2. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА

Цели проекта

Сформирована новая система контрольно-надзорной деятельности, основанная на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов, позволяющая, в том числе:

- перейти к проведению плановых проверок на основании риск-ориентированного подхода с 2018 года;

- увеличить долю подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок на 20% к 2018 году, на 50% в 2025 году.

Показатели проекта и их значения по годам

Показатель

Тип показателя (основной, аналитический, показатель второго уровня)

Базовое значение

Период, год

2017

2018

2019

2020

2025

1. Доля видов контроля (надзора), по которым:

- сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов,

- установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов,

- объекты в полном объеме разнесены по категориям риска (классам опасности),

- внедрена модель поддержки перечней объектов в актуальном состоянии,

- перечни объектов, их категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов публичны

Основной

100%

100%

100%

100%

100%

2. Доля видов контроля (надзора), по которым сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда, определены индикаторы риска и показатели для внедрения "динамической модели"

Основной

0%

10%

75%

100%

100%

100%

3. Доля видов контроля (надзора), по которым на регулярной основе переоцениваются риски в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием массивов больших данных (Big Data)

Основной

0%

0%

10%

75%

100%

100%

4. Доля видов контроля (надзора), по которым внедрены межведомственные карты рисков, проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками

Основной

0%

0%

5%

10%

75%

100%

5. Доля подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок

Основной

н/д

10%

20%

35%

40%

50%

6. Доля ущерба, причиненного на объектах или субъектами контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска (по контролируемым видам риска)

Аналитический

н/д

70%

80%

85%

87%

90%

7. Доля плановых проверок, проведенных на объектах контроля (надзора), отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска и значительного риска

Аналитический

0%

85%

90%

95%

99%

99%

8. Доля плановых проверок, проведенных с использованием риск-ориентированного подхода (на основании планов проверок)

Основной

0%

10%

90%

100 %

100 %

100 %

9. Доля контрольно-надзорных мероприятий, проведенных на основании риск-ориентированного подхода (показатель ФНС России и ФТС России выделен как по самым массовым мероприятиям)

Аналитический

0%

10%

50%

75%

90%

100 %

Ключевые результаты

Результаты проекта

Этап II - Минэкономразвития России

Проведена оценка внедрения риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, в том числе с учетом реализации Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками

Обеспечено внесение изменений в нормативные правовые акты, предусматривающее расширение возможностей применения индикаторов риска

Проведен мониторинг работы контрольно-надзорных органов с реестрами подконтрольных объектов (включение в реестр, исключение из реестра, изменение категории риска (класса опасности)), а также принятия решений о присвоении категорий риска (классов опасности) в части уровня принятия решений.

Организован обмен лучшими практиками контрольно-надзорных органов по установлению индикаторов риска для внеплановых проверок.

По 75% видам контроля (надзора):

- сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда в автоматическом режиме,

- внедрена модель актуализации индикатора риска.

По 10% видов контроля (надзора) на регулярной основе переоцениваются риски в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием массивов больших данных (Big Data), с учетом рекомендаций ОЭСР

По 5% видов контроля (надзора) внедрены межведомственные карты рисков, проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками.

Этап II - Федеральными органами исполнительной власти - участниками проекта

Категории риска определяются с учетом индивидуального поведения подконтрольных субъектов ("динамическая модель"):

- повышение категории риска - при нарушении обязательных требований, учитывая грубость нарушения,

- понижение категории риска - при индивидуальном поведении, не связанном с нарушениями обязательных требований.

Установленные категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним подконтрольных объектов подтверждены данными, свидетельствующими о фактически причиненном ущербе охраняемым законом ценностям

Проведен анализ принятия решений о включении в реестр подконтрольных объектов, исключении из реестра, присвоении и изменении категории риска (класса опасности), и о фактической реализации планов проверок на 2018 г., в том числе в части уровня принятия решений (в части планового контроля)

Внедрен риск-ориентированный подход для внеплановых проверок.

