Стороны считают, что в современных условиях экономическая политика должна быть направлена на:
развитие человеческого потенциала как основного фактора экономического роста, формирование условий для самореализации граждан, роста реальных доходов работников, уровня пенсионного обеспечения и уровня жизни населения, устранения причин бедности;
модернизацию экономики, диверсификацию ее структуры, переход к инновационной модели развития, реиндустриализацию и ускорение роста отраслей экономики, имеющих ключевое значение для обеспечения обороноспособности, сохранения конкурентоспособности и независимого развития страны;
переориентацию национальной финансовой системы на удовлетворение потребностей реального сектора экономики, обеспечение ее стабильности и устойчивости;
увеличение ненефтегазовых доходов федерального бюджета;
обеспечение соответствия трудовых ресурсов потребностям экономики;
содействие созданию высокопроизводительных рабочих мест;
создание условий для свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение защиты прав собственности, повышение конкурентоспособности как традиционных, так и новых секторов российской экономики, в том числе благодаря повышению производительности труда;
повышение общественного статуса и значимости предпринимательства и профсоюзов в развитии экономики страны;
диверсификацию экономики моногородов.
Учитывая, что достижение этих целей невозможно без перехода к новой модели развития, в основе которой лежит баланс интересов общества, государства и бизнеса, Стороны признают необходимость осуществления значительных преобразований во всех сферах государственного регулирования с опорой на систему стратегического планирования и управления и использования проектного подхода.
1.1. В сфере обеспечения модернизации секторов экономики и перехода от модели сырьевой экономики к инновационной модели развития Стороны принимают на себя обязательства по следующим направлениям:
повышение конкурентоспособности российских товаров и услуг, снижение импортозависимости;
содействие цифровизации экономики, создание условий для развития новых секторов экономики, обеспечение максимально благоприятных условий для внедрения инноваций;
стимулирование инновационной и инвестиционной активности, включая инвестиции в развитие человеческого капитала;
обеспечение развития инфраструктуры и повышения ее качества, использование для этого цифровизации и инновационных технологий;
защита и развитие конкуренции, проведение эффективного антимонопольного регулирования;
стимулирование энергосбережения, модернизация системы обеспечения промышленной, технологической и экологической безопасности;
повышение эффективности институтов развития и инструментов поддержки компаний;
развитие сельского хозяйства, способного обеспечивать продовольственную безопасность страны, и повышение эффективности агропромышленного комплекса;
содействие развитию малого и среднего инновационного предпринимательства.
1.2. В рамках дальнейшего совершенствования системы долгосрочного прогнозирования социально-экономического развития страны Стороны принимают на себя обязательства:
содействовать повышению эффективности стратегического планирования в Российской Федерации, включая участие работодателей и профсоюзов в подготовке, экспертизе, реализации и оценке эффективности выполнения стратегических документов, а также в формировании документов стратегического планирования, реализация которых затрагивает социально-трудовые и связанные с ними отношения, и осуществлять анализ их исполнения;
содействовать повышению эффективности государственного управления и бюджетных расходов, укреплению экономического суверенитета Российской Федерации, обеспечению экономической безопасности;
способствовать координации усилий по решению задач, достижению целей и прогнозно-плановых экономических показателей, установленных документами стратегического планирования;
участвовать в рассмотрении основных параметров среднесрочного и долгосрочного социально-экономического развития с учетом документов стратегического планирования;
участвовать в анализе хода и промежуточных итогов реализации стратегических документов социально-экономического развития страны и представлять предложения по уточнению соответствующих документов (включая стратегию социально-экономического развития Российской Федерации, отраслевые документы стратегического планирования Российской Федерации, основные направления деятельности Правительства Российской Федерации, государственные программы Российской Федерации, планы деятельности федеральных органов исполнительной власти и другие документы), а также достижения стратегических приоритетов социально-экономического развития, установленных отраслевыми документами стратегического планирования, планами деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти;
обеспечивать в соответствии со стандартным порядком участие объединений работодателей (предпринимателей) и объединений профсоюзов в проведении всех видов экспертизы стратегических документов и нормативных правовых актов и их проектов, в том числе проводить оценку регулирующего воздействия и оценку фактического воздействия;
участвовать в рассмотрении и подготовке предложений по проекту плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на следующий год;
предусмотреть в рамках стратегического планирования мероприятия по анализу и прогнозированию баланса трудовых ресурсов (с учетом миграции) на федеральном, региональном и местном уровнях.
1.3. Стороны признают основными целями денежно-кредитной политики:
повышение независимости и устойчивости денежно-кредитной и финансовой системы;
недопущение резких колебаний курса национальной валюты;
обеспечение доступности долгосрочного кредитования для отечественных предприятий реального сектора экономики;
совершенствование важнейших рыночных механизмов, включая финансовые институты, повышение эффективности институтов и инструментов поддержки производственных инновационных компаний;
содействие повышению доступности заемного финансирования, в том числе банковского, расширение использования фондового рынка для финансирования инвестиционных проектов, прежде всего производственных компаний.
1.4. Стороны полагают, что современная внешняя экономическая и политическая ситуация требует пересмотра приоритетов Российской Федерации в международных экономических отношениях. В целях развития внешнеэкономических отношений, обеспечивающих независимое и сбалансированное развитие отечественной экономики, повышение уровня жизни населения, Стороны принимают на себя следующие обязательства:
рассматривать социально-экономические последствия участия Российской Федерации в международных торговых договорах;
способствовать сокращению зависимости российской экономики от импорта на основе поддержки приоритетных секторов экономики;
способствовать учету интересов Сторон при принятии решений в рамках интеграционных процессов и взаимодействия в многосторонних форматах;
содействовать стимулированию несырьевого экспорта.
1.5. В части повышения эффективности системы государственного управления и регулирования Стороны принимают на себя обязательства содействовать:
повышению эффективности работы госслужащих и их ориентированности на достижение результатов, использованию проектных принципов в государственном управлении;
цифровизации государственного управления, максимальному переходу на электронное взаимодействие с органами власти;
развитию конкуренции и сокращению масштабов прямого участия государства в конкурентных секторах экономики;
снижению избыточных административных барьеров в экономике;
совместному обсуждению проектов законодательных, иных нормативных правовых и других актов органов государственной власти, касающихся законодательства о банкротстве и регулирования деятельности арбитражных управляющих, с целью усиления реабилитационной направленности применения процедур банкротства для развития экономики;
проведению анализа практики применения уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях в сфере экономических преступлений и правонарушений в целях минимизации негативных последствий таких преступлений и правонарушений со стороны руководителей, должностных лиц или отдельных сотрудников для организации и ее работников, а также уголовно-процессуального законодательства в целях совершенствования законодательства и ограничения возможности использования механизма возбуждения уголовных дел и дел о привлечении к административной ответственности.
Стороны считают, что бюджетная политика должна быть переориентирована на поддержку роста человеческого капитала, усиление социальной защиты граждан, снижение экономического и социального неравенства, модернизацию и формирование новой структуры экономики, создание потенциала будущего роста. В связи с этим Стороны принимают на себя следующие обязательства:
проводить консультации по основным направлениям бюджетной политики на среднесрочную перспективу, в том числе по прогнозам консолидированного бюджета Российской Федерации, по основным параметрам проекта федерального бюджета в рамках формирования и реализации государственных программ Российской Федерации и основным параметрам прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (в соответствии с приложениями N 1 и 2), в период между внесением их в Правительство Российской Федерации и рассмотрением на заседании Правительства Российской Федерации;
исходить при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете из приоритетности сфер, направленных на сохранение и развитие человеческого капитала, в том числе здравоохранения, образования, науки, активной занятости, транспортной и социальной инфраструктуры;
учитывать при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете обязательства, предусмотренные Соглашением, и предложения Комиссии, требующие финансирования из федерального бюджета;
содействовать повышению эффективности бюджетных расходов и устранению неэффективного и нецелевого расходования бюджетных средств.
1.6. Исходя из необходимости формирования эффективной тарифной и ценовой политики, способствующей сокращению экономических и социальных диспропорций и их негативного влияния на экономику в целом и доходы населения в частности, включая согласованность с динамикой денежных доходов населения и необходимость снижения темпов инфляции, Стороны принимают на себя обязательства:
участвовать в совершенствовании законодательной базы регулирования цен (тарифов) субъектов естественных монополий;
проводить консультации по основным направлениям государственной ценовой и тарифной политики на стадии их разработки с оценкой последствий повышения тарифов для населения и отдельных видов экономической деятельности и подготовкой предложений по минимизации негативного влияния повышения цен и регулируемых тарифов на уровень жизни населения и эффективность функционирования организаций и различных секторов экономики, по вопросам установления на федеральном уровне предельных уровней регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий;
рассматривать вопросы государственного контроля соблюдения установленных на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных цен и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса;
участвовать в подготовке предложений по отдельным элементам тарифной политики, включая вопросы учета экономически обоснованных расходов работодателей на оплату труда персонала;
способствовать развитию системы общественной экспертизы регулируемых цен и тарифов на федеральном и региональном уровнях на этапе их согласования органом государственной власти, осуществляющим соответствующие полномочия.
1.7. Стороны считают, что эффективная налоговая политика должна стимулировать развитие экономики и создание рабочих мест.
Стороны принимают на себя обязательства:
содействовать снижению налоговой нагрузки на предпринимателей, инвестирующих в модернизацию экономики и создающих новые рабочие места, провести анализ существующих налоговых стимулов и механизмов поддержки инвестиционной активности организаций и подготовить предложения по повышению их эффективности;
обеспечить стабильность и предсказуемость уровня фискальной нагрузки в среднесрочной перспективе, переход на методологию расчета величины совокупной фискальной нагрузки на бизнес в Российской Федерации;
обеспечить дальнейшее повышение качества налогового администрирования с возможностью снижения фискальной нагрузки при увеличении поступлений в бюджеты всех уровней благодаря росту эффективности администрирования;
провести консультации о внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в части установления социального налогового вычета по налогу на доходы физических лиц для малоимущих работников (с учетом семейной нагрузки) в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации за каждый месяц налогового периода, а также в части целесообразности установления прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц;
рассмотреть и подготовить предложения по основным направлениям бюджетной, налоговой политики и таможенно-тарифной политики в период между внесением проекта соответствующего документа в Правительство Российской Федерации и рассмотрением на заседании Правительства Российской Федерации;
рассматривать вопросы выполнения норм законодательства в части исполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации требований по учету расходов работодателей на персонал в соответствии с нормами соглашений в сфере социального партнерства с учетом занятости населения в целом в Российской Федерации и обеспечения экономического роста при установлении на федеральном уровне регулируемых цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, предельных индексов и тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса и определении объемов бюджетного финансирования работ, услуг в рамках выполнения государственных заданий, осуществления закупок для обеспечения государственных нужд, по итогам рассмотрения указанных вопросов в случае необходимости проводить обсуждение направлений совершенствования законодательства.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей