Решение Верховного Суда РФ от 23.03.2000 N ГКПИ00-180 <Об оставлении без удовлетворения жалобы о признании незаконным пункта 4.9 Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, утв. Приказом МВД РФ от 23.03.1993 N 130>
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего Романенкова Н.С.,
при секретаре Бирюковой Е.Ю.,
с участием прокурора Астафьева С.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Анисимова Александра Петровича о признании незаконным пункта 4.9 "Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденной Приказом МВД России от 23 марта 1993 г. N 130,
Анисимов А.П. обратился в Верховный Суд РФ с жалобой о признании незаконным пункта 4.9 "Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденной Приказом МВД России от 23 марта 1993 г. N 130.
Как указывает заявитель, в соответствии с п. 4.9 Инструкции при наложении взыскания в виде лишения права управления транспортными средствами за управление им в состоянии опьянения водитель лишается права управления всеми категориями транспортных средств.
Административная ответственность за совершение данного правонарушения установлена ст. 117 КоАП РСФСР, согласно которой водитель может быть подвергнут наказанию в виде лишения права управления транспортными средствами, однако данная норма не предусматривает обязательного лишения права управления всеми категориями транспортных средств. По мнению Анисимова А.П., законодатель допускает возможность лишения права управления не всеми категориями транспортных средств, а лишь одной или некоторыми из них, что подтверждается положениями ч. 2 ст. 295 КоАП РСФСР.
Представители МВД России Быченкова И.В., Бехер В.Г., Антонов С.Н. возражали против удовлетворения жалобы и пояснили в суде, что транспортное средство является источником повышенной опасности. Правила дорожного движения запрещают водителю управлять транспортным средством в состоянии опьянения.
Ответственность за управление транспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, определена ст. 117 КоАП РСФСР в виде штрафа или лишения права управления транспортными средствами.
В примечании ст. 114 КоАП РСФСР указано, что под транспортными средствами следует понимать автомобили, трактора, иные самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства.
Законодатель указывает на возможность лишения права управления транспортными средствами, не оговаривая при этом конкретную категорию (категории) транспортного средства.
Представители Минюста России Обушенко Л.А. и Аксенов А.В. пояснили в суде, что при совершении правонарушения, предусмотренного ст. 117 КоАП РСФСР, водитель лишается права на управление всеми видами транспортных средств.
Выслушав объяснения представителей МВД России Быченковой И.В., Бехера В.Г., Антонова С.Н., Минюста России Обушенко О.А., Аксенова А.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Астафьева С.Т., полагавшего, что жалоба не подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с п. 4.9 "Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 23 марта 1993 г. N 130, в редакциях Приказов МВД России от 15 апреля 1996 г. N 202, от 12 октября 1999 г. N 797, при наложении взыскания в виде лишения права управления транспортными средствами за управление им в состоянии опьянения водитель лишается права управления всеми категориями транспортных средств.
В соответствии с примечанием ст. 114 КоАП РСФСР под транспортными средствами в статьях 114 - 121, 123, 124 Кодекса следует понимать автомобили, трактора, иные самоходные машины, трамваи и троллейбусы, а также мотоциклы и другие механические транспортные средства.
Санкция ст. 117 КоАП РСФСР предусматривает возможность наложения административного взыскания в виде лишения водителя права на управление транспортными средствами, если водитель управляет транспортными средствами в состоянии опьянения.
Наказание в виде лишения права на управление транспортными средствами также предусмотрено другими статьями Кодекса об административных правонарушениях, а именно ч. 2 ст. 118, ст. 118.1.
Из анализа данных норм следует, что применение такого вида административного взыскания, как лишение права управления транспортными средствами (лишение водительских прав), означает лишение водителя прав на управление всеми видами транспортных средств, на управление которыми выдается водительское удостоверение.
В ч. 2 ст. 25 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" названы категории транспортных средств, право на управление которыми граждане Российской Федерации при наступлении определенных условий могут получить.
Ссылка заявителя на положение ч. 2 ст. 295 КоАП РСФСР, согласно которой если водитель лишен права управления не всеми видами транспортных средств, то в водительском удостоверении отмечается, какими видами транспортных средств он лишен права управления, является несостоятельной. Действующее законодательство об административной ответственности за управление автотранспортными средствами водителями, находящимися в состоянии опьянения, в настоящее время предусматривает взыскание в виде лишения права управления транспортными средствами.
Из содержания ст. 30 КоАП РСФСР также следует, что наказание в виде лишения права управления транспортными средствами может применяться к лицам, которые пользуются этими средствами в связи с инвалидностью, если указанные действия совершены ими в состоянии опьянения.
Учитывая, что положение пункта 4.9 оспариваемой Инструкции соответствует действующему законодательству, принято в пределах полномочий федерального министерства и не нарушает гражданские права и охраняемые законом интересы граждан, жалоба заявителя не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191, 192, 197, 239.7 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации
жалобу Анисимова Александра Петровича о признании незаконным п. 4.9 "Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения", утвержденной Приказом МВД России от 23 марта 1993 г. N 130, оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано или опротестовано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей