II. Общие рекомендации по планированию организационно-штатных мероприятий в федеральном органе исполнительной власти и оптимизации процедуры их проведения

II. Общие рекомендации по планированию

организационно-штатных мероприятий в федеральном органе

исполнительной власти и оптимизации процедуры их проведения

6. На первом этапе при анализе целесообразности проведения организационно-штатных мероприятий в органе руководителю органа следует провести оценку рисков, связанных с реализацией указанных процедур в органе, а именно:

- финансовые риски, связанные с выплатой предусмотренных Федеральным законом N 79-ФЗ компенсаций служащим при увольнении в связи с сокращением должности или упразднением органа (денежная компенсация за неиспользованные отпуска, компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, дополнительная компенсация за пятый и шестой месяцы при увольнении из органа, расположенного в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

- кадровые риски, связанные с выбытием из кадрового состава органа профессиональных и опытных кадров с высокой результативностью профессиональной служебной деятельности;

- риски снижения эффективности деятельности органа, в том числе вследствие недостаточного ресурсного обеспечения (в том числе кадрового) реализации возложенных на него функций;

- риски судебных разбирательств, влекущие возможность возникновения как финансовых, так и репутационных потерь.

При оценке указанных рисков рекомендуется, в том числе использовать методы, приведенные в расположенной ниже таблице.

Риски

Методы проведения оценки

Финансовые риски

Определение объема средств в фонде оплаты труда служащих органа на дату проведения оценки рисков; расчет прогнозного объема средств на осуществление компенсационных выплат в случае принятия решения о проведении организационно-штатных мероприятий (в зависимости от планируемых масштабности и условий проведения); сопоставление прогнозного объема средств на выплату компенсаций с возможностями фонда оплаты труда; оценка влияния финансовых затрат, связанных с компенсационными выплатами, на уровень оплаты труда остальных служащих органа

Кадровые риски

Анализ результатов деятельности служащих, которые могут попасть под увольнение в связи с планируемыми организационно-штатными мероприятиями, на основании итогов применяемой в органе системы оценки, а также предыдущих аттестаций и квалификационных экзаменов; сравнительный анализ действующего и планируемого штатных расписаний органа на предмет включения в последнее должностей, замещаемых (планируемых к замещению) служащими, демонстрирующими хорошие результаты деятельности; проведение бесед со служащими, демонстрирующими хорошие результаты деятельности, на предмет их готовности к продолжению государственно-служебных отношений в случае проведения организационно-штатных мероприятий, влекущих сокращение замещаемых ими должностей

Риски снижения эффективности

Анализ служебной нагрузки на 1 служащего до и после планируемого проведения организационно-штатных мероприятий и сравнение полученных данных со служебной нагрузкой других служащих, исполняющих схожие должностные обязанности, а при планировании организационно-штатных мероприятий в территориальном органе - со служебной нагрузкой сопоставимых категорий служащих в иных территориальных органах, для оценки влияния планируемых организационно-штатных мероприятий на трудозатратность реализуемых функций

Риски судебных разбирательств

Анализ возможности органа соблюсти установленные законодательством порядок и сроки проведения всех процедур в рамках организационно-штатных мероприятий.

Оспаривание решений об увольнении в связи с организационно-штатными мероприятиями является частым предметом рассмотрения судами. К числу основных вопросов, рассматриваемых судами при обращении уволенных по этому основанию работников (служащих), относятся: соблюдение порядка и сроков предупреждения о предстоящем увольнении, процедуры предложения вакантных должностей, учет преимущественного права на оставление на работе (службе), а также на замещение иной должности, правильность произведенных с работником (служащим) итоговых расчетов при увольнении

7. Решение о целесообразности/нецелесообразности осуществления организационно-штатных мероприятий принимается руководителем органа исходя из результатов оценки возможных рисков, описанных в пункте 6 настоящих Методических рекомендаций, позволяющей повысить обоснованность принимаемых в этой сфере управленческих и кадровых решений и минимизировать случаи проведения неэффективных организационно-штатных мероприятий.

8. При проведении организационно-штатных мероприятий, сопровождающихся сокращением должностей гражданской службы в органе, в обязательном порядке вносятся изменения в штатное расписание органа, а также могут вносится изменения в структуру органа.

При планировании организационно-штатных мероприятий, анализе действующего штатного расписания и формировании штатного расписания органа с учетом предстоящих изменений рекомендуется учитывать положения настоящего раздела Методических рекомендаций, препятствующие снижению кадрового потенциала органа из-за выбытия кадров в связи с сокращением должностей в органе.

9. В первоочередном порядке при возникновении потребности в оптимизации организационно-штатной структуры органа, сопровождающейся сокращением должностей и общей штатной численности служащих органа, на предмет сокращения следует рассматривать должности гражданской службы, являющиеся вакантными на дату принятия руководителем органа решения о проведении соответствующих организационно-штатных мероприятий.

В случае если планирование и проведение организационно-штатных мероприятий, сопровождающихся сокращением штатной численности служащих органа, носит длящийся характер, то при определении должностей, планируемых к сокращению, приоритет следует отдавать должностям, которые к запланированному сроку проведения организационно-штатных мероприятий станут вакантными в силу естественных причин (достижение гражданскими служащими, замещающими должности в органе, предельного возраста пребывания на гражданской службе, увольнение гражданских служащих с гражданской службы по собственному желанию и по иным основаниям, не связанным с проведением организационно-штатных мероприятий).

10. При планировании организационно-штатных мероприятий, не влекущих изменения штатной численности служащих органа, и формировании (уточнении) в связи с этим штатного расписания органа, рекомендуется проводить сравнительную оценку находящихся в действующем штатном расписании должностей и планируемых к введению после проведения организационно-штатных мероприятий на предмет возможности предложения вводимых в штат должностей гражданским служащим, замещающим запланированные к сокращению должности гражданской службы.

11. При формировании (уточнении) структуры и штатного расписания органа, которому передаются функции упраздненного органа, следует провести оценку возможности создания в структуре этого органа структурных подразделений по направлениям деятельности упраздненного органа, схожих со структурными подразделениями упраздненного органа в период осуществления им передаваемых государственных функций. Это позволит создать оптимальные условия для замещения должностей в органе, которому передаются функции упраздненного органа, гражданскими служащими, которые ранее осуществляли профессиональную служебную деятельность по обеспечению исполнения соответствующих функций в упраздненном органе, посредством перевода их на должности во вновь созданное структурное подразделение.

12. На период проведения в органе организационно-штатных мероприятий рекомендуется приостановить прием на гражданскую службу в орган, в котором сокращаются должности, или орган, которому переданы функции упраздненного органа, на должности, исполнение обязанностей по которым соответствует области и виду деятельности служащих, замещающих сокращаемые должности или должности в упраздненном органе, иных граждан (гражданских служащих из других государственных органов).

Реализация данного решения будет способствовать сокращению случаев выбытия из кадрового состава гражданской службы служащих в результате проведения организационно-штатных мероприятий.