Утверждены
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 28 декабря 2017 г. N 1673
ИЗМЕНЕНИЯ,
КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПРОГРАММУ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ
ПРОМЫШЛЕННОСТИ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
Изложить государственную программу Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы в следующей редакции:
"Утверждена
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 15 апреля 2014 г. N 305
(в редакции постановления
Правительства Российской Федерации
от 28 декабря 2017 г. N 1673)
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ"
НА 2013 - 2020 ГОДЫ
ПАСПОРТ
государственной программы Российской Федерации "Развитие
фармацевтической и медицинской промышленности"
на 2013 - 2020 годы
Ответственный исполнитель Программы
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Соисполнители Программы
|
-
|
отсутствуют
|
Участники Программы
|
-
|
Министерство образования и науки Российской Федерации,
Министерство здравоохранения Российской Федерации,
Федеральное медико-биологическое агентство,
Федеральное агентство научных организаций,
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения,
Федеральная антимонопольная служба,
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский
государственный университет имени М.В. Ломоносова",
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" (по 31 декабря 2013 г.)
|
Подпрограммы Программы (в том числе федеральная целевая программа)
|
-
|
подпрограмма 1 "Развитие производства лекарственных средств";
подпрограмма 2 "Развитие производства медицинских изделий";
подпрограмма 3 "Комплексное развитие
фармацевтической и медицинской
промышленности";
федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (по 31 декабря 2017 г.)
|
Цель Программы
|
-
|
создание инновационной российской фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня
|
Задачи Программы
|
-
|
формирование научного, технологического и производственного потенциала фармацевтической промышленности;
формирование научного, технологического и производственного потенциала медицинской промышленности;
формирование кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности
|
Целевые индикаторы и показатели Программы
|
-
|
создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в фармацевтической и медицинской промышленности (накопленным итогом);
индекс производительности труда к предыдущему году;
увеличение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства отрасли относительно уровня 2011 года;
объем экспорта лекарственных средств и медицинских изделий;
доля организаций, осуществивших технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителей;
использование результатов интеллектуальной деятельности в сфере фармацевтической и медицинской промышленности;
объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства фармацевтической и медицинской продукции;
объем производства отечественных лекарственных средств, отечественных медицинских изделий (в денежном выражении) за счет коммерциализации созданных технологий;
доля лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
объем привлеченных внебюджетных средств
|
Срок реализации Программы
|
-
|
2013 - 2020 годы
|
Объемы бюджетных ассигнований Программы
|
-
|
общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на реализацию Программы составляет 108185284,4 тыс. рублей, в том числе:
на 2013 год - 15176800 тыс. рублей;
на 2014 год - 14654044,7 тыс. рублей;
на 2015 год - 16598770 тыс. рублей;
на 2016 год - 16329756,5 тыс. рублей;
на 2017 год - 11636285,4 тыс. рублей;
на 2018 год - 11220019 тыс. рублей;
на 2019 год - 11291936,3 тыс. рублей;
на 2020 год - 11277672,5 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации Программы
|
-
|
создание и модернизация 20 тыс. высокопроизводительных рабочих мест до 2020 года;
увеличение к 2020 году в 7 раз доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства фармацевтической и медицинской отрасли по отношению к 2011 году;
увеличение к 2020 году до 50 процентов доли лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении);
увеличение к 2020 году до 40 процентов доли медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления (в денежном выражении);
увеличение к 2020 году экспорта лекарственных средств и медицинских изделий не менее чем до 105 млрд. рублей;
увеличение к 2020 году до 50 процентов доли организаций, осуществляющих технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителей;
увеличение доли лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов до 90 процентов к 2020 году;
увеличение индекса производительности труда к предыдущему году
|
ПАСПОРТ
подпрограммы 1 "Развитие производства
лекарственных средств"
Ответственный исполнитель подпрограммы
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Участники подпрограммы
|
-
|
Министерство образования и науки Российской Федерации,
Министерство здравоохранения Российской Федерации,
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения,
Федеральное медико-биологическое агентство,
Федеральное агентство научных организаций,
Федеральная антимонопольная служба,
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский
государственный университет имени М.В. Ломоносова"
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
|
-
|
отсутствуют
|
Цель подпрограммы
|
-
|
формирование высокотехнологичной фармацевтической промышленности и связанной с ней научно-технологической сферы
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
разработка лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний;
организация производства лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний;
совершенствование государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
-
|
доля лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления в денежном выражении;
объем экспорта лекарственных средств;
объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства лекарственных средств;
создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в фармацевтической промышленности (накопленным итогом);
индекс производства лекарственных средств в денежном выражении;
количество созданных научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств мирового уровня;
количество выполненных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по государственным контрактам и договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области фармацевтической промышленности
|
Срок реализации подпрограммы
|
-
|
2013 - 2020 годы
|
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы
|
-
|
общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляет 30978497,3 тыс. рублей, в том числе:
на 2016 год - 5199209,3 тыс. рублей;
на 2017 год - 2243741,3 тыс. рублей;
на 2018 год - 7750735,2 тыс. рублей;
на 2019 год - 7896185,9 тыс. рублей;
на 2020 год - 7888625,6 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
государственная регистрация и вывод на рынок 131 воспроизведенного лекарственного препарата по номенклатуре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
государственная регистрация и вывод на рынок 7 инновационных лекарственных препаратов;
создание 2 научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств мирового уровня;
создание современного производства фармацевтических субстанций по номенклатуре перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
создание современного производства импортозамещающих наркотических и сильнодействующих лекарственных препаратов;
организация производства лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний;
совершенствование нормативно-правового регулирования в целях стимулирования инновационной активности, повышения качества и безопасности фармацевтической продукции, приоритетного развития отечественной отрасли фармацевтической промышленности, последовательной интеграции отечественной фармацевтической промышленности в систему международного разделения труда;
выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по государственным контрактам и договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по разработке лекарственных средств
|
ПАСПОРТ
подпрограммы 2 "Развитие производства медицинских изделий"
Ответственный исполнитель подпрограммы
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Участники подпрограммы
|
-
|
Министерство образования и науки Российской Федерации,
Министерство здравоохранения Российской Федерации,
Федеральная служба по контролю в сфере здравоохранения,
Федеральная антимонопольная служба
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
|
-
|
отсутствуют
|
Цель подпрограммы
|
-
|
формирование высокотехнологичной медицинской промышленности и связанной с ней научно-технологической сферы
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
разработка и организация производства медицинских изделий;
внедрение в общеобразовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы;
совершенствование государственного регулирования в сфере обращения медицинских изделий
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
-
|
доля медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления в денежном выражении;
объем экспорта медицинских изделий;
объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства медицинских изделий;
создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в медицинской промышленности (накопленным итогом);
индекс производства медицинских изделий в денежном выражении;
количество общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых внедрена система мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы;
количество созданных научно-исследовательских центров по разработке медицинских изделий мирового уровня;
количество выполненных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по государственным контрактам и договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области медицинской промышленности
|
Срок реализации подпрограммы
|
-
|
2013 - 2020 годы
|
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы
|
|
общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляет 13382545,6 тыс. рублей, в том числе:
на 2016 год - 1750414 тыс. рублей;
на 2017 год - 2246204 тыс. рублей;
на 2018 год - 3127833,8 тыс. рублей;
на 2019 год - 3129046,9 тыс. рублей;
на 2020 год - 3129046,9 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
государственная регистрация и вывод на рынок 81 медицинского изделия;
создание современного производства импортозамещающих медицинских изделий для ортопедии, травматологии и протезирования;
создание федерального ресурсного центра мониторинга здоровья обучающихся;
внедрение системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы в 810 общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам;
совершенствование нормативно-правового регулирования в целях стимулирования инновационной активности, повышения качества и безопасности медицинской продукции, приоритетного развития отечественной отрасли медицинской промышленности;
выполнение прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по государственным контрактам и договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ по разработке технологии и организации производства медицинских изделий
|
ПАСПОРТ
подпрограммы 3 "Комплексное развитие фармацевтической
и медицинской промышленности"
Ответственный исполнитель подпрограммы
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Участник подпрограммы
|
-
|
Министерство образования и науки Российской Федерации
|
Программно-целевые инструменты подпрограммы
|
-
|
отсутствуют
|
Цель подпрограммы
|
-
|
обеспечение фармацевтической и медицинской промышленности достаточными кадровыми резервами и информационной инфраструктурой
|
Задачи подпрограммы
|
-
|
обеспечение подготовки специалистов для фармацевтической и медицинской промышленности;
обеспечение перехода фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития с позиции доступного и используемого кадрового потенциала и инфраструктуры деятельности
|
Целевые индикаторы и показатели подпрограммы
|
-
|
количество специалистов, прошедших профессиональную подготовку и переподготовку;
количество выполненных научно-исследовательских проектов по научно-методическому, аналитическому и организационно-техническому обеспечению фармацевтической и медицинской промышленности;
количество проведенных конгрессно-выставочных мероприятий
|
Срок реализации подпрограммы
|
-
|
2018 - 2020 годы
|
Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы
|
-
|
общий объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию подпрограммы составляет 868153,5 тыс. рублей, в том числе:
на 2018 год - 341450 тыс. рублей;
на 2019 год - 266703,5 тыс. рублей;
на 2020 год - 260000 тыс. рублей
|
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы
|
-
|
разработаны новые образовательные программы (модули) высшего образования, среднего профессионального образования, дополнительных профессиональных программ;
осуществлена профессиональная подготовка и переподготовка специалистов;
осуществлена информационная поддержка реализации Программы, включая оперативное информирование о ходе ее реализации заинтересованных групп населения, потенциальных инвесторов, бизнес-сообщества, научного сообщества и широкой общественности;
обеспечено проведение в Российской Федерации выставок и научно-практических конференций, демонстрирующих достижения в области разработки и производства лекарственных средств и медицинских изделий, в том числе результаты, полученные по итогам реализации Программы;
обеспечено участие Российской Федерации в международных выставках, демонстрирующих достижения в области разработки и производства лекарственных средств и медицинских изделий, в том числе результаты, полученные по итогам реализации Программы;
обеспечено функционирование системы независимой экспертизы и мониторинга для принятия управленческих решений по реализации Программы и оценки ее социально-экономических эффектов;
обеспечено развитие новых инструментов и мер государственной поддержки
|
ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Развитие фармацевтической
и медицинской промышленности Российской Федерации на период
до 2020 года и дальнейшую перспективу"
Наименование Программы
|
-
|
федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу"
|
Дата принятия решения о разработке Программы
|
-
|
распоряжение Правительства Российской Федерации от 1 октября 2010 г. N 1660-р
|
Государственный заказчик-координатор
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Государственные заказчики
|
-
|
Министерство здравоохранения Российской Федерации,
Министерство образования и науки Российской Федерации,
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова",
Федеральное медико-биологическое агентство,
Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом",
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
|
Основной разработчик Программы
|
-
|
Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
|
Цель Программы
|
-
|
переход фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития
|
Задачи Программы
|
-
|
технологическое перевооружение производственных мощностей отечественной фармацевтической и медицинской промышленности до экспортоспособного уровня, а также государственных учреждений науки и образования, создание научно-исследовательского потенциала для выпуска конкурентоспособной продукции;
выпуск отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью стратегически значимых лекарственных средств, жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также медицинских изделий в целях создания конкурентоспособной продукции;
вывод на рынок инновационной продукции, выпускаемой отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью;
увеличение экспортного потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в 8 раз по сравнению с 2010 годом;
кадровое обеспечение перехода отечественной фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития
|
Целевые индикаторы и показатели Программы
|
-
|
объем производства лекарственных средств отечественного производства, в том числе за счет коммерциализации созданных передовых технологий;
объем производства отечественных медицинских изделий за счет коммерциализации созданных передовых технологий;
объем производства лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов за счет коммерциализации созданных технологий;
объем производства современных отечественных медицинских изделий за счет коммерциализации созданных технологий;
объем производства инновационных лекарственных средств за счет коммерциализации созданных передовых технологий;
объем производства инновационных медицинских изделий, произведенных за счет коммерциализации созданных передовых технологий;
доля лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов;
доля современных медицинских изделий в рамках приоритетных направлений здравоохранения, выпускаемых российскими производителями;
объем экспорта фармацевтической продукции;
объем экспорта медицинских изделий;
объем привлеченных внебюджетных средств;
количество предприятий фармацевтической промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства;
количество предприятий медицинской промышленности, где произведено технологическое перевооружение производства;
количество созданных научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств мирового уровня;
количество созданных научно-исследовательских центров по разработке медицинских изделий мирового уровня;
количество специалистов, прошедших подготовку и переподготовку;
коэффициент бюджетной эффективности
|
Сроки и этапы реализации Программы
|
-
|
2011 - 2020 годы, в том числе:
I этап - 2011 - 2015 годы;
II этап - 2016 - 2017 годы
|
Объемы бюджетных ассигнований Программы
|
-
|
объем бюджетных ассигнований на реализацию Программы за счет средств федерального бюджета составляет 62956088 тыс. рублей, в том числе:
на 2013 год - 15176800 тыс. рублей;
на 2014 год - 14654044,7 тыс. рублей;
на 2015 год - 16598770 тыс. рублей;
на 2016 год - 9380133,2 тыс. рублей;
на 2017 год - 7146340,1 тыс. рублей
|
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и показатели социально-экономической эффективности
|
-
|
прирост валового внутреннего продукта за счет реализации мероприятий Программы - 0,03 процентного пункта;
количество созданных высокотехнологичных рабочих мест - 10000 штук;
чистый дисконтированный доход в 2020 году - 62424 млн. рублей;
срок окупаемости инвестиций по чистой прибыли организации - 6,3 года;
индекс доходности (рентабельность) инвестиций по чистой прибыли - 1,45;
уровень безубыточности - 0,64;
налоги и иные обязательные платежи, поступающие в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации с учетом дисконтирования, - 148700 млн. рублей; чистый дисконтированный доход государства (бюджетный эффект нарастающим итогом) - 67573 млн. рублей;
индекс доходности (рентабельность) бюджетных ассигнований по налоговым поступлениям - 2,4;
удельный вес средств федерального бюджета в общем объеме финансирования (степень участия государства) - 0,65;
срок окупаемости бюджетных ассигнований по налоговым поступлениям - 1,2 года
|
Приоритеты и цели государственной политики,
в том числе общие требования к государственной политике
субъектов Российской Федерации в области развития
фармацевтической и медицинской промышленности
1. Приоритеты государственной политики в сфере
реализации Программы
Целью Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. N 683 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации", Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. N 2227-р, является переход к 2020 году экономики Российской Федерации на инновационный путь развития, причем фармацевтическая и медицинская промышленность является одним из 5 приоритетных направлений высокотехнологичного развития российской экономики, включая прикладную науку и инженерию.
В основу приоритетов государственной политики в сфере реализации государственной программы Российской Федерации "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) следует отнести:
софинансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при разработке отечественными компаниями лекарственных средств и медицинских изделий, наиболее востребованных системой здравоохранения Российской Федерации;
создание на территории Российской Федерации инновационных территориальных кластеров, осуществляющих исследования и выпуск инновационной продукции;
содействие технологическому перевооружению производств (в том числе с помощью адресного финансирования объектов капитального строительства за счет средств федерального бюджета).
По характеру запланированных мероприятий Программа направлена на обеспечение комплексного подхода к решению первоочередных задач, стоящих перед отечественной фармацевтической и медицинской промышленностью. Модель реализации Программы позволит не только решить задачи технологического перевооружения производственных мощностей фармацевтической и медицинской промышленности, импортозамещения в части производства социально значимых и жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств и медицинских изделий в соответствии с ключевыми приоритетами системы здравоохранения Российской Федерации, но и обеспечит систему здравоохранения Российской Федерации и потребительский рынок широким ассортиментом доступной и качественной медицинской продукции.
Инновационный вариант развития является базовым для реализации Программы. Государственное участие в решении проблем развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности заключается в стимулировании запуска инновационного цикла в этих отраслях промышленности за счет средств федерального бюджета с последующим нарастающим финансированием исследований и разработок за счет собственных средств предприятий.
В целом с учетом длительности технологических циклов разработок в фармацевтической и медицинской промышленности этот сценарий представляется реалистичным в длительной перспективе (до 10 - 15 лет) с учетом того, что к концу этого периода инновационная продукция будет создана только в отдельных продуктовых сегментах.
2. Цель и задачи реализации Программы
Цели и задачи Программы определены исходя из установленных государством стратегических ориентиров развития фармацевтической и медицинской промышленности и технологий.
Долгосрочная государственная политика в области фармацевтической и медицинской промышленности нацелена на эффективное использование научных разработок и инноваций в соответствующих областях промышленности для устойчивого роста экономики и повышения качества жизни населения Российской Федерации.
