Архитектурные характеристики

Архитектурные характеристики:

- объемно-пространственная композиция: общие габаритные размеры основного объема храма в плане (15,5 x 15,5 м), включая притвор (15 x 28 м), основной объем доминирует в общей композиции, с востока к нему примыкают три полукруглые апсиды, с запада примыкает низкий притвор;

- высотные отметки: высота от уровня земли до верха карниза основного объема, высота от уровня земли до верха карниза апсид, высота от уровня земли до верха карниза притвора, общая высота основного объема с главой и крестом;

- перепады высот и высотные акценты в архитектурном решении: имеется перепад высот между основным объемом и алтарной частью, а также между основным объемом и притвором, акцентом общей архитектурно-пространственной композиции выступает четверик основного объема;

- силуэт и форма крыши: крыша основного объема четырехскатная, крыши трехчастного алтаря сферические, крыша притвора двухскатная;

- завершение: по центру основного объема расположен круглый кирпичный барабан с луковичной медной главой, увенчанной четырехконечным крестом с полумесяцем в основании, крест установлен на подкрестном шаре;

- конфигурация здания, выступающие и западающие части здания по фасадам: основной объем прямоугольный в плане, алтарь имеет такую же ширину, состоит из трех полукружий, притвор прямоугольный в плане, значительно уже основного объема;

- два глубоких аркосолия с погребениями в юго-западной и северо-западной частях храма;

- композиция и архитектурно-художественное оформление фасадов:

1) основной объем: фасады имеют угловые и рядовые лопатки, которые образуют три прясла неравной ширины на западном фасаде и по два прясла неравной ширины на северном и южном фасадах, завершенные полукруглыми профилированными закомарами, промежутки между закомарами заложены белым камнем и кирпичом, образуя прямой карниз; на середине высоты стен между лопатками проходит аркатурный пояс с клинчатыми консолями, выше пояса идет ряд поребрика и отлив кладки, к вертикалям лопаток добавляются дополнительные уступы, переходящие наверху в профилировку закомар;

2) барабан: круглый в плане, поставлен на восьмигранный постамент и завершен луковичной главой, барабан украшен аркатурно-колончатым поясом, между колонками которого вписаны неглубокие ниши, в основании барабана расположены восемь декоративных кокошников, по верху проходит простой двухуступчатый карниз;

3) алтарь: северная и южная стены прямых участков алтаря завершаются аркатурным поясом с поребриком;

4) притвор: имеет угловые и рядовые лопатки, по периметру стен притвора проходит двухступенчатый карниз, цокольная часть облицована белокаменными блоками;

5) оконные проемы: сохранившиеся узкие щелевидные окна XII века расположены над аркатурным поясом и под аркатурным поясом в южном прясле западного фасада, а также в нижней части северного прясла западного фасада; остальные окна основного объема и алтаря имеют трехцентровые перемычки, помещены в прямоугольные ниши, окна притвора прямоугольные с лучковыми перемычками;

6) входные дверные проемы: дверные проемы основного объема имеют перспективные порталы, состоящие из уступов, переходящих без капителей в архивольт; дверной проем притвора прямоугольный с лучковой перемычкой, вид, материал, декоративное решение заполнения оконных и дверных проемов: прямоугольная форма деревянных оконных заполнений, северная и западная двери металлические с кованными элементами; дверь в притворе - деревянная с накладными металлическими элементами;

- вид обработки фасадной плоскости: белокаменная поверхность с затиркой тонким слоем известкового раствора на основном объеме и алтарной части, фасады притвора затерты и побелены по кирпичной кладке;

- колористическое решение фасадов: фасады храма имеют естественный цвет белого камня известняка, фасады притвора побелены, глава медная, крест и подкрестный шар позолочены;

- пространственно-планировочная структура интерьера: двухстолпная асимметричная структура внутреннего пространства храма, основной объем перекрыт системой кирпичных сводов по подпружным аркам, которые опираются на два центральных столба, расположенных несимметрично относительно поперечной оси основного объема; в западной части основного объема расположены хоры; притвор бесстолпный; вход в храм осуществляется через дверные проемы, расположенные на западном и северном фасадах;

- декоративное оформление интерьеров: основные белокаменные плоскости стен основного объема и алтаря без отделки, в центральной апсиде имеются настенные росписи нач. XX века ("Снятие с Креста", "Положение во гроб", "Тайная вечеря" и две ростовых фигуры святителей), свод основного объема расписан в виде небесного свода, подпружные арки имеют декоративный орнамент, на стенах аркосолий сохранились фрески XII века ("Святые жены", "Деисис"); на отдельных участках сохранились незначительные по площади фрагменты росписей XII века; стены трапезной в интерьере побелены по известковой затирке, в карнизной части стен проходит сложнопрофилированный штукатурный карниз, на плоском потолке притвора имеются росписи 1913 г., составляющие общую композицию "Сотворение мира" (девять медальонов со следующими сюжетами: "Первый день творения", "Второй день творения", "Третий день творения", "Четвертый день творения", "Пятый день творения", "Шестой день творения", "Седьмой день творения", "Грехопадение", "Изгнание из Рая"), вход из притвора в основной объем фланкируют фигуры Архангела Михаила и Архангела Гавриила;

- в интерьере основного объема и алтаря находятся археологические раскопы, экспонирующие основание белокаменного Престола, Горнее место, омфалий;

- особенности планировочных связей помещений: основной объем и алтарная часть соединены тремя арочными проемами, центральный из которых шире и выше боковых, основной объем и притвор соединены дверным проемом (западный перспективный портал четверика).