Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 29.01.2018 N АПЛ17-493 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 27.10.2017 N ВКАПИ17-34, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 13 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утв. Приказом Министра обороны РФ от 27.05.2016 N 303>
Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Манохиной Г.В.,
членов коллегии Зайцева В.Ю., Крупнова И.В.,
с участием прокурора Дворцова С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке административное дело по административному исковому заявлению О. о признании недействующим пункта 13 Инструкции об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303,
по апелляционной жалобе административного истца на решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2017 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Крупнова И.В., выступление представителя Министра обороны Российской Федерации И., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, и заключение прокурора Дворцова С.В., полагавшего апелляционную жалобу необоснованной, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
приказом Министра обороны Российской Федерации от 27 мая 2016 г. N 303 утверждена Инструкция об организации в Вооруженных Силах Российской Федерации выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений (далее - Инструкция).
Нормативный правовой акт зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 5 октября 2016 г., регистрационный N 43918 и опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 6 октября 2016 г., а также в "Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 43, 24 октября 2016 г.
Согласно пункту 13 Инструкции военнослужащие, члены семей погибших (умерших) военнослужащих вправе осуществлять наем (поднаем) жилого помещения вне города (населенного пункта), в котором дислоцированы воинские части (организации), где военнослужащие проходят (погибшие (умершие) военнослужащие проходили) военную службу. При этом выплата денежной компенсации указанным лицам осуществляется из размеров денежной компенсации, определенных пунктами 2 и 2(1) постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", по месту дислокации воинских частей (организаций), в которых военнослужащие проходят (погибшие (умершие) военнослужащие проходили) военную службу.
О. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия пункта 13 Инструкции, утверждая, что названные положения не соответствуют статье 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а также постановлению Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 и нарушают его право, поскольку предполагают выплату денежной компенсации на наем (поднаем) жилого помещения в размере, установленном не по месту фактического прохождения им военной службы, а по месту дислокации (юридическому адресу) воинской части (организации).
Решением Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2017 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В обоснование решения суд указал, что оспариваемая норма является дополнительной социальной гарантией, предоставляющей военнослужащим право осуществлять наем (поднаем) жилого помещения не только в населенном пункте, являющемся местом их военной службы, но и за его пределами. При этом в любом случае расчет денежной компенсации производится в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 применительно к той территории, где военнослужащему определено место службы. Пункт 13 Инструкции не нарушает прав, свобод и законных интересов военнослужащих, поскольку не устанавливает иных правил расчета указанной денежной компенсации.
В апелляционной жалобе административный истец, выражая несогласие с решением, просит его отменить и принять новое, которым его требования удовлетворить.
В обоснование утверждается, что, несмотря на требования истца об оспаривании пункта 13 Инструкции только в части слов "по месту дислокации воинских частей (организаций), в которых военнослужащие проходят военную службу", суд проверил этот пункт на соответствие закону в полном объеме.
Судом не учтено, что в различных органах Министерства обороны Российской Федерации отсутствует единое понимание и толкование оспариваемой нормы. Это создает правовую неопределенность, которая влечет нарушение прав военнослужащих.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель Минобороны России С., указывая на отсутствие нарушений норм материального и процессуального права, просит апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, Апелляционная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для признания нормативного правового акта не действующим полностью или в части является его несоответствие иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что по настоящему административному делу такое основание отсутствует.
Согласно пункту 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие-граждане, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим-гражданам и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, жилые помещения маневренного фонда или общежития.
В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих-граждан и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих-граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации в пункте 2 постановления от 31 декабря 2004 г. N 909 установило, что денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, имеющим воинское звание офицера, прапорщика или мичмана, проходящим военную службу по контракту либо уволенным с военной службы, и членам их семей выплачивается в размере фактических расходов, но не выше размеров, определенных исходя из норматива общей площади жилого помещения, установленного в соответствии с абзацем третьим настоящего пункта, и предельной стоимости найма (поднайма) 1 кв. метра общей площади жилого помещения, ежегодно утверждаемой Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2012 г. N 1103 "Об обеспечении федеральных государственных гражданских служащих, назначенных в порядке ротации на должность федеральной государственной гражданской службы в федеральный государственный орган, расположенный в другой местности в пределах Российской Федерации, служебными жилыми помещениями и о возмещении указанным гражданским служащим расходов на наем (поднаем) жилого помещения", по месту прохождения указанными военнослужащими военной службы (по месту постановки указанных граждан, уволенных с военной службы, на учет в части их пенсионного обеспечения).
Проанализировав содержание оспариваемой нормы в совокупности с положениями указанных нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что вне зависимости от места осуществления найма (поднайма) жилого помещения военнослужащий имеет право на получение соответствующей денежной компенсации исходя из размеров, установленных Правительством Российской Федерации для конкретного субъекта Российской Федерации, на территории которого военнослужащему определено место службы.
Дислокация воинской части включает в себя не только совокупность мест расположения подразделений, входящих в ее состав, но и мест, где военнослужащие в силу приказа командования исполняют возложенные на них обязанности (посты, пункты, отделения и т.п.). Одна воинская часть может быть дислоцирована на территории нескольких субъектов Российской Федерации.
Таким образом, нормы пункта 13 Инструкции об определении размера денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения по месту дислокации воинской части (организации) не могут подлежать произвольному применению без учета конкретного места, где военнослужащий проходит военную службу.
Применение на практике оспариваемых норм не должно противоречить их истолкованию, выявленному судом с учетом места Инструкции в системе нормативных правовых актов.
Проверка судом первой инстанции пункта 13 Инструкции на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не частично, а в полном объеме в силу статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не может являться основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе не приведено доводов, опровергающих выводы суда о законности оспариваемых нормативных правовых положений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Апелляционная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решение Верховного Суда Российской Федерации от 27 октября 2017 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу О. - без удовлетворения.
Г.В.МАНОХИНА
В.Ю.ЗАЙЦЕВ
И.В.КРУПНОВ
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей