1. Рекомендуемые подходы к определению потребности в профессиональном развитии гражданских служащих

Потребность в организации мероприятий по профессиональному развитию гражданского служащего рекомендуется определять, учитывая знания и умения, которыми гражданский служащий обладает в соответствии с установленными квалификационными требованиями для замещения должности государственной гражданской службы, исходя из:

потребности в новых знаниях и умениях, необходимых для решения актуальных задач по направлению деятельности государственного органа;

уровня решений, принимаемых в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы.

Оценка соответствия знаний и умений, имеющихся у гражданского служащего, фактическим потребностям государственного органа прежде всего осуществляется кадровой службой на основе мнения непосредственного руководителя гражданского служащего.

Также указанная оценка может быть подтверждена по итогам формализованных кадровых процедур (аттестация, конкурс на замещение вакантной должности или на включение в кадровый резерв, всесторонняя оценка со стороны руководителя гражданского служащего) посредством проведения тестирования, анкетирования, интервью, использования метода центра оценки или частных методов оценки (в том числе реферат и эссе).

Кроме того, необходимо учитывать, что потребность в профессиональном развитии в значительной степени зависит от должностных обязанностей, исполняемых конкретным гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью государственной гражданской службы.

В этой связи рекомендуется конкретный вид мероприятий по профессиональному развитию для гражданского служащего определять с учетом замещаемой им должности государственной гражданской службы (для удобства планирования предлагается выделить три условные группы гражданских служащих):

1) "Исполнители" - гражданские служащие, преимущественно замещающие должности государственной гражданской службы:

категории "специалисты" ведущей и старшей групп должностей государственной гражданской службы;

категории "обеспечивающие специалисты".

"Исполнителям" необходимо обладать:

- глубокими актуальными знаниями, а также умениями в части вопросов, соответствующих области и виду их профессиональной служебной деятельности, знаниями конкретного набора административных процедур;

- представлением о современных инструментах управления и планирования;

- необходимыми профессиональными и личностными качествами для самостоятельной работы и эффективного взаимодействия с гражданами и организациями (внимательность, уважительность, клиентоориентированность).

2) "Руководители среднего уровня" - гражданские служащие, преимущественно замещающие должности государственной гражданской службы:

категории "руководители" ведущей группы должностей государственной гражданской службы;

категории "помощники (советники)" главной и ведущей групп должностей государственной гражданской службы;

категории "специалисты" главной группы должностей государственной гражданской службы.

"Руководителям среднего уровня" необходимо обладать:

- глубокими знаниями и умениями в части вопросов, соответствующих области и виду их профессиональной служебной деятельности;

- знаниями и умениями в области организации деятельности и управления персоналом;

- знаниями и умениями в области современных технологий управления и стратегического планирования;

- необходимыми профессиональными и личностными качествами для организации работы отдела, подразделения, рабочей группы/комиссии.

3) "Руководители высшего уровня" - гражданские служащие, преимущественно замещающие должности государственной гражданской службы:

категории "руководители" высшей и главной групп должностей государственной гражданской службы;

категории "помощники (советники)" высшей группы должностей государственной гражданской службы;

категории "специалисты" высшей группы должностей государственной гражданской службы.

"Руководителям высшего уровня" необходимо обладать:

- широкими (экспертными) знаниями и умениями в части вопросов, соответствующих области и виду их профессиональной служебной деятельности, в объеме, достаточном для принятия необходимых управленческих решений, а также знаниями и умениями в различных сферах деятельности;

- глубокими знаниями и умениями в области современных технологий управления и стратегического планирования;

- знаниями и навыками в области управления персоналом;

- профессиональными и личностными качествами для эффективной организации работы структурного подразделения, постановки стратегических целей, прогнозирования рисков.