4. Система контроля качества аудита и обзорных проверок финансовой отчетности, а также прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и сопутствующих услуг в аудиторской организации
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" аудиторская деятельность осуществляется в соответствии с международными стандартами аудита, которые являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, саморегулируемых организаций аудиторов и их работников, а также со стандартами аудиторской деятельности саморегулируемых организаций аудиторов. На территории Российской Федерации применяются международные стандарты аудита, принимаемые Международной федерацией бухгалтеров и признанные в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Приказами Минфина России "О введении в действие международных стандартов аудита на территории Российской Федерации" от 24 октября 2016 г. N 192н (в редакции приказа от 30 ноября 2016 г. N 220н) и от 9 ноября 2016 г. N 207н международные стандарты аудита введены в действие на территории Российской Федерации.
Таким образом, начиная с 1 января 2017 года, система контроля качества аудита и обзорных проверок финансовой отчетности, а также прочих заданий, обеспечивающих уверенность, и сопутствующих услуг в аудиторской организации должна соответствовать требованиям Международного стандарта контроля качества 1 "Контроль качества в аудиторских организациях, проводящих аудит и обзорные проверки финансовой отчетности, а также выполняющих прочие задания, обеспечивающие уверенность, и задания по оказанию сопутствующих услуг" (далее - МСКК 1).
Согласно пункту 11 МСКК 1 цель аудиторской организации состоит в том, чтобы ввести и поддерживать такую систему контроля качества, которая позволит этой организации получить разумную уверенность в том, что:
а) аудиторская организация и ее персонал соблюдают профессиональные стандарты и применимые правовые и нормативные требования;
б) заключения и отчеты, выпущенные организацией или руководителями заданий, носят надлежащий характер в конкретных обстоятельствах.
В соответствии с положениями пункта 14 МСКК 1 аудиторская организация должна соблюдать каждое требование настоящего Международного стандарта контроля качества за исключением случаев, когда в конкретных обстоятельствах аудиторской организации то или иное требование не имеет отношения к оказываемым ею услугам в отношении аудита и обзорных проверок финансовой отчетности, а также в отношении заданий, обеспечивающих уверенность, и заданий по оказанию сопутствующих услуг.
Пунктом 16 МСКК 1 установлено, что аудиторская организация должна создать и поддерживать систему контроля качества, которая включает политику и процедуры, по каждому из следующих элементов:
(a) ответственность руководства за качество в самой аудиторской организации;
(b) соответствующие этические требования;
(c) принятие и продолжение отношений с клиентами, принятие и выполнение конкретных заданий;
Согласно положениям пункта 17 МСКК 1 аудиторская организация должна документально оформить свои политику и процедуры и довести их до сведения персонала аудиторской организации.
Кроме того, в соответствии с положениями МСКК 1 политики и процедуры элементов системы контроля качества, разработанные аудиторской организацией в рамках исполнения требований МСКК 1, должны содержать требования, позволяющие обеспечивать достижение такой цели и мониторинга их соблюдения.
Согласно требованиям пункта 48 МСКК 1 процесс мониторинга призван обеспечить разумную уверенность в том, что политика и процедуры аудиторской организации, относящиеся к системе контроля качества, актуальны, достаточны и функционируют эффективно и должен:
а) включать непрерывный анализ и оценку системы контроля качества аудиторской организации, включая периодическое инспектирование по крайней мере одного завершенного задания для каждого руководителя задания;
б) предусматривать требования по возложению ответственности за процесс мониторинга на партнера, или партнеров, или иных лиц с достаточным и надлежащим опытом и полномочиями в аудиторской организации для того, чтобы принять на себя эту ответственность;
в) предусматривать требование того, чтобы лица, участвующие в выполнении задания или в проверке качества выполнения задания, не привлекались к инспектированию этого задания.
