Взрывопожароопасные объекты хранения и переработки растительного сырья

Взрывопожароопасные объекты хранения и переработки

растительного сырья

К предприятиям, эксплуатирующим объекты хранения и переработки растительного сырья, относятся мукомольные, крупяные, комбикормовые производства, элеваторы, склады для бестарного хранения муки в составе хлебопекарных, макаронных производств, подготовительные (подработочные, дробильные) отделения по очистке, измельчению растительного сырья и продуктов его переработки в составе кондитерских, пищеконцентратных, пивоваренных, спиртовых производств, механизированные склады напольного хранения шрота и жмыха, подготовительные отделения по очистке и шелушению маслосемян производств растительного масла и иные объекты, на которых образуются взрывоопасные пылевоздушные смеси.

За 9 месяцев 2017 года под контролем органов Ростехнадзора находится 3828 организаций, эксплуатирующих вышеперечисленные опасные производственные объекты.

За 9 месяцев 2017 года на опасных производственных объектах зарегистрированы 2 аварии и 4 несчастных случая со смертельным исходом (за аналогичный период 2016 года произошло 2 несчастных случая со смертельным исходом, аварий не зарегистрировано).

К основным причинам зарегистрированных случаев смертельного травматизма за 9 месяцев 2017 года относятся: неудовлетворительная организация производства работ; нарушения технологии производства работ, в том числе работ в силосах и бункерах, огневых и монтажных работ; неудовлетворительное состояние технических устройств, зданий и сооружений; нарушения производственной и трудовой дисциплины; отсутствие у работников квалификации, проверки знаний должностных и производственных инструкций и аттестации в области промышленной безопасности.

К основным причинам зарегистрированных 2 аварий за 9 месяцев 2017 года относятся:

один пожар, не связанный со взрывом пылевоздушной смеси или процессами самовозгорания зерна, повлекший за собой согласно экспертному заключению, повреждение технических устройств (ленточные конвейеры, сбрасывающие тележки) и частичное разрушение здания склада и переходной галереи;

один пожар, причиной которого согласно экспертному заключению, послужило возгорание горючих материалов от источника пламенного горения (пламя спички, зажигалки и т.п.). При этом причины возгорания имеют признаки уголовного преступления. В момент аварии технологический процесс по приему и отпуску сырья в приемно-очистительную башню не осуществлялся, технические устройства не эксплуатировались, ремонтные работы не производились, обслуживающий персонал в момент аварии на складе не находился, склад был закрыт и опечатан.

Большинство предприятий обеспечивает соблюдение требований промышленной безопасности.

По причине малочисленности штата большинство поднадзорных организаций не организовывают службы производственного контроля. Приказами руководителей назначены ответственные за организацию и осуществление производственного контроля лица (главные инженеры, технические руководители, специалисты).

На отдельных крупных предприятиях производственный контроль осуществляется на должном уровне.

Из сведений об осуществлении производственного контроля, представленных поднадзорными предприятиями в территориальные органы Ростехнадзора, большинство территориальных управлений констатирует, в том числе:

организации проводят своевременно проверку знаний у рабочих, аттестацию специалистов;

назначены работники, ответственные за осуществление производственного контроля;

осуществляются проверки по соблюдению требований промышленной безопасности на объектах, но работа проводится неэффективно, так как ответственные специалисты проводят данную работу формально, в том числе это касается ведения документооборота по осуществлению производственного контроля;

не разрабатываются мероприятия по устранению выявленных нарушений; предписания, выданные специалистами производственного контроля, не выполняются в установленные сроки.

В отношении организаций, несвоевременно предоставивших сведения об организации производственного контроля, возбуждались дела об административных правонарушениях по ч. 19.7 (или ст. 9.1) КоАП Российской Федерации.

Требования по проведению соответствующих экспертиз промышленной безопасности поднадзорными организациями в основном соблюдаются. Однако в ходе проверочных мероприятий выявлялись отдельные случаи эксплуатации технических устройств, зданий и сооружений без продления срока безопасной эксплуатации или их замены.

Поднадзорными предприятиями разрабатываются и выполняются мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.

Проведенные за 9 месяцев 2017 года Ростехнадзором проверки поднадзорных организаций, а также анализ сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности показали, что предприятия принимают меры по предотвращению проникновения на опасные производственные объекты посторонних лиц.

Территориальными органами Ростехнадзора в течение 9 месяцев 2017 года проведено 549 проверок соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации опасных производственных объектов, в том числе плановых проверок - 223, тогда как за 9 месяцев 2016 года - 676 проверок, из них плановых проверок - 277.

Количество проверок с привлечением представителей территориальных органов органами прокуратуры за 9 месяцев 2017 года составило 22 (за 9 месяцев 2016 года - 23).

Количество проверок взрывопожароопасных объектов хранения и переработки растительного сырья за 9 месяцев 2017 года, по результатам которых выявлены правонарушения, составило - 311, из них плановых проверок - 185 (за аналогичный период 2016 года - 344, из них плановых проверок - 182).

В результате проведенных проверок выявлено 3848 правонарушений в части нарушений требований промышленной безопасности, из них при плановых проверках - 2829 (за 9 месяцев 2016 года - 3932, из них при плановых проверках - 2494).

Количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок, составило 585 (за 9 месяцев 2016 года - 489).

Общая сумма наложенных административных штрафов составила 29034,3 тыс. рублей, в том числе наложенных на юридических лиц - 21690 тыс. рублей, на должностных лиц - 7138,3 тыс. рублей (за 9 месяцев 2016 года - 29760,9 тыс. рублей, в том числе наложенных на юридических лиц - 22743,6 тыс. рублей, на должностных лиц - 6805 тыс. рублей).

Общая сумма уплаченных (взысканных) административных штрафов составила 14871,3 тыс. рублей (за 9 месяцев 2016 года - 15954,8 тыс. рублей).

За 9 месяцев 2017 года, как и за аналогичный период 2016 года, по фактам выявленных нарушений при проведении проверок в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела (принятия мер прокурорского реагирования) материалы не направлялись.