Приложение

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ И ИНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ

РАЗВИТИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Успешное достижение целей и решение задач, стоящих перед государственным органом, требует наличия отлаженного механизма организации профессионального развития государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее - гражданские служащие), обеспечивающего непрерывное повышение общего уровня их компетентности.

Профессиональное развитие гражданских служащих осуществляется посредством дополнительного профессионального образования, а также иных мероприятий по профессиональному развитию (семинары, тренинги, мастер-классы, мероприятия по обмену опытом, включая конференции, круглые столы и служебные стажировки, адаптационные мероприятия, включая наставничество, а также другие).

Учитывая современные подходы к вопросам профессионального развития персонала, федеральные государственные органы (Минпромторг России, Росфинмониторинг, ФАС России и другие) и государственные органы субъектов Российской Федерации (Республика Татарстан, Ульяновская область, г. Москва и другие) ежегодно организуют дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку или повышение квалификации), а также на системной основе проводят иные мероприятия по профессиональному развитию по вопросам, учитывающим специфику профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

С информацией о лучших кадровых практиках отдельных государственных органов по организации мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих можно ознакомиться на официальном сайте Минтруда России в сети "Интернет" http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/gossluzhba/17.

Основная цель мероприятий по профессиональному развитию - обеспечить получение гражданскими служащими знаний и умений, позволяющих эффективно решать поставленные перед государственным органом задачи.

Работа по профессиональному развитию кадрового состава должна осуществляться на системной основе. При этом координацию работы по профессиональному развитию гражданских служащих представляется необходимым возложить на заместителя руководителя соответствующего государственного органа, курирующего кадровую работу (далее - курирующий заместитель руководителя).

В целях повышения эффективности кадровой работы сотрудникам кадровых подразделений государственных органов рекомендуется мероприятия по профессиональному развитию кадрового состава осуществлять на основе плана организации мероприятий по профессиональному развитию кадрового состава (далее - План), ежегодно утверждаемого руководителем государственного органа или курирующим заместителем руководителя.

При подготовке Плана на соответствующий год и в ходе его реализации представляется целесообразным придерживаться следующих действий:

1) на основе результатов анализа потребности в профессиональном развитии гражданских служащих, а также с учетом приведенных ниже положений сформировать перечень планируемых к проведению в течение года мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих по тематике, соответствующей основным направлениям деятельности государственного органа (далее - Планируемые мероприятия);

2) проинформировать гражданских служащих всех структурных подразделений государственного органа о Планируемых мероприятиях;

3) уточнить перечень Планируемых мероприятий в соответствии с обоснованными предложениями или замечаниями руководителей структурных подразделений;

4) утвердить План у руководителя государственного органа или курирующего заместителя руководителя;

5) в течение года при необходимости (поступлении актуальных предложений от руководителей структурных подразделений; выявлении потребности в организации конкретного мероприятия по профессиональному развитию) осуществлять корректировку Плана;

6) проанализировать итоги выполнения Плана и подготовить соответствующий отчет, который утверждает руководитель государственного органа или курирующий заместитель руководителя;

7) довести информацию о ходе работы по профессиональному развитию кадрового состава в отчетном году до руководителя государственного органа (если отчет утверждает курирующий заместитель руководителя).

Профессиональное развитие персонала Минтруд России рекомендует обеспечивать посредством организации:

профессиональной переподготовки или повышения квалификации гражданских служащих в ходе реализации государственного заказа на дополнительное профессиональное образование;

иных мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих, организованных с привлечением организаций, осуществляющих образовательную деятельность, на основе внутриведомственного или межведомственного взаимодействия - с привлечением представителей экспертного сообщества, по договоренности с иными государственными органами и организациями.

Для повышения эффективности мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих представляется целесообразным планирование и реализацию данных мероприятий осуществлять исходя из следующих целевых направлений:

I. "Получение предметных знаний и умений, необходимых для исполнения должностных обязанностей" - в ходе реализации мероприятий данного целевого направления гражданские служащие получают новые или обновляют имеющиеся знания и умения по вопросам, соответствующим области и виду профессиональной служебной деятельности;

II. "Развитие профессиональных и личностных качеств" - в ходе реализации мероприятий данного целевого направления гражданские служащие повышают уровень своих профессиональных (деловых) и личностных качеств в части вопросов:

саморазвития (развитие лидерских качеств, стратегического мышления, аналитических способностей и других);

межличностного общения (коммуникабельность, управление конфликтами и другие);

самоорганизации (умение планировать свою работу, делегирование полномочий и другие);

технологий организации рабочего процесса, формирования и управления коллективом (умение формировать команду и работать в команде, мотивировать подчиненных) и других;

III. "Получение знаний и умений в области технологий управления и стратегического планирования" - в ходе реализации мероприятий данного целевого направления гражданские служащие получают новые или обновляют имеющиеся знания и умения в области, связанной с современными технологиями управления и стратегического планирования (методы проектного управления и стратегического планирования, включая SMART-метод, SWOT-анализ, метод "Дельфи", STEP-анализ и другие).

Получение знаний и умений в рамках каждого из указанных целевых направлений может осуществляться посредством любого мероприятия по профессиональному развитию (дополнительное профессиональное образование, иные мероприятия по профессиональному развитию: семинары, тренинги, мероприятия по обмену опытом, включая конференции и круглые столы, адаптационные мероприятия, включая наставничество, служебные стажировки и другие). При этом необходимо учитывать, что в одних случаях целесообразно организовать для гражданского служащего "классическое" дополнительное профессиональное образование, а в других более результативной будет организация иных мероприятий по профессиональному развитию.

Также необходимо иметь в виду, что в рамках одной дополнительной профессиональной программы или одного иного мероприятия по профессиональному развитию может быть организовано получение знаний и умений по разным целевым направлениям, что обеспечит всестороннее развитие гражданского служащего.

Таким образом, одна из основных задач сотрудника кадрового подразделения, занимающегося вопросами развития кадрового состава, - определить оптимальный вид мероприятия по профессиональному развитию" участие в котором позволит гражданскому служащему наиболее эффективным способом получить знания и умения по соответствующему целевому направлению в объеме, необходимом для исполнения должностных обязанностей на надлежащем уровне.

В целях повышения эффективности деятельности по управлению кадровым составом целесообразно придерживаться следующих подходов при планировании и организации мероприятий по профессиональному развитию гражданских служащих.