Пунктом 49 МСКК 1 установлена обязанность аудиторской организации по оценке последствия недостатков, выявленных в результате процесса мониторинга, и определению, являются ли они:
(a) единичными случаями, которые необязательно указывают на то, что система контроля качества аудиторской организации недостаточна, чтобы обеспечить ее разумную уверенность в том, что эта организация соответствует профессиональным стандартам и применимым правовым и нормативным требованиям и что выпускаемые аудиторской организацией или руководителями проверок заключения носят надлежащий характер в конкретных обстоятельствах;
(b) систематическими, повторяющимися или иными значительными недостатками, требующими принятия немедленных мер по их исправлению.
В соответствии с пунктом 50 МСКК 1 аудиторская организация должна сообщить соответствующим руководителям проверок и прочему персоналу, имеющему к этому отношение, о недостатках, выявленных в результате процесса мониторинга, и о рекомендациях по принятию надлежащих мер для их устранения.
Данные рекомендации по принятию надлежащих мер для устранения выявленных недостатков согласно положениям пункта 51 МСКК 1 должны включать одну или более из числа описанных ниже:
(a) принятие надлежащих мер для устранения недостатков в отношении отдельного задания или отдельного сотрудника;
(b) доведение результатов до лиц, ответственных за профессиональную подготовку и повышение квалификации персонала;
(c) внесение изменений в политику и процедуры контроля качества;
(d) применение мер дисциплинарного воздействия на тех, кто не соблюдает политику и процедуры аудиторской организации, в особенности на тех, кто нарушает их систематически.
Кроме того, аудиторская организация должна внедрять политику и процедуры, в которых предусматриваются случаи, когда результаты процедур мониторинга указывают на то, что заключение может оказаться ненадлежащим, либо в ходе выполнения задания были пропущены определенные процедуры. Такие политика и процедуры должны требовать от аудиторской организации определения того, какие дальнейшие меры необходимо предпринять, чтобы обеспечить соблюдение соответствующих профессиональных стандартов и применимых правовых и нормативных требований, а также рассмотрения вопроса о необходимости получения юридической консультации (пункт 52 МСКК 1).
Также согласно положениям пункта 53 МСКК 1 аудиторская организация должна не реже одного раза в год сообщать результаты мониторинга ее системы контроля качества руководителям проверок и прочим лицам аудиторской организации, имеющим к этому отношение, включая генерального директора аудиторской организации или, если уместно, управляющий комитет партнеров. Сообщаемая информация должна быть достаточной, чтобы позволить организации и указанным лицам принять своевременные и надлежащие меры там, где это необходимо в соответствии с их установленными функциями и обязанностями. Сообщаемая информация должна включать:
(a) описание выполненных процедур мониторинга;
(b) выводы, сделанные по результатам этих процедур мониторинга;
(c) где это уместно, описание систематических, повторяющихся или иных значительных недостатков и принятых мер по устранению или исправлению этих недостатков.
В настоящее время многие аудиторские организации ведут свою деятельность в составе сети. В этом случае, в соответствии с требованиями пункта 54 МСКК 1 в целях унификации могут внедрять некоторые из процедур мониторинга в рамках сети. В тех случаях, когда аудиторские организации в рамках единой сети ведут свою деятельность на основе единых политики и процедур мониторинга, призванных обеспечить соблюдение МСКК 1, и эти аудиторские организации полагаются на такую систему мониторинга, политики и процедуры сетевой аудиторской организации должны требовать, чтобы:
(a) не реже одного раза в год сеть доводила до сведения лиц надлежащего уровня в аудиторских организациях этой сети информацию о масштабах, объемах и результатах процесса мониторинга;
(b) сеть незамедлительно сообщала обо всех выявленных недостатках в системе контроля качества заинтересованным лицам соответствующей организации или организаций, входящих в сеть, чтобы можно было принять необходимые меры, для того чтобы руководители проверок в организациях, входящих в сеть, могли полагаться на соответствующие результаты внедренного в данной сети процесса мониторинга.
В нарушение указанных выше требований аудиторскими организациями не проведены мероприятия, направленные на внесение изменений в систему контроля качества в части приведения существующих в аудиторских организациях систем контроля качества в соответствие с требованиями МСКК 1.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей