V. Сценарии развития отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов
Сценарные варианты развития отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов разработаны в 2 вариантах - консервативном и инновационном.
Консервативный вариант предусматривает сохранение существующих тенденций, факторов, параметров и условий внешней и внутренней среды и их комбинаций (без резких колебаний или с незначительными колебаниями), медленное изменение или отсутствие позитивных изменений производственно-экономических, регулятивных и управленческих процессов, функционирование существующей производственной базы по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов без развития ее инфраструктуры, отсутствие или низкие темпы внедрения отечественных инновационных технологий, оборудования, техники без реализации мер государственной поддержки и стимулирования, предусмотренных в настоящей Стратегии.
Отсутствие государственной поддержки отрасли не позволит ей развиваться темпами, необходимыми для достижения целевых показателей настоящей Стратегии, что может негативно сказаться на ходе внедрения наилучших доступных технологий при обработке, утилизации и обезвреживании отходов. Значения показателей останутся на текущем уровне либо будут снижаться из-за роста импортозависимости, будут сохраняться инерционные тенденции реализации деятельности по обращению с отходами преимущественно (более 93 процентов объема их образования) в виде их размещения на полигонах твердых коммунальных отходов, в хвостохранилищах и отвалах, на спецобъектах захоронения промышленных отходов, а также на несанкционированных свалках.
Данный вариант развития также будет характеризоваться низким уровнем привлечения инвестиций в отрасль и, следовательно, относительно невысоким количеством производств по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов и производств по созданию оборудования для отрасли, низким уровнем производительности труда, отсутствием увеличения высокопроизводительных рабочих мест.
Реализация консервативного варианта развития отрасли будет иметь ряд следующих негативных последствий для Российской Федерации:
рост объемов образования отходов, связанный с интенсификацией использования природных сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, со снижением содержания полезных компонентов в руде, повышением доли потребления как промышленной, так и сельскохозяйственной продукции, увеличением использования тароупаковочных материалов, необходимостью сноса ветхого фонда зданий и сооружений, приводящий к росту количества захораниваемых отходов (при дефиците и отсутствии развития сортировочно-перерабатывающих мощностей - около 3 - 5 процентов в год);
ухудшение экологической ситуации, связанное с усилением негативного воздействия возрастающих потоков захораниваемых отходов на окружающую среду и здоровье населения, истощение невозобновляемых природных ресурсов, снижение стратегических запасов ресурсного потенциала, растущее накопление вреда (ущерба) компонентам природной среды;
увеличение разрыва между состоянием и ключевыми показателями отрасли промышленности по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов в Российской Федерации по сравнению со странами-лидерами в данной сфере, в том числе в части энерго- и ресурсосбережения, разработки и применения эффективного оборудования и технологий для вовлечения отходов в хозяйственный оборот;
усиление рисков утраты и ослабления ключевых технологических компетенций в технологической сфере по ресурсосбережению, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов в долгосрочной перспективе из-за дефицита финансовых ресурсов и квалифицированных кадров и вызванное этими факторами ограничение доступа к участию в международных совместных проектах из-за инвестиционной и технологической непривлекательности инфраструктуры отрасли.
В стратегическом интервале (10 - 15 лет) при данном сценарии развитие отрасли потеряет устойчивость, динамичность и эффективность.
Инновационный вариант предполагает комплексное сбалансированное эффективное развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов с возвратом вторичного сырья в хозяйственный оборот, предусматривающее создание условий для инновационного развития отрасли, а также привлечение необходимого и достаточного объема финансирования, которое будет направлено на реализацию мер, предусмотренных в настоящей Стратегии.
Инновационный сценарий является целевым, при этом переход к нему прогнозируется исключительно как поэтапный. Позитивная тенденция снижения количества образующихся и захораниваемых отходов, роста доли утилизируемых и обезвреживаемых отходов в случае реализации инновационного сценария может сложиться не ранее периода 2025 - 2030 годов.
Данный вариант предполагает внедрение ресурсосберегающих технологий, отечественного высокотехнологичного оборудования, техники, технологий по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, создание и развитие инфраструктуры производственно-технических комплексов по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов, многофункциональных комплексов по промышленному обезвреживанию отходов, экотехнопарков и многофункциональных сортировочных комплексов.
Успешное эффективное развитие отрасли промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов в рамках данного сценария зависит от создания и функционирования в России стратегически ориентированной, целенаправленной, комплексной, сбалансированной и интегрированной с отраслями (секторами) экономики системы организации, управления и регулирования на всех этапах обращения с отходами, начиная от их раздельного сбора и обработки и заканчивая производством и реализацией высококачественной, экологически безопасной, конкурентоспособной продукции из вторичного сырья, отечественного высокотехнологичного оборудования, техники, установок, инновационных технологий на российском и международном рынках.
В результате реализации инновационного варианта настоящей Стратегии планируется достижение снижения количества образующихся отходов, сокращения объемов захораниваемых отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации и, как следствие, минимизация вреда, наносимого окружающей среде в результате загрязнения отходами. Реализация данного сценария будет способствовать переходу к модели устойчивого социально-экономического и промышленного развития Российской Федерации, обеспечению экологической безопасности и повышению качества жизни населения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей