Глава 7. Информация о результатах мониторинга правоприменения законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере определения гарантий статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации при его оскорблении, насильственных действиях в отношении него либо угрозе насилия, посягательстве на его жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие его права в связи с исполнением служебных обязанностей

В соответствии с пунктом 7 Плана мониторинга правоприменения МВД России в 2016 году проведен мониторинг законодательства Российской Федерации, регулирующего правоотношения в сфере определения гарантий статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации при его оскорблении, насильственных действиях в отношении него либо угрозе насилия, посягательстве на его жизнь, здоровье, честь, достоинство, жилище, имущество, а равно другие действия (бездействие), нарушающие и ущемляющие его права в связи с исполнением служебных обязанностей в пределах действия федеральных законов от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации", от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции", иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и ведомственных нормативных правовых актов.

Поступившие материалы были проанализированы на предмет актуальности и целесообразности внесения изменений в законодательство Российской Федерации и нормативные правовые акты МВД России.

Изучение правоприменительной практики в указанной сфере осуществлялось с использованием имеющихся в МВД России материалов о результатах деятельности структурных подразделений (в том числе статистической информации).

Обобщенные данные о состоянии правоприменения оценивались в соответствии с Методикой.

По результатам анализа правоприменительной практики реализации законодательства Российской Федерации в сфере определения гарантий статуса сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации, проведенного в соответствии с показателями, перечисленными в пункте 8 Методики, проблемных вопросов в указанной сфере, требующих принятия (издания), изменения или признания утратившими силу (отмены) законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации и МВД России, не выявлено.

Внесенные субъектами мониторинга предложения в большинстве случаев были отклонены, поскольку их реализация представлялась нецелесообразной.

Вместе с тем остается нерешенным вопрос, не подпадающий под показатели Методики и нуждающийся в проработке заинтересованными подразделениями МВД России: о дополнении части 2 статьи 20 "Возраст, с которого наступает уголовная ответственность" Уголовного кодекса Российской Федерации <1> словами "посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (статья 295), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317)".

--------------------------------

<1> Далее - "УК РФ".

Преступления, предусмотренные статьями 295 и 317 УК РФ, относятся к категории особо тяжких, а защита жизни и здоровья сотрудников правоохранительных органов является крайне актуальной.

При дифференциации возраста уголовной ответственности существенную роль играют и виды преступлений, совершаемых в подростковом возрасте. Перечисленные в части 2 статьи 20 УК РФ составы преступлений являются наиболее распространенными среди несовершеннолетних.

Основным критерием установления возраста наступления уголовной ответственности за совершение преступных деяний является возможность осознания в полной мере лицом фактического характера и общественной опасности своих действий (бездействия).

С учетом возрастных и психологических особенностей несовершеннолетних вопросы их уголовной ответственности требуют индивидуального подхода и проработки.

В пункте 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 1 февраля 2011 г. N 1 "О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" разъясняется, что правосудие в отношении несовершеннолетних правонарушителей должно быть направлено на то, чтобы применяемые к ним меры воздействия обеспечивали максимально индивидуальный подход к исследованию обстоятельств совершенного деяния и были соизмеримы как с особенностями их личности, так и с обстоятельствами совершенного деяния, способствовали предупреждению экстремистских противозаконных действий и преступлений среди несовершеннолетних, обеспечивали их ресоциализацию, а также защиту законных интересов потерпевших.

В связи с этим для определения обоснованности и целесообразности высказанного предложения полагаем необходимым изучить статистику о совершенных несовершеннолетними в возрасте от 14 до 16 лет преступлениях, предусмотренных статьями 295 и 317 УК РФ, принимая во внимание, что согласно подпункту "г" пункта 1 части 2 статьи 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предварительное следствие по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях, совершенных несовершеннолетними и в отношении несовершеннолетних, производится следователями Следственного комитета Российской Федерации.

При изучении информации по показателям, установленным в пункте 9 Методики, коррупциогенные факторы в нормативных правовых актах, регулирующих указанные правоотношения, не выявлены.