I. Общие положения

1. Настоящие методические рекомендации по осуществлению Федеральным казначейством контроля за планированием, обоснованием бюджетных ассигнований и использованием средств федерального бюджета на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - Методические рекомендации) направлены на оказание практической помощи при осуществлении деятельности Федерального казначейства, управлений Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации по контролю за планированием, обоснованием бюджетных ассигнований и использованием средств федерального бюджета, выделенных на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), в рамках осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере.

2. Настоящие Методические рекомендации устанавливают:

рекомендации по осуществлению в соответствии с пунктом 1 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутреннего государственного финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, выделенных на НИОКР;

рекомендации по осуществлению контроля в соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при планировании и осуществлении закупок НИОКР.

3. При проведении мероприятий по осуществлению контроля за использованием средств федерального бюджета, выделенных на НИОКР, осуществляется проверка соблюдения требований следующих нормативных правовых (правовых) актов Российской Федерации, регулирующих бюджетные правоотношения (применительно к теме контрольного мероприятия):

Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - БК РФ);

Закон N 44-ФЗ;

Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";

федеральные законы о федеральном бюджете на соответствующий год (годы);

правила предоставления субсидий на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утвержденные постановлениями Правительства Российской Федерации;

постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 "О порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания" (далее - Постановление N 640);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 20 ноября 2007 г. N 112н "Об общих требованиях к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений";

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" (далее соответственно - приказ N 157н, Инструкция N 157н);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 декабря 2010 г. N 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее соответственно - приказ N 162н, Инструкция N 162н);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 декабря 2010 г. N 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению" (далее соответственно - приказ N 174н, Инструкция 174н);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 г. N 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (далее - приказ N 191н, Инструкция N 191н);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н "Об утверждении Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений" (далее - приказ N 33н, Инструкция N 33н);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации";

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 23 декабря 2010 г. N 183н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению";

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению" (далее - приказ N 52н);

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора";

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 260н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности";

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 259н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Обесценение активов";

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 257н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Основные средства".

Также при проведении указанных мероприятий осуществляется проверка соблюдения требований соглашения о предоставлении субсидий из федерального бюджета на НИОКР.

4. По усмотрению проверяющего в целях оценки действий (бездействия) объекта контроля и доказывания выявленных нарушений анализируется (применительно к теме контрольного мероприятия) соблюдение положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих вопросы, связанные с выполнением НИОКР:

Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ);

глава 38 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ);

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" (далее - Закон N 127-ФЗ);

Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";

постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2013 г. N 327 "О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения";

постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1195 "О представлении научными организациями и образовательными организациями высшего образования, осуществляющими за счет бюджетных средств фундаментальные научные исследования и поисковые научные исследования, в Российскую академию наук отчетов о проведенных фундаментальных научных исследованиях и поисковых научных исследованиях, о полученных научных и (или) научно-технических результатах";

постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г. N 233 "Об утверждении Правил осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения";

приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 81н "О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения";

государственный стандарт Российской Федерации "ГОСТ 15.101-98 "Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ";

государственный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 15.301-2016. "Национальный стандарт Российской Федерации. Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство" <1>;

--------------------------------

<1> До 1 июля 2017 г. - государственный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 15.201-2000 "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство" (утратил силу с 1 июля 2017 года, приказ Росстандарта от 31 октября 2016 г. N 1541-ст.).

государственный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 15.011-96. "Государственный стандарт Российской Федерации. Система разработки и постановки продукции на производство. Патентные исследования. Содержание и порядок проведения";

государственный стандарт Российской Федерации "ГОСТ 7.32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления";

государственный стандарт Российской Федерации "ГОСТ Р 15.201-2000. "Система разработки и постановки продукции на производство. Продукция производственно-технического назначения. Порядок разработки и постановки продукции на производство" (утратил силу с 1 июля 2017 года в связи с изданием приказа Росстандарта от 31 октября 2016 г. N 1541-ст.);

иные нормативные правовые акты в сфере выполнения НИОКР.

Изучение указанных документов способствует формированию доказательственной базы, но включение в представления и предписания выводов о нарушении положений законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, контроль за соблюдением которых не относится к полномочиям Федерального казначейства, не допускается.

В случае выявления признаков нарушений указанных законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, приведенных в настоящем пункте, информация направляется в соответствующие государственные органы.

5. В целях контроля, осуществляемого в рассматриваемой сфере в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона N 44-ФЗ, проверяется соблюдение соответствующих положений Закона N 44-ФЗ и иных нормативных правовых актов (далее - НПА) о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (применительно к предмету контроля).

6. При проведении контроля за планированием, обоснованием бюджетных ассигнований и использованием средств федерального бюджета на выполнение НИОКР рекомендуется изучить следующие документы объекта контроля (с учетом его правового положения):

положение об объекте контроля, утвержденное нормативным правовым актом Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение об объекте контроля, утвержденное соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя или устав юридического лица и учредительные документы;

документы учетной политики объекта контроля;

приказы о назначении состава инвентаризационной комиссии и проведении инвентаризации активов и обязательств объекта контроля применительно к предмету контроля;

утверждаемые главными распорядителями средств федерального бюджета перечни научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

должностные регламенты (инструкции) служащих (работников) объекта контроля, деятельность которых связана с предметом контроля;

договоры о материальной ответственности служащих (работников) объекта контроля, деятельность которых связана с учетом результатов НИОКР;

документы, подтверждающие полномочия руководителя и главного бухгалтера объекта контроля (приказы о назначении на должность, должностные регламенты (инструкции) и пр.);

бюджетную (бухгалтерскую) отчетность за проверяемый период;

государственное задание, отчет о выполнении государственного задания;

бюджетную смету на соответствующий финансовый год;

план финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;

главную книгу, регистры бюджетного (бухгалтерского) учета, первичные учетные документы;

планы закупок, планы-графики закупок;

правовой акт главного распорядителя средств федерального бюджета об утверждении требований к закупаемым им, его территориальными органами и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями (при их наличии) отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг);

правовой акт главного распорядителя средств федерального бюджета об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций соответствующего главного распорядителя бюджетных средств, его территориальных органов и подведомственных ему казенных учреждений (при наличии);

государственные контракты (контракты, договоры) (далее - контракты), относящиеся к предмету контроля, включая все изменения и дополнения к ним;

документы о приемке выполненных НИОКР (их отдельных этапов);

иные документы объекта контроля, относящиеся к предмету контроля.

7. Вопросы, изложенные в Методических рекомендациях, являются примерными вопросами, которые могут быть проверены при проведении контрольного мероприятия с учетом темы контрольного мероприятия и предмета контроля. Конкретные вопросы, проверяемые в рамках контрольного мероприятия, содержатся в приказе о назначении контрольного мероприятия и программе контрольного мероприятия.