3. Координация мероприятий по импортозамещению

3.1. Данная Стратегия определяет три уровня координации:

- стратегический уровень;

- тактический уровень;

- операционный уровень.

3.2. Координацию на стратегическом уровне обеспечивает Управление информационных технологий ФНС России. На этом уровне выполняются следующие функции:

- обеспечение организации и координация процессов актуализации и корректировки данной Стратегии с учетом предложений по изменению Стратегии;

- координация мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в ФНС России в свете выполнения мероприятий по импортозамещению;

- участие в согласовании документов, определяющих долгосрочные мероприятия (планы) по развитию (модернизации) автоматизированной информационной системы ФНС России в соответствии с данной Стратегией;

- рассмотрение результатов выполнения мероприятий в рамках данной Стратегии;

- координация взаимодействия ФНС России с регуляторами в области импортозамещения в ИТ сфере с экспертными организациями и отечественными компаниями (производителями товаров и поставщиками услуг).

3.3. На тактическом уровне координация возлагается на структурные подразделения Службы и подведомственные организации. На данном уровне выполняются следующие функции:

- формирование долгосрочных мероприятий с учетом Стратегии;

- формирование предложений по изменению Стратегии и их представление в Управление информационных технологий ФНС России;

- координация и реализация текущей деятельности в свете выполнения мероприятий по импортозамещению;

- контроль на операционном уровне мероприятий текущей деятельности с учетом Стратегии.

3.4. Операционный уровень обеспечивает выполнение мероприятий по импортозамещению, в том числе в рамках Государственных контрактов.

3.5. Для координации действий могут создаваться рабочие группы с привлечением внешних экспертов по решениям, принимаемым на тактическом уровне.

3.6. Функции, выполняемые на операционном уровне:

- оценка рисков, в частности:

- возможность остановки критичных технологических процессов в течение суток, месяца, года;

- возможность остановки некритичных технологических процессов;

- возможность снижения качества выполнения основных функций ФНС России;

- возможность роста затрат, связанных с модернизацией, развитием и эксплуатацией ИТ систем и отдельных компонентов;

- возможные юридические последствия неправомерного использования продукции;

- оценка возможного потенциального ущерба, как для отдельных технологических процессов, так и в целом при срабатывании рисков;

- проведение анализа планируемых закупок иностранной продукции (работ, услуг) в следующих разрезах:

- структура и стоимость закупок иностранной продукции (работ, услуг);

- анализ рисков, связанных с ограничением поставок иностранной продукции (работ, услуг);

- обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

- изучение предложений и анализ наличия отечественных аналогов для замены иностранной продукции (работ, услуг), в том числе с учетом реализуемых отраслевых планов по импортозамещению, в том числе выполняются:

- сравнительный анализ технико-экономических показателей иностранной продукции (работ, услуг) и отечественных аналогов (показатели производительности, показатели качества, показатели потребления ресурсов, показатели надежности и режима обслуживания и т.д.);

- оценка экономического эффекта от использования;

- прогнозирование социального эффекта.

- проведение анализа экономической целесообразности замены иностранной продукции (работ, услуг) на отечественные аналоги для закупаемой продукции (работ, услуг):

- в рамках исполнения Государственных контрактов оцениваются расходы на внедрение зарубежного технологического комплекса и отечественного аналога, включая расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, закупку оборудования и программного обеспечения, стоимость строительно-монтажных работ и другие. При этом оценивается и учитывается потенциальный ущерб от возможных ограничений на использование иностранной продукции (работ, услуг);

- в рамках текущей деятельности проводится сравнительный анализ оценок экономического эффекта от использования (объем производства и реализации, переменные расходы на производство, постоянные расходы на эксплуатацию и ремонт и т.д.) иностранной продукции (работ, услуг) и отечественного аналога с учетом затрат на внедрение отечественного аналога и потенциального ущерба от возможных ограничений на использование иностранной продукции (работ, услуг).

- проведение анализа зарубежных технологических комплексов и компонентов, используемых в текущей деятельности для осуществления технологических процессов, включающего:

- анализ технологической структуры ФНС России и выделение технологических процессов автоматизируемых с использованием зарубежных технологических комплексов и компонентов;

- анализ степени износа зарубежных технологических комплексов и компонентов;

- анализ рисков, связанных с возможным ограничением использования зарубежных технологических комплексов и компонентов;

- анализ наличия отечественных аналогов для замены зарубежных технологических комплексов и компонентов, в том числе с учетом реализуемых отраслевых и региональных программ импортозамещения;

- анализ экономической целесообразности замены зарубежных технологических комплексов и компонентов на отечественные аналоги.

- проведение анализа рисков использования зарубежных технологических компонентов, компонентов, устройств, и программного обеспечения для обеспечения информационной и экономической безопасности.

- разработка перечня мер по импортозамещению, которые могут относиться к одному из следующих типов:

- превентивные меры по замене иностранной продукции (работ, услуг) на отечественные аналоги - в случае очень высоких рисков остановки основной деятельности, критичных технологических процессов, а также наличия рисков, связанных с угрозой жизни и здоровью людей;

- плановая замена иностранной продукции (работ, услуг) на отечественные аналоги;

- переход от использования иностранной продукции (работ, услуг) на использование отечественных аналогов при наступлении ограничений на использование иностранной продукции (работ, услуг);

- выработка предложений по локализация зарубежного решения;

- выработка кризис-планов реагирования на случай введения ограничений на использование иностранной продукции (работ, услуг).

- непосредственное выполнение мероприятий по импортозамещению;

- формирование предложений для планирования мероприятий по импортозамещению.