3. СОДЕРЖАНИЕ ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА

Цель проекта

Снижение уровня ущерба охраняемым законом ценностям (снижение количества несчастных случаев со смертельным исходом (смертельных случаев) на поднадзорных объектах и количества травмированных с тяжелым исходом в результате аварий и несчастных случаев на поднадзорных опасных производственных объектах на 6% от уровня 2016 года к концу 2018 года и на 27% к концу 2025 года.

Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков на 10% от уровня 2015 года к концу 2018 года и на 30% к концу 2025 года.

Снижение уровня административной нагрузки на организации, осуществляющие деятельность в поднадзорных сферах, не менее чем на 20% по сравнению с 2016 годом к концу 2018 года и на 50% к концу 2025 года.

Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций в 2 раза к концу 2025 года.

План достижения показателей проекта

Список и значения ключевых показателей, отражаемых в целях проекта по годам реализации проекта и на перспективу до 2025 года

Показатель

Тип показателя

Базовое значение

Период, год

2017

2018

2019

2020

2025

1. Снижение количества несчастных случаев со смертельным исходом (смертельных случаев) на поднадзорных объектах (чел.) (приложение 1) <4>

основной

250

242

235

227

220

182

100%

-3%

-6%

-9%

-12%

-27%

2. Снижение количества травмированных с тяжелым исходом в результате аварий и несчастных случаев на поднадзорных опасных производственных объектах (чел.) (приложение 1) <4>

основной

257

250

242

234

226

188

100%

-3%

-6%

-9%

-12%

-27%

3. Снижение уровня материального ущерба по контролируемым видам рисков (млн. руб.) <5>

основной

н.д.

95%

90%

85%

80%

70%

4. Доля ущерба, причиненного на объектах (или субъектам контроля), отнесенных к категориям (классам) чрезвычайно высокого риска, высокого риска и среднего/значительного риска (опасности) <5>

аналитический

н.д.

70%

80%

85%

87%

90%

5. Снижение уровня административной нагрузки на организации, осуществляющие деятельность в поднадзорных сферах <6>

аналитический

н.д.

90%

80%

70%

60%

50%

6. Доля плановых проверок, проведенных в отношении объектов, отнесенных к категориям (классам) чрезвычайно высокого риска, высокого риска и среднего/значительного риска (опасности) <7>

аналитический

н.д.

85%

90%

95%

99%

99%

7. Рост индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций <8>

аналитический

н.д.

-

-

-

-

-

8. Доля профилактических мероприятий в общем объеме контрольно-надзорной деятельности <9>

аналитический

н.д.

50%

60%

70%

80%

90%

9. Доля подконтрольных объектов (субъектов), проверочные мероприятия в отношении которых проводятся с использованием проверочных листов: <10>

- федеральный государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций в области строительства;

- федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

- федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений;

- федеральный государственный энергетический надзор;

- федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности.

аналитический

0

-

-

-

-

-

0

100%

100%

100%

100%

100%

0

100%

100%

100%

100%

100%

0

100%

100%

100%

100%

100%

0

100%

100%

100%

100%

100%

0

100%

100%

100%

100%

100%

10. Доля государственных гражданских служащих Ростехнадзора, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, прошедших ежегодную (текущую) оценку профессиональной служебной деятельности, компетенций и личностных качеств <11>

аналитический

н.д.

25%

50%

75%

100%

100%

--------------------------------

<4> Плановые показатели рассчитаны без учета риска возникновения непрогнозируемых аварий.

<5> Показатели будут уточнены после проведения систематизированной оценки причиненного в результате аварии ущерба.

<6> Показатель будет рассчитан после формирования и апробации соответствующей методики, предусмотренной паспортом программы.

<7> Показатель будет уточнен после разработки (определения) критериев отнесения объектов к различным классам опасности (категориям рисков) и внедрения соответствующей методики учета.

<8> Показатель будет рассчитан после разработки и апробации методики формирования индекса качества администрирования контрольно-надзорных функций, предусмотренной паспортом программы.

<9> Показатель будет уточнен после разработки и апробации соответствующих методик.

<10> Показатель будет уточнен по результатам анализа требований и выборки объектов контроля, в отношении которых при проведении проверочных мероприятия будут применяться проверочные листы.

<11> Относительные данные будут переведены в абсолютные в ходе пересмотра паспорта проекта в 2018 г. после уточнения базового значения показателя.

Результаты проекта

1. Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Этап I - 2017 год:

Сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства с использованием ведомственных информационных систем, реестры подконтрольных объектов поддерживаются в актуальном состоянии.

Установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним подконтрольных объектов при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Проведен анализ критериев распределения объектов по классам (категориям риска) при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений на предмет соответствия базовой модели определения категорий риска. Критерии приведены в соответствие с базовой моделью.

Подконтрольные объекты при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства в полном объеме распределены по категориям риска (классам опасности).

Обеспечена доступность и понятность информации о подконтрольных объектах и присвоенных им категориях риска (классах опасности), критериях отнесения к ним при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности определены индикаторы риска и показатели для внедрения "динамической модели" риск-ориентированного подхода, сформирована система сбора объективных данных, позволяющая учитывать при определении категорий риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов.

Утверждены индикаторы рисков (для внеплановых проверок) при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

В Минстрой России направлена информация об опыте Ростехнадзора по планированию и проведению проверочных мероприятий в отношении объектов, попадающих под федеральный государственный строительный надзор (в том числе предложения по критериям, на основании которых может быть определена периодичность проверочных мероприятий в рамках государственного строительного надзора).

В Правительство Российской Федерации внесен проект федерального закона, предусматривающий внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного надзор в области использования атомной энергии (в части радиационных источников)

Планы проверок на 2018 год сформированы на основании риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства

Этап II - 2018 год:

Установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним подконтрольных объектов при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (в части радиационных источников).

Обеспечена доступность и понятность информации о подконтрольных объектах и присвоенных им категориях риска (классах опасности), критериях отнесения к ним при осуществлении федерального государственного надзора в области использования атомной энергии (в части радиационных источников).

При осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства сформирована система сбора объективных данных, позволяющая учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов.

При осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства определены индикаторы риска и показатели для внедрения "динамической модели" риск-ориентированного подхода.

Утверждены индикаторы рисков (для внеплановых проверок) при осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на регулярной основе применяется система переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием массивов больших данных (Big Data) и "интернета вещей", внедрены межведомственные карты рисков, проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками.

Планы проверок на 2019 год сформированы на основании риск-ориентированного подхода при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.

Этап III - 2019 - 2025 годы:

При осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства внедрена "динамическая модель" управления рисками, применяется модель актуализации профилей риска.

При осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства на регулярной основе применяется система переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием массивов больших данных (Big Data) и "интернета вещей".

При осуществлении федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства внедрены межведомственные карты рисков, проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками.

2. Разработка и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности.

Этап I - 2017 год:

Утверждены перечни и значения показателей результативности и эффективности осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, федерального государственного строительного надзора.

Утверждены показатели результативности и эффективности для центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора по всем видам федерального государственного контроля (надзора).

Определены механизмы контроля за достижением показателей результативности и эффективности по всем видам федерального государственного контроля (надзора).

Обеспечена публичность и доступность показателей результативности и эффективности и их значений по всем видам федерального государственного контроля (надзора).

Проведена проверка достоверности, полноты и точности расчета показателей результативности и эффективности (уточнены формулы их расчета и источники первичных данных) осуществления Ростехнадзором федерального государственного надзора в области промышленной безопасности с использованием данных ведомственных информационных систем.

Осуществляется оценка ущерба, причиненного в результате аварий на поднадзорных объектах.

Этап II - 2018 год:

Утверждены показатели оценки результативности и эффективности осуществления Ростехнадзором федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Проведена проверка достоверности, полноты и точности расчета показателей результативности и эффективности (уточнены формулы их расчета и источники первичных данных) федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного надзора в области использования атомной энергии, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, федерального государственного строительного надзора. Расчет производится на основе данных ведомственных информационных систем.

Информация о достижении и (или) недостижении показателей результативности и эффективности при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности является основой для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, в системах мотивации сотрудников, распределения ресурсов, планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий.

