IV. Организация правового контроля

(в ред. Приказа МВД России от 24.12.2019 N 965)

(см. текст в предыдущей редакции)

48. Правовой контроль в системе МВД России осуществляется в целях обеспечения законности принимаемых правовых актов и соблюдения законодательства Российской Федерации при правоприменительной деятельности.

Правовой контроль осуществляется в предварительной и последующей формах.

Методическое обеспечение правового контроля в системе МВД России возлагается на головное правовое подразделение.

49. Основными направлениями правового контроля являются:

1) осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов;

2) оценка законности принятых ведомственных правовых актов;

3) соблюдение порядка организации судебно-исковой работы, проводимой органами, организациями, подразделениями;

4) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России.

50. Правовая экспертиза представляет собой исследование проектов правовых актов, разрабатываемых в системе Министерства, на предмет их соответствия Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, федеральным конституционным и федеральным законам, иным нормативным правовым актам Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, а также правовым актам МВД России при разработке проектов ведомственных правовых актов.

Правовая экспертиза проводится правовыми подразделениями по правилам подготовки правовых актов, утвержденным соответствующими нормативными правовыми актами МВД России <1>, в том числе с использованием модуля "Правовая экспертиза" сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России в составе единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России <1>.

--------------------------------

<1> Приказы МВД России от 27 июня 2003 г. N 484 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России" и от 26 декабря 2018 г. N 880 "Об утверждении Правил подготовки правовых актов в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации".

<1> Приказ МВД России от 23 декабря 2016 г. N 888 "Вопросы организации работы сервиса обеспечения деятельности правовых подразделений системы МВД России". Далее - "СОДПП ИСОД МВД России".

Руководитель, другие сотрудники правового подразделения органа, организации, подразделения несут персональную ответственность за качество правовой экспертизы.

При проведении правовой экспертизы проектов правовых актов в целях выявления в них коррупциогенных факторов проводится антикоррупционная экспертиза согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации <2>, и в порядке, установленном МВД России <3> и правовыми актами органов, организаций, подразделений, в том числе с использованием модуля "Антикоррупционная экспертиза" СОДПП ИСОД МВД России.

--------------------------------

<2> Постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 10, ст. 1084; 2017, N 29, ст. 4374).

<3> Приказ МВД России от 24 февраля 2012 г. N 120 "Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России" (зарегистрирован в Минюсте России 28 марта 2012 года, регистрационный N 23640).

Результаты антикоррупционной экспертизы проекта правового акта оформляются отдельным заключением.

51. Оценка законности принятых ведомственных правовых актов проводится правовыми подразделениями в целях приведения ведомственных правовых актов в соответствие с законодательством Российской Федерации и правовыми актами МВД России, если такое несоответствие выявлено.

Оценка законности принятых ведомственных правовых актов организуется и осуществляется по решению прямых руководителей (начальников) органов, организаций, подразделений в отношении правовых актов, изданных подчиненными органами, организациями, подразделениями, и проводится в ходе инспектирования, контрольных проверок, целевых выездов или при поступлении обращений о необходимости такой оценки в отношении правовых актов, изданных непосредственно в органах, организациях, подразделениях.

52. Контроль за судебно-исковой работой, проводимой органами, организациями, подразделениями, и за исполнением судебных постановлений, вступивших в законную силу, проводится в соответствии с Инструкцией по организации судебно-исковой работы в системе МВД России <4>.

--------------------------------

<4> Утверждена приказом МВД России от 27 декабря 2018 г. N 888.

53. Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России, направлен на укрепление законности при осуществлении органами, организациями, подразделениями юридически значимых действий для выполнения возложенных на них задач. Указанная деятельность организуется и осуществляется органами, организациями, подразделениями в отношении подчиненных органов, организаций, подразделений по направлениям служебной деятельности, как в ходе текущей деятельности, так и в ходе инспектирования, контрольных, целевых выездов, путем рассмотрения писем, заявлений и обращений граждан, публикаций и сообщений в средствах массовой информации, обращений других органов (должностных лиц), материалов служебных проверок, а также вступивших в законную силу судебных решений.

Правовые подразделения в пределах компетенции по поручению прямого руководителя (начальника) оказывают правовую помощь в части контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России, заинтересованным подразделениям органов, организаций, подразделений на этапах планирования и проведения служебных мероприятий.