных средств (за исключением автомобилей скорой медицинской помощи);

д) количество приобретенных объектов недвижимого имущества, некапитальных строений для размещения медицинских организаций, получивших лицензию на осуществление медицинской деятельности;

е) количество приобретенных быстровозводимых модульных конструкций врачебных амбулаторий, центров (отделений) общей врачебной практики (семейной медицины), фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских здравпунктов медицинских организаций, получивших лицензию на осуществление медицинской деятельности;

ж) количество построенных некапитальных строений медицинских организаций, получивших лицензию на осуществление медицинской деятельности;

з) количество единиц приобретенных передвижных медицинских комплексов для оказания медицинской помощи жителям сельских поселений и малых городов.

15. Использование субсидии субъектами Российской Федерации осуществляется с учетом следующих обязательств, установленных соглашением:

а) использование субсидии на проведение капитального ремонта объектов недвижимого имущества медицинских организаций первичного звена здравоохранения осуществляется в целях проведения капитального ремонта объектов недвижимого имущества медицинских организаций, в которых непосредственно осуществляется оказание медицинской помощи и которые имеют показатель износа в диапазоне от 40 до 80 процентов;

б) строительство и укомплектование оборудованием новых объектов медицинской инфраструктуры, в том числе фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктов, осуществляются при наличии необходимого количества медицинских и иных работников, обладающих соответствующей квалификацией;

в) при оснащении медицинским оборудованием субъект Российской Федерации обеспечивает реализацию мероприятий по подготовке в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления, помещений для установки такого оборудования с учетом требований безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

г) укомплектованность медицинских организаций медицинскими работниками составляет не менее 95 процентов (в соответствии с федеральным проектом "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами");

д) обеспечение работ по демонтажу устаревшего и подлежащего замене оборудования и подготовке помещений для размещения планируемого к закупке оборудования осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

е) обеспечение разработки проектной и (или) сметной документации по строительству (реконструкции) и капитальному ремонту объектов недвижимого имущества осуществляется:

в субъектах Российской Федерации (за исключением Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области) за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации;

в Донецкой Народной Республике, Луганской Народной Республике, Запорожской области и Херсонской области за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, источником софинансирования которых является субсидия;

ж) обеспечение своевременного проведения мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры, приоритетному ремонту и строительству автомобильных дорог регионального и местного значения для доезда до медицинских организаций, в том числе вновь создаваемых;

з) создание (строительство или приобретение) объектов медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, осуществляется в приоритетном порядке в населенных пунктах с численностью населения от 101 до 2000 человек, находящихся на расстоянии более 6 километров от ближайшей медицинской организации, оказывающей первичную медико-санитарную помощь.

16. Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств по достижению значений результатов использования субсидии, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности предусмотрены пунктами 16 - 19 и 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий.

17. Ответственность за достоверность представляемых в Министерство здравоохранения Российской Федерации информации и документов, предусмотренных настоящими Правилами, возлагается на высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

18. Контроль за соблюдением условий предоставления субсидий осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации и уполномоченными органами государственного финансового контроля.

Контроль за реализацией субъектами Российской Федерации мероприятий региональных проектов, предусмотренных пунктом 3 настоящих Правил, осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения.

19. В случае нарушения субъектом Российской Федерации целей, установленных при предоставлении субсидии, применяются бюджетные меры принуждения, предусмотренные бюджетным законодательством Российской Федерации.