Обеспечена автоматизация для расчета показателей результативности и эффективности при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Обеспечена публичность и доступность показателей результативности и эффективности и их значений.

Этап III - 2019 - 2025 годы:

Обеспечена публичность и доступность показателей результативности и эффективности и их значений.

Деятельность осуществляется на основании разработанных и утвержденных показателей оценки результативности и эффективности. Информация о достижении и (или) недостижении показателей результативности и эффективности по всем видам государственного контроля (надзора) является основой для принятия управленческих решений, в том числе оптимизации и совершенствования системы управления, в системах мотивации сотрудников, распределения ресурсов, планирования и проведения контрольно-надзорных мероприятий.

По всем видам государственного контроля (надзора) обеспечена автоматизация для расчета показателей результативности и эффективности при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности.

Внедрены положения и нормативы распределения и перераспределения полномочий и финансирования на основании результативности и эффективности деятельности.

3. Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований.

Этап I - 2017 год:

Сформированы исчерпывающие перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, проверяемые в рамках контрольно-надзорных мероприятий (по всем, осуществляемым видам государственного контроля (надзора). На официальном сайте обеспечен неограниченный доступ к актуальным версиям перечней и полнотекстовым актуальным версиям правовых актов.

Приняты меры по оптимизации обязательных требований (включая отмену неэффективных и избыточных обязательных требований), а также по актуализации соответствующих нормативных правовых актов Российской Федерации в рамках компетенции Ростехнадзора.

В рамках установленной компетенции обеспечены участие в экспертных рабочих группах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности по видам контроля и по видам предпринимательской деятельности, подготовка дорожных карт по актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, которые указанными рабочими группами признаны требующие актуализации, а также принятие нормативных правовых актов, актуализирующие обязательные требование в соответствии с установленными дорожными картами и приоритетным проектом сроками.

В целях актуализации, исключения устаревших и дублирующих обязательных требований, утверждены (внесены изменения) 9 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, 11 федеральных норм и правил в области использования атомной энергии.

В рамках установленной компетенции обеспечено принятие нормативного правового акта, определяющего систематизированные перечни нормативных правовых актов, которыми установлены обязательные требования при осуществлении уведомительного вида деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов IV класса. Систематизированные перечни размещены на официальном сайте Ростехнадзора.

Обеспечено принятие правового акта, определяющего порядок систематической оценки эффективности обязательных требований с учетом установленных общих требований.

Проведена систематизация (выборка) обязательных требований в соответствии с подготовленной Минюстом России методикой.

При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального применяются проверочные листы (контрольные списки вопросов).

Этап II - 2018 год:

Актуализированы исчерпывающие перечни правовых актов, содержащих обязательные требования, проверяемые в рамках контрольно-надзорных мероприятий (по всем, осуществляемым видам государственного контроля (надзора). На официальном сайте обеспечен неограниченный доступ к актуальным версиям перечней и полнотекстовым актуальным версиям правовых актов.

Обеспечено принятие правового акта, определяющего порядок систематической оценки эффективности обязательных требований с участием предпринимательского сообщества и с использованием личных кабинетов с учетом установленных общих требований.

Проведена систематизация (выборка) обязательных требований в соответствии с подготовленной Минюстом России методикой.

В рамках установленной компетенции обеспечены участие в экспертных рабочих группах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности по видам контроля и по видам предпринимательской деятельности, подготовка дорожных карт по актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, которые указанными рабочими группами признаны требующие актуализации, а также принятие нормативных правовых актов, актуализирующих обязательные требование в соответствии с установленными дорожными картами и приоритетным проектом сроками.

Актуализированы нормативные правовые акты в рамках реализации плана нормотворческой деятельности Ростехнадзора в целях устранения избыточных, дублирующих и устаревших требований.

При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального применяются проверочные листы (контрольные списки вопросов).

Этап III - 2019 - 2025 годы:

В рамках установленной компетенции обеспечены участие в экспертных рабочих группах по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности по видам контроля и по видам предпринимательской деятельности, подготовка дорожных карт по актуализации нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, которые указанными рабочими группами признаны требующие актуализации, а также принятие нормативных правовых актов, актуализирующие обязательные требование в соответствии с установленными дорожными картами и приоритетным проектом сроками.

Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований в сферах деятельности, по которым Ростехнадзор уполномочен на выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование, осуществляются на системной основе в соответствии с методологией, разработанной Минюстом России.

При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного энергетического надзора, федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального применяются проверочные листы (контрольные списки вопросов).

4. Внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований.

Этап I - 2017 год:

Утвержден порядок обобщения правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности, ее анализа, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций, а также повышения результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, и публикации результатов указанных обобщения и анализа

Опубликованы для всех видов контроля (надзора) (размещены на официальном сайте в сети "Интернет") годовые доклады по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению ("как делать нельзя").

Опубликованы для всех видов контроля (надзора) (размещены на официальном сайте в сети "Интернет") годовые доклады с руководством по соблюдению обязательных требований, дающие разъяснения, какое поведение является правомерным, а также разъяснения новых требований нормативных правовых актов, необходимых для их реализации организационных, технических мероприятий ("как делать нужно (можно)").

Для отдельных видов поднадзорных объектов на официальном сайте введен раздел "Уроки, извлеченные из аварий"

При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства применяется механизм обучения (включая самообучение) подконтрольных субъектов, самостоятельного определения ими перечней предъявляемых к ним обязательных требований (самообследование на основе заполнения анкет и/или опросных листов), в том числе с использованием "Личного кабинета" в сети "Интернет", проверочных листов, содержащих обязательные требования.

Управлениями центрального аппарата и территориальными органами Ростехнадзора проведены ежеквартальные публичные мероприятия для подконтрольных субъектов с анализом правоприменительной практики, в том числе результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований, с размещением результатов публичных мероприятий в сети Интернет и механизмом "обратной связи".

Составлены перечни типовых нарушений обязательных требований в сфере компетенции Ростехнадзора.

Разработаны руководства по безопасности, содержащие разъяснения требований и рекомендации по их применению, а также методологию анализа риска.

Этап II - 2018 год:

Опубликованы для всех видов контроля (надзора) (размещены на официальном сайте в сети "Интернет") годовые доклады по правоприменительной практике, статистике типовых и массовых нарушений обязательных требований с возможными мероприятиями по их устранению ("как делать нельзя").

Опубликованы для всех видов контроля (надзора) (размещены на официальном сайте в сети "Интернет") годовые доклады с руководством по соблюдению обязательных требований, дающие разъяснения, какое поведение является правомерным, а также разъяснения новых требований нормативных правовых актов, необходимых для их реализации организационных, технических мероприятий ("как делать нужно (можно)").

На официальном сайте Ростехнадзора ведутся разделы "Уроки, извлеченные из аварий".

Управлениями центрального аппарата и территориальными органами Ростехнадзора проведены ежеквартальные публичные мероприятия для подконтрольных субъектов с анализом правоприменительной практики, в том числе результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований, с размещением результатов публичных мероприятий в сети Интернет и механизмом "обратной связи".

Разработаны руководства по безопасности, содержащие разъяснения требований и рекомендации по их применению, а также методологию анализа риска.

При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, федерального государственного энергетического надзора внедрен 1-й уровень Стандарта комплексной профилактики (проводится оценка эффективности и востребованности профилактических мероприятий, применяются элементы дифференциации инструментов профилактики, проводится консультационная работа с электронными обращениями, организовано досудебное обжалование решений контрольно-надзорных органов, в том числе в электронном виде с использованием "личного кабинета" подконтрольного субъекта в сети "Интернет", внедрены механизмы самостоятельного определения подконтрольным субъектом перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе заполнения анкет и/или опросных листов), в том числе с использованием "Личного кабинета" в сети "Интернет", проверочных листов, содержащих обязательные требования.

При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности, федерального государственного строительного надзора, федерального государственного надзора в области использования атомной энергии внедрен 2-й уровень Стандарта комплексной профилактики (на постоянной основе изменяется нормативное регулирования и управленческая практика по результатам профилактических мероприятий; проведена комплексная информатизация профилактических мероприятий; проводится сопоставление с лучшими практиками, в том числе зарубежными; создана полноценная система обучения подконтрольных лиц, в том числе с использованием "on-line" курсов и иных подобных инструментов).

Этап III - 2019 - 2020 годы:

Внедрены в полном объеме механизмы обучения (включая самообучение) подконтрольных субъектов, в том числе с использованием "Личного кабинета" в сети "Интернет".

Внедрены в полном объеме механизмы самостоятельного определения подконтрольным субъектом перечней предъявляемых к нему обязательных требований (самообследование на основе заполнения анкет и (или) опросных листов), в том числе с использованием "Личного кабинета" в сети "Интернет".

Ежеквартально управлениями центрального аппарата и территориальными органами Ростехнадзора проводятся публичные мероприятия для подконтрольных субъектов с анализом правоприменительной практики, в том числе результатов проведенных контрольно-надзорных мероприятий, подготовленных руководств по соблюдению обязательных требований, с размещением результатов публичных мероприятий в сети Интернет и механизмом "обратной связи".

Внедрен в полном объеме по всем видам контроля (надзора) Стандарт комплексной профилактики.

5. Внедрение эффективных механизмов кадровой политики.

Этап I - 2017 год:

Проведен комплексный аудит 2-го уровня для оценки качества функциональных процессов контрольно-надзорной деятельности и их кадрового обеспечения.

Разработан Стандарт кадрового менеджмента Ростехнадзора, адаптированный с учетом специфики деятельности и позволяющий переориентировать деятельность структурных подразделений и территориальных органов Ростехнадзора на риск-ориентированный подход, а также внедрить современные технологии кадровой работы.

Актуализированы программы повышения квалификации инспекторского состава Ростехнадзора, обновлены процедуры проверки соответствия квалификационным требованиям для замещения должностей гражданской службы.

Разработаны детализированные квалификационные требования, содержащие необходимые профессиональные компетенции и личностные качества, необходимые для осуществления контрольно-надзорной деятельности (модели компетенций государственных служащих).

В должностные регламенты гражданских служащих, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, включены детализированные квалификационные требования.

Разработаны и применяются оценочные инструменты для проверки соответствия претендентов на замещение должностей государственной службы и гражданских служащих квалификационным требованиям.

Проводится ежегодная текущая оценка эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, реализующих контрольно-надзорные полномочия на основе данных ведомственных информационных систем.

Разработана система материальной и нематериальной мотивации гражданских служащих Ростехнадзора.

Принято участие в мероприятиях по профессиональному развитию сотрудников кадровых служб Ростехнадзора по дополнительным профессиональным программам в области управления персоналом (HR-менеджмента).

Проведено обучение, в том числе дистанционно, управленческих команд в центральном аппарате и территориальных органах современным методам реализации контрольно-надзорной деятельности, управленческим компетенциям (управление изменениями, навыки проектного управления).

Проводится компьютерное тестирование гражданских служащих Ростехнадзора (модель компетенций "руководитель", модель компетенций "инспектор").

Оптимизирована организационная структура центрального аппарата и территориальных органов Ростехнадзора в целях усиления кадрового состава аналитических подразделений, занимающихся прогнозированием рисков, а также кадровых служб.

Этап II - 2018 год:

Проводится ежегодная текущая оценка эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, реализующих контрольно-надзорные полномочия на основе данных ведомственных информационных систем.

Внедрен Стандарт кадрового менеджмента Ростехнадзора, адаптированный с учетом специфики деятельности и позволяющий переориентировать деятельность структурных подразделений и территориальных органов Ростехнадзора на риск-ориентированный подход, а также внедрить современные технологии кадровой работы.

Внедрена система материальной и нематериальной мотивации гражданских служащих Ростехнадзора.

Внедрен комплекс компьютерного тестирования гражданских служащих Ростехнадзора (модель компетенций "руководитель", модель компетенций "инспектор").

Этап III - 2019 - 2025 годы:

Профессиональное развитие осуществляется с применением комплекса дистанционного обучения

Проводится ежегодная текущая оценка эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности гражданских служащих, реализующих контрольно-надзорные полномочия.

6. Внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений.

Этап I - 2017 год:

Проведен мониторинг и подготовка обзоров наиболее распространенных коррупционных рисков и видов коррупционных правонарушений, возникающих при осуществлении контрольно-надзорной деятельности.

Организовано проведение мониторинга и подготовки обзора практики привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений и преступлений коррупционной направленности государственных служащих Ростехнадзора.

Утверждены карты коррупционных рисков в отношении всех видов контроля (надзора).

Утвержден комплекс правовых и организационных мероприятий по минимизации коррупционных рисков в отношении всех видов контроля (надзора) и обеспечена его реализация.

Проведены обучающие и методические мероприятия по вопросам соблюдения этических требований служебного поведения, а также формирования нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

Организована ротация федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности с высоким уровнем коррупционного риска.

Реализован комплекс профилактических мероприятий, предусматривающий дополнительный контроль за соблюдением установленных антикоррупционных запретов и ограничений лицами, замещающими должности, связанные с высоким коррупционным риском, а также формирование у таких лиц нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

Этап II - 2018 год:

Актуализированы проекты карт коррупционных рисков и определены правовые и организационные меры по их минимизации в отношении всех видов контроля (надзора).

Организована ротация федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности с высоким уровнем коррупционного риска.

Актуализирован комплекс правовых и организационных мероприятий по минимизации коррупционных рисков в отношении всех видов контроля (надзора).

Проведен регулярный мониторинг хода реализации правовых и организационных мер по минимизации коррупционных рисков

Проведен мониторинг практики привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений и преступлений коррупционной направленности

Обеспечена реализация комплекса правовых и организационных мероприятий по минимизации выявленных коррупционных рисков.

Реализован комплекс профилактических мероприятий, предусматривающий дополнительный контроль за соблюдением установленных антикоррупционных запретов и ограничений лицами, замещающими должности, связанные с высоким коррупционным риском, а также формирование у таких лиц нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

Этап III - 2019 - 2025 годы:

Реализован комплекс профилактических мероприятий, предусматривающий дополнительный контроль за соблюдением установленных антикоррупционных запретов и ограничений лицами, замещающими должности, связанные с высоким коррупционным риском, а также формирование у таких лиц нетерпимого отношения к проявлениям коррупции.

7. Внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности <12>.

Этап I - 2017 год:

Проведен внутренний управленческий аудит, в результате которого определены цели и задачи автоматизации процессов по осуществляемым видам контрольно-надзорной деятельности.

Внедрена и используется всеми инспекторами подсистема Комплексной системы информатизации Ростехнадзора, реализующая функции "Личного кабинета" должностного лица для планирования и исполнения контрольно-надзорных мероприятий по всем видам контроля (надзора).

В ведомственных информационных системах Ростехнадзора по всем видам контроля (надзора) исключен ручной ввод сведений о проверяемых субъектах (объектах), если сведения возможно получить в электронном виде с использованием СМЭВ.

Реализована передача сведений о проверках из Комплексной системы информатизации Ростехнадзора (далее - КСИ) в АИС ЕРП с использованием СМЭВ, и обобщенных данных о контрольно-надзорной деятельности в ГАСУ.

Сформировано техническое задание на модернизацию КСИ для автоматизации алгоритмов расчета показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности на основании Базовой модели Минэкономразвития России.

На основе утвержденного Стандарта комплексной профилактики нарушений обязательных требований внедрена возможность досудебного обжалования в электронном виде с использованием "Личного кабинета" проверяемых лиц.

Реализован "пилотный проект" по использованию "интернета вещей" в целях совершенствования сбора показателей и индикаторов для управления категориями риска в рамках "динамической модели" при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности. По итогам пилотного проекта определена необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты для закрепления возможности использования данных "интернета вещей" в динамической модели для управления категориями риска.

Этап II - 2018 год:

Реализована передача сведений об объектах проверки и предъявляемых к ним требованиях по видам контроля (надзора) из КСИ Ростехнадзора в "Личные кабинеты" проверяемых лиц на ЕПГУ для проведения самодиагностики.

По результатам "пилотного проекта" по использованию "интернета вещей" в целях совершенствования сбора показателей и индикаторов для управления категориями риска в рамках "динамической модели" при осуществлении федерального государственного надзора определена необходимость внесения изменений в нормативные правовые акты.

Проведена доработка КСИ Ростехнадзора в части внедрения алгоритмов расчета показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности на основании Базовой модели Минэкономразвития России. Внедрены алгоритмы расчета показателей результативности и эффективности и автоматическая отправка данных расчета и первичных данных о проведенных контрольно-надзорных мероприятиях в ГАС "Управление" с использованием СМЭВ.

В КСИ Ростехнадзора внедрена "динамическая модель" управления категориями риска (классами опасности) в области промышленной безопасности, энергетического надзора, позволяющая осуществлять перенос между категориями на основе данных статистики, внешних факторов, данных "интернета вещей" и истории взаимодействия с поднадзорными субъектами.

В "Личном кабинете" должностного лица КСИ Ростехнадзора реализовано использование электронных паспортов проверки, проверочных листов на базе систематизированных обязательных требований к поднадзорным объектам. Результаты заполнения Проверочных листов инспектором, либо самим поднадзорным лицом в его "Личном кабинете" используются для ввода и актуализации информации об объектах проверок и присвоенных им категориях рисков и классах опасности.

Подача сведений об организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в Ростехнадзор переведена полностью в электронный вид.

В КСИ Ростехнадзора реестры подконтрольных объектов поддерживаются в актуальном состоянии.

Этап III - 2019 - 2020 годы:

Комплексная система информатизации Ростехнадзора доработана в соответствии со Стандартом информационных систем.

При осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности на регулярной основе применяется система переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности) с использованием массивов больших данных (Big Data) и "интернета вещей".

В автоматическом режиме осуществляется анализ рисков на основе информации о предприятии, находящейся в информационной системе, расчет риска техногенных негативных событий на поднадзорных объектах, сбор и обобщение отчетности поднадзорных организаций в электронном виде.

Реестры подконтрольных объектов поддерживаются в актуальном состоянии.

Описание модели функционирования результатов проекта

Реализация проекта по основным ключевым направлениям позволит продолжить внедрение новых инструментов контрольно-надзорной деятельности в сфере компетенции Ростехнадзора, учитывающих современные требования и условия.

По итогам его выполнения в Ростехнадзоре будет сформирована унифицированная для всех входящих в его компетенцию видов государственного контроля (надзора) модель государственного регулирования (включая проведение мероприятий по контролю), позволяющая продолжить планомерное снижение риска возникновения аварий на поднадзорных Ростехнадзору объектах при одновременном сокращении административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности.

Будет осуществлен переход от системы "наказания" к системе "предупреждения и профилактики" нарушений обязательных требований, реализованы инновационные формы осуществления контрольно-надзорной деятельности (в т.ч. - с применением информационных технологий), повысится квалификация инспекторского состава.

Функционирование новой модели будет обеспечиваться:

1) в части нормативно-правового обеспечения - Ростехнадзором, его подведомственными организациями с участием объединений предпринимательского сообщества, профессиональных союзов, научных и иных организаций;

2) в части информационно-технологического обеспечения - Ростехнадзором, его подведомственными организациями с участием заинтересованных организаций;

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация подпунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

2) в части осуществления государственного контроля (надзора) - Ростехнадзором;

3) в части осуществления общественного контроля - профессиональными союзами;

4) в части научно-технической поддержки и повышения квалификации инспекторского состава - организациями-участниками Сетевого университета в сфере промышленной, ядерной и энергетической безопасности, а также подведомственными Ростехнадзору и иными образовательными и научными организациями;

5) в части контроля достижения результатов проекта - Ростехнадзором и объединениями предпринимательского сообщества.

--------------------------------

<12> Мероприятия сводного паспорта, направленные на внедрение комплексной модели информационного обеспечения и систем автоматизации контрольно-надзорной деятельности, в том числе связанные с необходимостью доработки Комплексной системы информатизации Ростехнадзора в соответствии со Стандартом информатизации контрольно-надзорной деятельности, могут быть реализованы только при условии выделения дополнительного финансирования.