II. Общие рекомендации по нормированию численности типовых подразделений центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти

II. Общие рекомендации по нормированию численности

типовых подразделений центральных аппаратов федеральных

органов исполнительной власти

7. Типовые подразделения центрального аппарата Органа создаются в форме департаментов в федеральных министерствах, управлений в федеральных службах и федеральных агентствах <2>, а также самостоятельных отделов в случае возложения на них функций в сфере государственной службы и кадров, по осуществлению внутреннего финансового аудита, по защите государственной тайны, а также по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации (вне зависимости от вида Органа). В департаментах и управлениях Органа образуются отделы <3>.

--------------------------------

<2> В отдельных федеральных органах исполнительной власти военного и правоохранительного (силового) блока, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, предусмотрена более дифференцированная организационная структура, предусматривающая, в том числе, структурные подразделения в форме департаментов, главных управлений, управлений, служб и отделов.

<3> С учетом Типового регламента внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2005 г. N 452, и Реестра должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 г. N 1574.

8. Функции по обеспечению деятельности Органа характеризуются типичностью, однородностью и стандартностью решаемых задач, в связи с чем при определении оптимальной организационно-штатной структуры для обеспечения их реализации целесообразно исходить из принципа их централизации, и, следовательно, структурные подразделения, на которые возложено исполнение функций по обеспечению деятельности Органа, при формировании организационно-штатной структуры Органа и (или) проведении организационно-штатных мероприятий в Органе рекомендуется укрупнять.

9. Укрупнение типовых подразделений Органа рекомендуется осуществлять посредством объединения в одном структурном подразделении типовых функций с учетом специфики деятельности Органа, оказывающей непосредственное влияние на сложность и объем выполняемых задач по обеспечению его деятельности (например, в отдельных Органах целесообразно формирование самостоятельного структурного подразделения по вопросам информационно-технологического обеспечения ввиду наличия многочисленных и масштабных информационных систем и технологий в установленной сфере, требующих сопровождения, развития и экспертной поддержки, тогда как в других Органах данные функции ввиду сравнительно небольшого объема могут быть интегрированы в иное типовое подразделение).

10. При формировании и совершенствовании организационно-штатной структуры Органа целесообразно основываться на стремлении к достижению минимальной доли численности типовых подразделений в общей штатной численности Органа при условии недопущения снижения качества реализации типовых функций.

Рекомендуемая доля должностей гражданской службы и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы (далее - работники), в типовых подразделениях центрального аппарата Органа (при условии осуществления в Органе всех типовых функций, перечисленных в пункте 3 настоящих Методических рекомендаций) составляет не более 30% от общей штатной численности федеральных государственных гражданских служащих (далее - гражданские служащие) и работников центрального аппарата Органа.

При этом превышение данного рекомендуемого норматива (до 40%) может быть обусловлено спецификой деятельности Органа, влекущей, в частности, увеличение объема реализуемых типовых функций, а также изменение, усложнение и (или) предъявление повышенных (дополнительных) требований к формам и методам их осуществления.

11. Рекомендуемая штатная численность типового подразделения центрального аппарата Органа, созданного в форме департамента, составляет не менее 35 единиц, управления - не менее 20 единиц <4>.

--------------------------------

<4> Предлагаемые нормативы численности структурных подразделений центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти соответствуют нормативам, установленным пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 г. N 1094 "О структуре центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти" (далее - постановление N 1094).

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 мая 1998 г. N 481 "О расширении прав руководителей федеральных органов исполнительной власти в использовании средств на содержание этих органов при сокращении численности работников" (далее - постановление N 481) для федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников не применяются нормативы штатной численности департаментов и управлений, предусмотренные пунктом 2 постановления N 1094.

Учитывая, что при новой структуре и системе федеральных органов исполнительной власти производились мероприятия по общему сокращению численности федеральных государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти (последнее - в 2016 г. на 10%), рекомендуемое возможное отклонение (в сторону уменьшения) численности структурных подразделений федеральных органов исполнительной власти (наиболее характерно для Органов со штатной численностью менее 100 ед.), созданных в форме департаментов и управлений, составляет 5 ед.

12. Рекомендуемая штатная численность типового подразделения центрального аппарата Органа, созданного в форме самостоятельного отдела - не менее 10 единиц.

Ввиду проводимых мероприятий по оптимизации кадрового состава федеральных органов исполнительной власти в условиях целесообразности обособления подразделений Органа, основной функцией которых является обеспечение защиты государственной тайны, а также обеспечения функциональной независимости внутреннего финансового аудита <5> штатная численность структурных подразделений по защите государственной тайны, по организации мероприятий по мобилизационной подготовке и мобилизации, а также по осуществлению внутреннего финансового аудита исходя из объема работы по данным направлениям может отклоняться от предлагаемого норматива.

--------------------------------

<5> В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193 "Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита и о внесении изменения в пункт 1 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89".

13. Рекомендуемое количество отделов в составе департамента - не менее 4, в составе управления - не менее 3.

14. Рекомендуемая штатная численность отдела в составе департамента (управления) - не менее 5 единиц (включая должность начальника отдела).

Должность заместителя начальника отдела целесообразно вводить в штат отдела, если штатная численность отдела в составе департамента (управления) не менее 6 единиц. При штатной численности отдела в составе департамента (управления) не менее 11 единиц в отделе может вводиться вторая должность заместителя начальника отдела.

15. В целях организационного обеспечения деятельности руководителя департамента федерального министерства и координации деятельности данного структурного подразделения в штатное расписание департамента федерального министерства целесообразно включать должность референта. Рекомендуемое количество должностей референта в департаменте федерального министерства - 1 единица. При штатной численности структурного подразделения федерального министерства свыше 45 единиц в подразделении может вводиться вторая должность референта.

Должность референта предусматривается в штатном расписании департамента федерального министерства вне его подразделений (отделов).

16. Должности заместителя руководителя структурного подразделения Органа, созданного в форме департамента или управления, вводятся в штатное расписание, в том числе в целях непосредственного руководства деятельностью (курирования) входящих в состав структурного подразделения отделов, планирования работы курируемых отделов и контроля за их деятельностью.

Рекомендуемая минимальная норма управляемости <6> по должности заместителя руководителя департамента (управления) - 10 единиц.

--------------------------------

<6> Для целей настоящих Методических рекомендаций под нормой управляемости понимается количество работников, находящихся в подчинении у руководителя.

При определении количества должностей заместителя руководителя департамента (управления) в штатном расписании структурного подразделения целесообразно исходить из того, что на каждую должность заместителя руководителя должно приходиться не менее 2 курируемых отделов.

17. Должность заместителя руководителя департамента (управления) - начальника отдела (при условии курирования только одного отдела) может быть включена в штатной расписание структурного подразделения Органа при штатной численности отдела в составе департамента (управления) не менее 9 ед.