Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

II. Составление годового плана внутреннего финансового аудита и программ аудиторских проверок

II. Составление годового плана внутреннего финансового

аудита и программ аудиторских проверок

17. Составление, утверждение и ведение плана осуществляется в порядке, установленном главным администратором (администратором) бюджетных средств.

18. План представляет собой перечень аудиторских проверок, проведение которых предусмотрено в очередном финансовом году.

По каждой аудиторской проверке в плане указывается тема аудиторской проверки, объект аудита, значение оценки бюджетного риска, метод аудита, проверяемый период, срок проведения аудиторской проверки и ответственные исполнители.

В плане аудиторских проверок указываются объекты аудита - структурные подразделения администратора бюджетных средств, передавшего полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита, в случае если субъект внутреннего финансового аудита главного администратора (администратора) бюджетных средств осуществляет внутренний финансовый аудит в указанных объектах аудита.

Примерная (рекомендуемая) форма плана приведена в Приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

19. Темы аудиторских проверок формулируются исходя из следующих направлений аудита:

аудит надежности внутреннего финансового контроля в отношении внутренних бюджетных процедур составления и исполнения бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности и (или) в отношении групп операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур);

аудит качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств (качества финансового менеджмента);

аудит достоверности бюджетной отчетности, включая аудит достоверности индивидуальной бюджетной отчетности, а также соблюдения порядка формирования консолидированной бюджетной отчетности;

аудит соответствия учетной политики и ведения бюджетного учета методологии и стандартам бюджетного учета, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

аудит законности выполнения внутренних бюджетных процедур и экономности и результативности использования бюджетных средств.

20. В рамках одной аудиторской проверки могут быть одновременно реализованы несколько направлений аудита (например, оценка надежности внутреннего финансового контроля и оценка экономности и результативности использования бюджетных средств).

21. Тема аудиторской проверки может быть сформулирована с детализацией соответствующего направления аудита по конкретным внутренним бюджетным процедурам, операциям (действиям по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), исполняемым бюджетным полномочиям и (или) направлениям расходов (доходов, источников финансирования дефицита) бюджета, а также проверяемого периода.

Проверяемый период определяется руководителем субъекта внутреннего финансового аудита и может включать:

период текущего года до начала проведения аудиторской проверки и периоды отчетного финансового года;

период текущего года до начала проведения аудиторской проверки;

периоды отчетного финансового года.

22. Перечень тем аудиторских проверок в целях оценки надежности внутреннего финансового контроля, обеспечения подтверждения достоверности бюджетной отчетности и подготовки предложений о повышении экономности и результативности использования бюджетных средств для включения в план формируется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:

а) существенность нарушений (недостатков), выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля у главного администратора (администратора) бюджетных средств за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;

б) возможность допущения типовых нарушений, выявляемых органами государственного (муниципального) финансового контроля;

в) наличие существенных изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения и (или) обусловливающих публичные нормативные обязательства и правовые основания для иных расходных обязательств, принятых в течение проверяемого периода;

г) наличие существенных отклонений от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий (финансового менеджмента), характеризующих результаты выполнения внутренней бюджетной процедуры, и (или) величина отклонения от целевых значений показателей государственных (муниципальных) программ;

д) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок;

е) период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;

ж) опыт и квалификация сотрудников подразделений главного администратора (администратора) бюджетных средств, осуществляющих операции (действия по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур).

23. Выбор объектов аудита в целях формирования тем аудиторских проверок, направленных на обеспечение подтверждения достоверности бюджетной отчетности, для включения их в план осуществляется исходя из следующих критериев отбора, приведенных в порядке убывания их значимости:

а) объем активов (обязательств) объекта аудита на конец отчетного финансового года;

б) существенность нарушений (недостатков) в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля у главного администратора (администратора) бюджетных средств за период времени, прошедший с момента предыдущей аудиторской проверки;

в) организация внутреннего финансового контроля ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности;

г) опыт и квалификация сотрудников, необходимые для исполнения ими своих должностных обязанностей по осуществлению операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур), ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности;

д) информации о выявленных нарушениях в сфере бюджетного учета и отчетности, выявленных органами государственного (муниципального) финансового контроля, которая предоставляется главным администраторам (администраторам) бюджетных средств (например, информация о результатах проверки отчета об исполнении соответствующего бюджета, включая результаты внешней проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств);

е) полнота и своевременность исполнения аудиторских рекомендаций, выданных по результатам предыдущих аудиторских проверок достоверности бюджетной отчетности;

ж) период, прошедший с момента окончания предыдущей аудиторской проверки;

з) применение объектом аудита автоматизированных информационных систем при выполнении внутренних бюджетных процедур.

24. Руководитель субъекта внутреннего финансового аудита определяет значимость (вес) каждого критерия отбора, указанного в пунктах 22 и 23 настоящих Методических рекомендаций, и шкалу (формулу) его оценки для определения значения приоритетности направления аудита, объекта аудита.

Пример расчета значения приоритетности направления аудита, объекта аудита приведен в приложении к Приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.

Направление аудита и (или) объект аудита включается в план, если его значение приоритетности выше порогового значения, которое устанавливается исходя из анализа следующих факторов:

а) степень обеспеченности подразделения внутреннего финансового аудита ресурсами (трудовыми, материальными и финансовыми);

б) возможность проведения аудиторских проверок в установленные сроки;

в) объем резерва времени для выполнения внеплановых аудиторских проверок.

25. План составляется и утверждается до начала очередного финансового года.

26. Аудиторскую проверку рекомендуется назначать в соответствии с решением (приказом, распоряжением) руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств.

27. Подготовка к проведению аудиторской проверки включает в себя следующие действия:

опросы и собеседования, предварительный анализ данных об объекте аудита, соответствующих теме аудиторской проверки, а также результатов оценки бюджетных рисков, в том числе рисков искажения бюджетной отчетности;

разработка и утверждение программы аудиторской проверки;

формирование аудиторской группы.

28. Аудиторская проверка проводится на основании программы аудиторской проверки, утвержденной руководителем субъекта внутреннего финансового аудита.

29. В целях составления программы аудиторской проверки субъект внутреннего финансового аудита проводит предварительный анализ данных об объектах аудита, в том числе сведений о результатах:

а) осуществления внутреннего финансового контроля за период, подлежащий аудиторской проверке;

б) проведения в проверяемом периоде контрольных мероприятий органами государственного (муниципального) финансового контроля в отношении финансово-хозяйственной деятельности объектов аудита;

в) отклонения от целевых значений показателей качества исполнения бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств (качества финансового менеджмента), характеризующих результаты выполнения внутренней бюджетной процедуры;

г) отклонения от целевых значений показателей государственных (муниципальных) программ.

30. Программа аудиторской проверки содержит:

а) тему аудиторской проверки;

б) наименование объектов аудита;

в) перечень вопросов, подлежащих изучению в ходе аудиторской проверки, а также сроки ее проведения.

Примерная (рекомендуемая) форма программы аудиторской проверки приведена в Приложении N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.

31. При подготовке к проведению аудиторской проверки формируется аудиторская группа, состоящая из должностных лиц и (или) работников, соответствующих условиям пункта 12 настоящих Методических рекомендаций, и распределяются обязанности между членами аудиторской группы.

32. Программа аудиторской проверки содержит следующие вопросы вне зависимости от направления аудиторской проверки:

а) организация и проведение внутреннего финансового контроля в отношении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры;

б) применение автоматизированных информационных систем объектами аудита при осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры, включая наделение правами доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из автоматизированных информационных систем, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств;

в) наличие конфликта интересов у должностных лиц, принимающих участие в осуществлении аудируемой (проверяемой) внутренней бюджетной процедуры.