Целью Программы является создание инновационной отечественной фармацевтической и медицинской промышленности мирового уровня.
К основным направлениям развития фармацевтической и медицинской промышленности следует отнести:
переход на путь инновационного развития;
изменение структуры и масштабов производства лекарственных средств и медицинских изделий;
создание конкурентной рыночной среды;
интеграция в мировую систему рыночного производства и потребления лекарственных средств и медицинских изделий.
Развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышленности в рамках основных направлений развития фармацевтической и медицинской промышленности позволит решить задачи в области обеспечения высоких стандартов жизни граждан Российской Федерации, приоритетов безопасности Российской Федерации и в целом будет содействовать устойчивому росту экономики страны.
Достижение цели Программы обеспечивается за счет решения следующих задач:
формирование научного, технологического и производственного потенциала фармацевтической промышленности;
формирование научного, технологического и производственного потенциала медицинской промышленности;
формирование кадрового потенциала и информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности.
Решение указанных задач осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в области развития фармацевтической и медицинской промышленности и обеспечивается выполнением комплекса мероприятий Программы.
3. Опережающее развитие приоритетных территорий
Российской Федерации
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, инновационный и социально ориентированный путь развития предполагает многополярное развитие территории страны и формирование новых зон опережающего развития.
Одним из приоритетных направлений экономического развития регионов является диверсификация промышленности, ее модернизация, системно-инновационное преобразование всего производственного комплекса, а также формирование перспективных территориально-производственных кластеров.
Прямое участие субъектов Российской Федерации в реализации Программы не предусматривается. Реализация комплекса основных мероприятий, предусмотренных Программой, распространяется на организации фармацевтической и медицинской промышленности, расположенные на территориях субъектов Российской Федерации.
В рамках Программы осуществляется структурирование отечественной фармацевтической и медицинской промышленности, в том числе на основе использования технологических отраслевых кластеров с принципиально новым механизмом научно-производственной кооперации предприятий, образовательных организаций высшего образования и научных организаций. Так, на территориях ряда субъектов Российской Федерации реализованы инвестиционные мероприятия по созданию инновационных внедренческих центров в области разработки лекарственных средств и медицинских изделий, включающих научно-исследовательскую базу, образовательную базу, центры трансфера технологий и опытно-промышленное производство.
При этом ключевая роль по созданию и развитию кластерных инициатив в фармацевтической и медицинской промышленности отводится субъектам Российской Федерации, которые на основе государственно-частного партнерства должны обеспечить создание необходимой инфраструктуры, эффективно выстроить взаимоотношения между предприятиями - резидентами кластера и определить меры государственной поддержки регионального и муниципального уровней.
Политика субъектов Российской Федерации должна предусматривать непосредственное участие субъектов Российской Федерации в реализации и достижении цели Программы за счет решения ключевых задач Программы по формированию научного, технологического, производственного и кадрового потенциала, а также информационной инфраструктуры фармацевтической и медицинской промышленности.
В настоящем разделе приводится информация о целях, задачах и мероприятиях Программы, реализуемых на приоритетных территориях Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, государственных компаний, государственных корпораций и иных организаций с государственным участием (доля Российской Федерации в уставном капитале которых превышает 50 процентов и размер уставного капитала которых превышает 1 млрд. рублей) (далее - компании с государственным участием), иных внебюджетных источников, о целевых показателях (индикаторах), позволяющих оценить эффективность реализации Программы на указанных территориях в рамках подпрограммы 1 "Развитие производства лекарственных средств" (далее - подпрограмма 1) и подпрограммы 2 "Развитие производства медицинских изделий" (далее - подпрограмма 2) Программы.
Целями реализации подпрограммы 1 и подпрограммы 2 являются:
формирование высокотехнологичной фармацевтической промышленности и связанной с ней научно-технологической сферы;
формирование высокотехнологичной медицинской промышленности и связанной с ней научно-технологической сферы.
При этом применительно к реализации подпрограммы 1 на территории Дальневосточного федерального округа цель заключается в развитии фармацевтической промышленности на территории Дальневосточного федерального округа, в том числе с использованием его уникального природного потенциала.
К реализации Программы на приоритетных территориях Российской Федерации можно отнести следующие задачи подпрограммы 1 и подпрограммы 2:
разработка лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний;
организация производства лекарственных средств для лечения социально значимых заболеваний;
разработка и организация производства медицинских изделий;
внедрение в общеобразовательных организациях системы мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы.
В отношении приоритетной территории Дальневосточного федерального округа следует отнести следующие задачи подпрограммы 1:
стимулирование действующих предприятий и создание новых направлений для выпуска отечественной фармацевтической промышленностью на территории Дальневосточного федерального округа жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в целях создания конкурентоспособной продукции;
технологическое перевооружение производственных мощностей предприятий фармацевтической промышленности на территории Дальневосточного федерального округа;
стимулирование реализации проектов, направленных на создание, модернизацию и реконструкцию производств лекарственных средств на территории Дальневосточного федерального округа на основе компонентов животного и растительного происхождения;
создание технико-внедренческого парка на острове Русский, г. Владивосток, в том числе со специализацией "фармацевтика".
Из числа основных мероприятий подпрограммы 1 и подпрограммы 2 на приоритетных территориях Российской Федерации осуществляется реализация:
основного мероприятия по реализации иных проектов в области фармацевтической промышленности в части мероприятий по предоставлению субсидий российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических исследований лекарственных препаратов, на компенсацию части затрат, понесенных при реализации проектов по организации производства лекарственных средств и (или) фармацевтических субстанций, и на возмещение части затрат на реализацию проектов по разработке схожих по фармакотерапевтическому действию и улучшенных аналогов инновационных лекарственных препаратов;
основного мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере обращения лекарственных средств в части мероприятия по разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов в сфере обращения лекарственных средств;
основного мероприятия по реализации иных проектов в области медицинской промышленности в части мероприятий по предоставлению субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на реализацию проектов по организации производства медицинских изделий, субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на реализацию проектов по организации и проведению клинических испытаний имплантируемых медицинских изделий;
основного мероприятия по совершенствованию государственного регулирования в сфере обращения медицинских изделий.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значениях приведены в приложении N 1.
Перечень основных мероприятий Программы приведен в приложении N 2.
Сведения об основных планируемых мерах правового регулирования в сфере реализации Программы приведены в приложении N 3.
Реализация мероприятий Программы осуществляется в пределах объемов ресурсного обеспечения, предусмотренного на реализацию основных мероприятий по проектам в фармацевтической и медицинской промышленности, которые приведены в приложении N 4.
План реализации Программы на очередной финансовый 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов приведен в приложении N 5.
Сведения о целях, задачах и целевых показателях (индикаторах) Программы на территории Дальневосточного федерального округа приведены в приложении N 6.
Сведения о ресурсном обеспечении за счет средств федерального бюджета реализации мероприятий Программы на территории Дальневосточного федерального округа приведены в приложении N 7.
Сведения о ресурсном обеспечении и прогнозной (справочной) оценке расходов федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, компаний с государственным участием и иных внебюджетных источников на реализацию мероприятий Программы на территории Дальневосточного федерального округа приведены в приложении N 8.
Приложение N 1
к государственной программе
Российской Федерации
"Развитие фармацевтической
и медицинской промышленности"
на 2013 - 2020 годы
СВЕДЕНИЯ
О ПОКАЗАТЕЛЯХ (ИНДИКАТОРАХ) ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "РАЗВИТИЕ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ
И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ" НА 2013 - 2020 ГОДЫ
И ИХ ЗНАЧЕНИЯХ
Наименование показателя (индикатора)
|
Единица измерения
|
Ответственный исполнитель
|
Значение показателя (индикатора)
|
2014 год
|
2015 год
|
2016 год
|
2017 год
|
2018 год
|
2019 год
|
2020 год
|
план.
|
факт.
|
план.
|
факт.
|
план.
|
факт.
|
Государственная программа Российской Федерации
"Развитие фармацевтической и медицинской промышленности" на 2013 - 2020 годы
|
1.
|
Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в медицинской и фармацевтической промышленности (накопленным итогом)
|
тыс. человек
|
Минпромторг России
|
4
|
4
|
7
|
7
|
9
|
9
|
11
|
14
|
17
|
20
|
2.
|
Индекс производительности труда к предыдущему году
|
процентов
|
Минпромторг России
|
-
|
-
|
106,7
|
106,7
|
106,7
|
106,7
|
106,9
|
107,4
|
107,8
|
108,5
|
3.
|
Увеличение доли высокотехнологичной и наукоемкой продукции в общем объеме производства отрасли относительно уровня 2011 года
|
процентов
|
Минпромторг России
|
343
|
343
|
429
|
790
|
514
|
790
|
571
|
629
|
686
|
714
|
4.
|
Объем экспорта лекарственных средств и медицинских изделий
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
21,6
|
33,5
|
24
|
30,55
|
28,8
|
33,6
|
37,5
|
53,3
|
76,9
|
105
|
5.
|
Доля организаций, осуществивших технологические инновации в фармацевтической и медицинской отрасли, в общем количестве производителей
|
процентов
|
Минпромторг России
|
34
|
34
|
36
|
36
|
40
|
40
|
43
|
45
|
48
|
50
|
6.
|
Использование результатов интеллектуальной деятельности в сфере фармацевтической и медицинской промышленности
|
единиц
|
Минпромторг России
|
66
|
66
|
72
|
72
|
124
|
124
|
201
|
280
|
300
|
320
|
7.
|
Объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства фармацевтической и медицинской продукции
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
27,1
|
28
|
32,8
|
32,8
|
37,4
|
37,4
|
61
|
74,2
|
88,1
|
120,4
|
8.
|
Объем производства отечественных лекарственных средств, отечественных медицинских изделий (в денежном выражении) за счет коммерциализации созданных технологий
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
9,9
|
9,3
|
25,6
|
19,1
|
62,9
|
54,4
|
99,7
|
149
|
223,4
|
361,3
|
9.
|
Доля лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов*
|
процентов
|
Минпромторг России
|
65
|
71,5
|
67
|
72,4
|
76
|
76,8
|
88
|
90
|
90
|
90
|
10.
|
Объем привлеченных внебюджетных средств
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
7,7
|
6,7
|
9,6
|
10,7
|
Подпрограмма 1 "Развитие производства лекарственных средств"
|
11.
|
Доля лекарственных средств отечественного производства в общем объеме потребления в денежном выражении
|
процентов
|
Минпромторг России
|
35
|
25,2
|
37
|
28
|
39
|
30
|
40
|
43
|
46
|
50
|
12.
|
Объем экспорта лекарственных средств
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
16
|
29,2
|
18
|
25,7
|
22
|
28,4
|
27
|
37
|
53
|
75
|
13.
|
Объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства лекарственных средств
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
16,5
|
17
|
22,1
|
22,1
|
30,7
|
30,7
|
56,5
|
69
|
81,5
|
112,4
|
14.
|
Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в фармацевтической промышленности (накопленным итогом)
|
тыс. человек
|
Минпромторг России
|
2
|
2
|
3,5
|
3,5
|
4,5
|
4,5
|
5,5
|
7
|
8,5
|
10
|
15.
|
Индекс производства лекарственных средств в денежном выражении
|
процентов
|
Минпромторг России
|
116,7
|
102,4
|
119,5
|
126,3
|
119
|
123,7
|
118,5
|
118,1
|
117,7
|
117,1
|
16.
|
Количество созданных научно-исследовательских центров по разработке лекарственных средств мирового уровня
|
единиц
|
Минпромторг России
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
1
|
-
|
17.
|
Количество выполненных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по государственным контрактам и договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области фармацевтической промышленности
|
единиц
|
Минпромторг России
|
-
|
|
-
|
|
-
|
|
74
|
59
|
54
|
-
|
Подпрограмма 2 "Развитие производства медицинских изделий"
|
18.
|
Доля медицинских изделий отечественного производства в общем объеме потребления в денежном выражении
|
процентов
|
Минпромторг России
|
20
|
-
|
22
|
18,5
|
25
|
20
|
28
|
32
|
36
|
40
|
19.
|
Объем экспорта медицинских изделий
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
-
|
4,7
|
-
|
4,85
|
3
|
5,2
|
7
|
12
|
21
|
38
|
20.
|
Объем инвестиций в научные исследования, разработки, технологические инновации и перевооружение производства медицинских изделий
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
10,6
|
11
|
10,7
|
10,7
|
6,7
|
6,7
|
4,5
|
5,2
|
6,6
|
8
|
21.
|
Создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест в медицинской промышленности (накопленным итогом)
|
тыс. человек
|
Минпромторг России
|
2
|
2
|
3,5
|
3,5
|
4,5
|
4,5
|
5,5
|
7
|
8,5
|
10
|
22.
|
Индекс производства медицинских изделий в денежном выражении
|
процентов
|
Минпромторг России
|
125,2
|
-
|
123,6
|
123,7
|
126,1
|
126,1
|
126,7
|
127,5
|
124,4
|
119,8
|
23.
|
Количество общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, в которых внедрена система мониторинга здоровья обучающихся на основе отечественной технологической платформы
|
единиц
|
Минобрнауки России
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
310
|
250
|
250
|
-
|
24.
|
Количество созданных научно-исследовательских центров по разработке медицинских изделий мирового уровня
|
единиц
|
Минпромторг России
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
1
|
-
|
-
|
25.
|
Количество выполненных прикладных научных исследований и экспериментальных разработок, выполняемых по государственным контрактам и договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ в области медицинской промышленности
|
единиц
|
Минпромторг России
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
7
|
-
|
-
|
-
|
Подпрограмма 3 "Комплексное развитие фармацевтической и медицинской промышленности"
|
26.
|
Количество специалистов, прошедших подготовку и переподготовку
|
человек
|
Минпромторг России
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
500
|
500
|
500
|
27.
|
Количество выполненных научно-исследовательских проектов по научно-методическому, аналитическому и организационно-техническому обеспечению фармацевтической и медицинской промышленности
|
единиц
|
Минпромторг России
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
7
|
7
|
7
|
28.
|
Количество проведенных конгрессно-выставочных мероприятий
|
единиц
|
Минпромторг России
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
-
|
68
|
67
|
68
|
Федеральная целевая программа "Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу" (по 31 декабря 2017 г.)
|
29.
|
Объем производства лекарственных средств отечественного производства, в том числе за счет коммерциализации созданных передовых технологий
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
9
|
9
|
22
|
18,2
|
53
|
48,2
|
80
|
-
|
-
|
-
|
30.
|
Объем производства отечественных медицинских изделий за счет коммерциализации созданных технологий
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
0,9
|
0,9
|
3,6
|
1,3
|
9,9
|
6,2
|
19,7
|
-
|
-
|
-
|
31.
|
Объем производства лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов за счет коммерциализации созданных технологий
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
9
|
8,4
|
20
|
16,7
|
33
|
27,7
|
33
|
-
|
-
|
-
|
32.
|
Объем производства современных отечественных медицинских изделий за счет коммерциализации созданных технологий
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
0,8
|
0,8
|
2,9
|
1,1
|
8
|
5,1
|
15,6
|
-
|
-
|
-
|
33.
|
Объем производства инновационных лекарственных средств за счет коммерциализации созданных передовых технологий
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
-
|
-
|
2
|
-
|
20
|
20,5
|
47
|
-
|
-
|
-
|
34.
|
Объем производства инновационных медицинских изделий, произведенных за счет коммерциализации созданных передовых технологий
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
0,1
|
0,1
|
0,7
|
0,35
|
1,9
|
1,1
|
4,1
|
-
|
-
|
-
|
35.
|
Доля лекарственных средств отечественного производства по номенклатуре стратегически значимых лекарственных средств и перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов
|
процентов
|
Минпромторг России
|
65
|
71,5
|
67
|
72,4
|
76
|
76,8
|
88
|
-
|
-
|
-
|
36.
|
Доля современных медицинских изделий в рамках приоритетных направлений здравоохранения, выпускаемых российскими производителями
|
процентов
|
Минпромторг России
|
11
|
11
|
12
|
14,3
|
14
|
20,0
|
18
|
-
|
-
|
-
|
37.
|
Объем экспорта фармацевтической продукции
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
-
|
29,2
|
-
|
25,7
|
3
|
28,4
|
7
|
-
|
-
|
-
|
38.
|
Объем экспорта медицинских изделий
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
0,01
|
4,7
|
0,19
|
4,85
|
1,3
|
5,2
|
3,2
|
-
|
-
|
-
|
39.
|
Объем привлеченных внебюджетных средств
|
млрд. рублей
|
Минпромторг России
|
10,92
|
9,57
|
10,03
|
7,8
|
5,74
|
3,3
|
4,8
|
-
|
-
|
-
|
Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.