Проведен мониторинг работы контрольно-надзорных органов с реестрами подконтрольных объектов (включение в реестр, исключение из реестра, изменение категории риска (класса опасности)), а также принятия решений о присвоении категорий риска (классов опасности) в части уровня принятия решений.

Этап II - Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации

Обеспечен мониторинг доступности и понятности сведений об установленных категориях риска и работе с подконтрольными субъектами, размещаемых федеральными органами исполнительной власти на сайтах в сети "Интернет"

Этап II - Экспертная рабочая группа

Разработана методика анализа состава реестра подконтрольных объектов по видам контроля на предмет адресности предъявляемых обязательных требований, присвоенных категорий риска (классов опасности), осуществляется экспертное сопровождение работы федеральных органов исполнительной власти по анализу состава реестра

Этап III - Этап IX Минэкономразвития России

Сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда в автоматическом режиме, внедрена модель актуализации индикаторов риска и показателей для "динамической модели" в зависимости от изменений профилей риска, внедрена "динамическая модель" управления рисками.

Внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий работы с массивами больших данных (Big Data), с учетом рекомендаций ОЭСР.

Внедрены межведомственные карты рисков и проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками.

Работает система "умного" государственного регулирования, позволяющая на основе мониторинга и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода формировать и корректировать показатели и мероприятия документов стратегического планирования, осуществлять выбор форм государственного регулирования, устанавливать обязательные требования, принимать взвешенные управленческие решения.

Описание модели функционирования результатов проекта

Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольно-надзорные органы осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку подконтрольных объектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных объектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить безопасность результатов деятельности подконтрольных субъектов путем государственного контроля.

Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности органов власти.

Переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям. Внедрение риск-ориентированного контроля должно привести, согласно мировому опыту, к снижению числа проверок, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых мероприятий. При этом должно быть обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.

Формирование нормативной правовой базы, позволяющей вести работу по переходу на риск-ориентированный подход является первостепенным шагом.

Развитие ведомственных систем управления рисками в контрольно-надзорных органах будет происходить поэтапно в соответствии со Стандартом зрелости ведомственных систем управления рисками. Создание исчерпывающих реестров объектов контроля позволит создать единую базовую систему информации, связанную с существующими государственными информационными системами и реестрами, такими как Единый реестр проверок, Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и др. Данная система станет связывающей основой для внедрения оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предупреждения и профилактики коррупционных проявлений.

На следующем этапе должно быть осуществлено полное распределение объектов контроля по категориям риска (классам опасности) при осуществлении плановых проверок, а также полная идентификация рисков при осуществлении внеплановых проверок. Данная работа должна проводиться с учетом имеющихся стандартов и рекомендаций ОЭСР. Это необходимо для создания комплексной системы учета и мониторинга случаев причинения вреда, определения критериев распределения объектов по категориям риска, профилей риска и использования динамической модели управления рисками.

Распределение объектов контроля по категориям рисков будет также использовано в "Личном кабинете" подконтрольного субъекта и войдет в единую информационную систему контрольно-надзорной деятельности.

В результате внедрения риск-ориентированного подхода проведение всех контрольно-надзорных мероприятий будет осуществляться на основе применений риск-ориентированного подхода (на основании плана проверок), уже начиная с 2018 года.

Начиная с 2019 - 2020 годов, Стандарт зрелости начинает постепенно внедряться в отношении всех видов контроля (надзора), осуществляемых всеми контрольно-надзорными органами.

По итогам реализации проекта в целом заработает система "умного" государственного регулирования, позволяющая на основе мониторинга и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода:

- формировать и корректировать показатели и мероприятия документов стратегического планирования,

- осуществлять выбор форм государственного регулирования,

- вносить изменения в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, с целью их изменения или отмены,

- принимать управленческие решения с учетом лучших международных практик (в том числе подходов "evidence-based policy").