Источники информации, на которых основывается направление
1. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ.
2. Приказ Минздрава России от 10.05.2017 N 203н "Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи".
3. Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности".
4. Cardona-Morrell M, Prgomet M Turner RM, Nicholson M, Hillman K. Effectiveness of continuous or intermittent vital signs monitoring in preventing adverse events on general wards: a systematic review and meta-analysis. Int J Clin Pract. 2016 Oct; 70(10): 806 - 824. doi: 10.1111/ijcp.12846. Epub 2016 Aug 31. PMID: 27582503.
5. Guo R, et al. Use of evidence-based management in healthcare administration decision-making. Leadersh Health Serv (Bradf Eng). 2017 Jul; 30(3): 330 - 342. https://doi.org/10.1108/LHS-07-2016-0033.
6. Janati A, Hasanpoor E, Hajebrahimi S, Sadeghi-Bazargani H. Evidence-based management - healthcare manager viewpoints. Int J Health Care Qual Assur. 2018 Jun 11; 31(5): 436 - 448. doi: 10.1108/IJHCQA-08-2017-0143. PMID: 29865963.
7. Liukka M, Steven A, Moreno MFV, Sara-Aho AM, Khakurel J, Pearson P, Turunen H, Telia S. Action after Adverse Events in Healthcare: An Integrative Literature Review. Int J Environ Res Public Health. 2020 Jun 30; 17(13): 4717. doi: 10.3390/ijerph17134717. PMID: 32630041; PMCID: PMC7369881.
8. World Health Organization. Patient Safety: Making Healthcare Safer. 2017. Accessed Jan 5, 2020. https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/255507/WHO-HIS-SDS-2017,11-eng.pdf?sequence=1.
9. Soncrant C, Mills PD, Neily J, Pauli DE, Hemphill RR. Root Cause Analyses of Reported Adverse Events Occurring During Gastrointestinal Scope and Tube Placement Procedures in the Veterans Health Association. J Patient Saf. 2020 Mar; 16(1): 41 - 46. doi: 10.1097/PTS.0000000000000236. PMID: 28257288.
10. Gerard N. Healthcare Management and the Humanities: An Invitation to Dialogue. Int J Environ Res Public Health. 2021 Jun 24; 18(13): 6771. doi: 10.3390/ijerph18136771. PMID: 34202461; PMCID: PMC8296922.
Составляющие критерия (в медицинской организации должно быть:) |
|||||
В медицинской организации разрабатываются и применяются локальные нормативные акты по организации внутреннего контроля |
Создание базовых условий функционирования системы управления/менеджмента качества |
||||
Устав медицинской организации с описанием структуры и функций управляющего органа, ФИО членов управляющего органа, порядка оценки его работы |
|||||
Порядок планирования бюджета и ресурсов для реализации стратегических и операционных задач |
|||||
Порядок управления документами и ведения документооборота в медицинской организации, включая порядок разработки, утверждения, анализа и актуализации алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) |
|||||
Порядок проведения мероприятий по оценке качества и безопасности медицинской деятельности медицинской организации, оформленный в Программу по качеству и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Порядок корпоративного, клинического, операционного, финансового управления, включая распределение обязанностей по операционному и финансовому управлению |
|||||
Порядок выявления, управления и сообщения о стратегических, операционных и финансовых рисках |
|||||
Порядок сбора и анализа статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации |
|||||
Порядок реализации мероприятия по учету нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности |
|||||
Назначение ответственного лица, осуществляющего контроль реализации Программы по качеству и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Порядок отчета перед учредителем о результатах работы по повышению качества, по текущим показателей работы с утверждением кратности данных отчетов |
|||||
Порядок предоставления общественности и публикации результатов своей деятельности с утверждением кратности предоставления информации |
|||||
Обеспечение актуального содержания документов внутреннего контроля |
Наличие локального акта об организации и проведения внутреннего контроля включая: |
||||
Функции и порядок взаимодействия комиссии (службы) и (или) уполномоченного лица по внутреннему контролю качества, руководителей и (или) уполномоченных работников структурных подразделений медицинской организации, врачебной комиссии МО в рамках организации и проведения внутреннего контроля |
|||||
Права и обязанности лиц, участвующих в организации и проведении внутреннего контроля |
|||||
Порядок регистрации и анализа результатов внутреннего контроля |
|||||
Порядок использования результатов внутреннего контроля в целях управления качеством и безопасностью |
|||||
Наличие локального акта, устанавливающего стратегическое развитие с целями МО, включая: |
|||||
Порядок участия работников МО в разработке и пересмотре стратегического (перспективного) плана развития МО |
|||||
Порядок осуществления главным врачом (либо уполномоченного им заместителя) мониторинга реализации стратегического (перспективного) плана развития МО |
|||||
Порядок информирования работников МО о ходе реализации стратегического (перспективного) плана развития МО и их роли в достижении стратегических целей |
|||||
Долгосрочные цели, посвященные улучшению тех показателей и направлений работы, которые определены в стратегическом плане |
|||||
Корпоративное, клиническое, операционное, финансовое управление |
Наличие локального акта о корпоративном, клиническом, операционном, финансовом управлении, включая: |
||||
Определение ключевых функций и обязанностей корпоративного, клинического, операционного, финансового управления |
|||||
Наличие положения о каждом структурном подразделении с описанием основных функций или списка оказываемых услуг, перечня задач и показателей эффективности |
|||||
Порядок использования алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) в МО |
Наличие локального акта о разработке и утверждении алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) содержит: |
||||
Наличие перечня алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) и уполномоченных на их применение должностей работников |
|||||
Сбор и анализ статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности |
Наличие локального акта о порядке сбора и анализа статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации содержит: |
||||
Наличие перечня критериев качества и безопасности медицинской деятельности, включая критерии структуры, процесса и результата |
|||||
Целевые показатели качества и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Порядок сбора и анализа статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности, включая периодичность, ответственных работников, порядок действий при отклонениях от установленных значений; |
|||||
Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий ответственных работников, включая представителей структурных подразделений медицинской организации, по порядку сбора и анализа статистических данных |
|||||
Наличие локального акта по управлению рисками (о выявлении и сообщении о стратегических, операционных и финансовых рисках), включая: |
|||||
Порядок управления рисками (выявление, оценка, анализ и пр.) |
|||||
Определение ответственных работников за работы с рисками и выделение их функциональных обязанностей |
|||||
Порядок обучения работе с рисками и контроля знаний работников |
|||||
Перечень рисков для выявления с указанием уровня риска (Реестр рисков) |
|||||
Медицинская организация управляет знаниями работников нормативно-правовых актов о контроле качества и безопасности медицинской деятельности |
Знание ответственными работниками приказа Минздрава России от 31 июля 2020 г. N 785н |
||||
Знание ответственными работниками приказа Минздрава России от 10 мая 2017 г. N 203н |
|||||
Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) о порядке информирования ответственных работников об изменениях или выходе новых нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) о порядке информирования ответственных работников об изменениях или выходе новых нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) о порядке информирования ответственных работников об изменениях или выходе новых нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения оценки соответствия деятельности МО требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения оценки соответствия деятельности МО требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения оценки соответствия деятельности МО требованиям нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения качества и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Медицинская организация определяет структуру внутреннего контроля |
Наличие в МО комиссии (службы, ответственного) по внутреннему контролю и (или) уполномоченного лица по качеству и безопасности медицинской деятельности (далее - комиссия) |
||||
Наличие в МО сформированных мультидисциплинарных рабочих групп (комиссий/подкомиссий/комитетов) |
|||||
Наличие свидетельств (подтверждений) осуществления комиссией функции в соответствии с положением о внутреннем контроле |
|||||
Наличие в должностных инструкциях работников комиссии определения ответственности за организацию и проведение внутреннего контроля |
|||||
Наличие списка работников, привлекаемых для проведения плановых и внеплановых проверок (внутренних аудиторов, действующих на постоянной или функциональной основе, привлекаемых дополнительно), проведение обучения |
|||||
Медицинская организация определяет принципы управления качеством и безопасностью медицинской деятельности |
Наличие ответственного за организацию и проведение внутреннего контроля в лице руководителя МО либо уполномоченного им заместителя руководителя |
||||
Наличие в должностных инструкциях и трудовых договорах главного врача и его заместителей МО определения четких обязанностей по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности и ответственности |
|||||
Знание работниками МО основных локальных документов: о миссии, стратегической цели и ключевых принципах ее реализации |
|||||
Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) участия работников МО в разработке и пересмотре стратегического (перспективного) плана ее развития |
|||||
Регулярное осуществление главным врачом (либо уполномоченным им заместителем руководителя) мониторинга реализации стратегического (перспективного) плана развития МО |
|||||
Порядок информирования работников МО о ходе реализации стратегического (перспективного) плана развития МО и о их роли в достижении стратегических целей |
|||||
Наличие функционирующей в МО медицинской информационной системы, отвечающей целям и задачам внутреннего контроля и управления документооборотом |
|||||
Наличие в должностных инструкциях и трудовых договорах работников МО определения обязанностей по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Наличие свидетельств (подтверждений) информирования работников МО о мероприятиях внутреннего контроля осуществляется на регулярной основе |
|||||
Порядок участия работников МО в организации и проведении внутреннего контроля стимулируется |
|||||
Порядок учета потребностей работников МО при организации внутреннего контроля |
|||||
Развитие в МО культуры, способствующей повышению эффективности сотрудничества и командной работы мультидисциплинарных групп в решении вопросов качества и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) работы с жалобами и обращениями граждан |
|||||
Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) работы с жалобами и обращениями граждан |
|||||
Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) работы с жалобами и обращениями граждан |
|||||
Наличие журнала (электронной базы) поступивших жалоб и обращений граждан |
|||||
Наличие отчета (протоколов), составленных по результатам разбора обоснованных жалоб и обращений граждан отчета (протокола) |
|||||
Порядок реализации мероприятий по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности МО и медицинских работников в установленный отчетом (протоколом) срок и в полном объеме |
|||||
Порядок информирования работников МО о результатах рассмотрения жалоб и обращений граждан, а также о планах по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности МО и медицинских работников |
|||||
Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) информирования граждан о результатах рассмотрения их жалоб и обращений |
|||||
Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) информирования граждан о результатах рассмотрения их жалоб и обращений |
|||||
Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) информирования граждан о результатах рассмотрения их жалоб и обращений |
|||||
Наличие информации о правах граждан в сфере охраны здоровья, порядке подачи жалоб и обращений граждан, а также о качестве и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Медицинская организация проводит оценку качества и безопасности медицинской деятельности путем проведения проверок |
Наличие в МО утвержденного ежегодного плана проведения плановых проверок |
||||
Порядок осуществления плановых проверок в МО в соответствии с ежегодным планом проведения плановых проверок, но не реже 1 раза в квартал |
|||||
При наличии отрицательной динамики статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности медицинской организации, в том числе установленной в результате проведения плановой проверки |
|||||
При поступлении жалоб граждан по вопросам качества и доступности медицинской помощи, а также жалоб по иным вопросам осуществления медицинской деятельности в медицинской организации, содержащим информацию об угрозе причинения и (или) причинении вреда жизни и здоровью граждан |
|||||
Во всех случаях внутрибольничного инфицирования и осложнений, вызванных медицинским вмешательством |
|||||
Проведение плановых и целевых (внеплановых) проверок в срок, не превышающий 10 рабочих дней |
|||||
Проведение проверок в зависимости от поставленных задач, которые включают анализ случаев оказания медицинской помощи, отобранных методом случайной выборки и (или) по тематически однородной совокупности случаев |
|||||
Оформление результатов проверок. Мероприятия по результатам проверок |
Наличие отчетов по результатам плановых и целевых (внеплановых) проверок |
||||
Наличие плана по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности МО и медицинских работников |
|||||
выявленных нарушений и улучшению деятельности МО и медицинских работников в установленный срок и в полном объеме |
|||||
Порядок информирования работников МО о результатах проверок и планах по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности МО и медицинских работников |
|||||
Медицинская организация проводит сбор и анализ статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности |
Порядок осуществления сбора статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности |
Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий ответственных работников, включая представителей структурных подразделений медицинской организации, по порядку сбора и анализа статистических данных |
|||
Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий ответственных работников, включая представителей структурных подразделений медицинской организации, по порядку сбора и анализа статистических данных |
|||||
Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий ответственных работников, включая представителей структурных подразделений медицинской организации, по порядку сбора и анализа статистических данных |
|||||
Сбор и анализ статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности |
Порядок осуществления регулярного сбора статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности (далее - статистических данных) |
||||
Порядок осуществления регулярного анализа ответственными работниками динамики статистических данных в соответствии с установленными целевыми показателями, но не реже 1 раза в полугодие |
|||||
Мероприятия по результатам сбора статистических данных, характеризующих качество и безопасность медицинской деятельности |
Порядок осуществления комиссией мероприятий по совершенствованию качества и безопасности медицинской деятельности по результатам анализа динамики статистических данных |
||||
Порядок проведения комиссией целевой (внеплановой) проверки при наличии отрицательной динамики статистических данных |
|||||
Порядок информирования работников МО о результатах сбора статистических данных, о мероприятиях по совершенствованию качества и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Медицинская организация проводит учет нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности |
Порядок учета нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности (фактов и обстоятельств, создающих угрозу причинения или повлекших причинение вреда жизни и здоровью граждан и (или) медицинских работников, а также приведших к удлинению сроков оказания медицинской помощи) |
Знание ответственными работникам порядка осуществления мероприятий по учету нежелательных событий |
|||
Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий медицинских работников при возникновении нежелательного события, включая порядок извещения комиссии о нежелательном событии |
|||||
Обучение алгоритмам (СОПам, инструкциям и другим локальным актам в соответствии с выбором МО) действий медицинских работников при возникновении нежелательного события, включая порядок извещения комиссии о нежелательном событии |
|||||
Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий медицинских работников при возникновении нежелательного события, включая порядок извещения комиссии о нежелательном событии |
|||||
Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий медицинских работников при возникновении нежелательного события, включая порядок извещения комиссии о нежелательном событии |
|||||
Сбор информации о нежелательных событиях при осуществлении медицинской деятельности |
Ведение комиссией журнала (электронной базы) нежелательных событий, включая: |
||||
Факты или обстоятельства, создавшие угрозу причинения вреда, но не повлекшие причинение вреда жизни и здоровью граждан и не приведшие к удлинению сроков оказания медицинской помощи |
|||||
Факты или обстоятельства, создавшие угрозу причинения вреда, повлекшие незначительное причинение вреда жизни и здоровью граждан, но не приведшие к удлинению сроков оказания медицинской помощи |
|||||
Факты или обстоятельства, создавшие угрозу причинения вреда, повлекшие причинение вреда жизни и здоровью граждан, приведшие к удлинению сроков оказания медицинской помощи и (или) временной утрате трудоспособности |
|||||
Факты или обстоятельства, создавшие угрозу причинения вреда, повлекшие причинение вреда жизни и здоровью граждан, приведшие к удлинению сроков оказания медицинской помощи и стойкой утрате трудоспособности |
|||||
Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) разбора нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности |
|||||
Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) разбора нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности |
|||||
Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) разбора нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности |
|||||
Порядок проведения мультидисциплинарными рабочими группами, включающими в том числе всех задействованных при нежелательном событии работников, разбора нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности |
|||||
Наличие отчета по результатам разбора нежелательных событий при осуществлении медицинской деятельности |
|||||
Наличие плана по устранению выявленных в ходе разбора нежелательных событий нарушений и улучшению деятельности МО и медицинских работников |
|||||
Исполнение планов по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности МО и медицинских работников в установленный срок и в полном объеме |
|||||
Порядок информирования работников МО о результатах разбора нежелательных событий и планах по устранению выявленных нарушений и улучшению деятельности МО и медицинских работников |
|||||
Порядок оказания поддержки персонала, пострадавшего от нежелательного события |
|||||
Медицинская организация отслеживает оформление результатов внутреннего контроля |
Порядок осуществления мероприятий по итогам проведенного внутреннего контроля: |
||||
Разработки и реализации предложений по устранению и предупреждению нарушений в процессе диагностики и лечения пациентов |
|||||
Анализа результатов внутреннего контроля в целях их использования для совершенствования подходов к осуществлению медицинской деятельности на основании данных: - жалоб - результаты плановых и внеплановых проверок - результатов оценки рисков - нежелательных событий - удовлетворенности пациента и оценки персонала - показатели безопасности пациентов и пр. |
|||||
Обеспечения и реализации принятых мер по результатам внутреннего контроля |
|||||
Формирования системы оценки деятельности медицинских работников |
|||||
Отчет по результатам внутреннего контроля (не реже 1 раза в полугодие, а также по итогам года) |
Порядок разработки и утверждения сводного отчета, содержащего информацию о состоянии качества и безопасности медицинской деятельности в медицинской организации в виде Программы качества и безопасности медицинской деятельности |
||||
Наличие Программы качества и безопасности медицинской деятельности, утверждаемой руководителем медицинской организации, который включает в себя: конкретные измеримые цели, задачи и ответственных, перечень корректирующих мер в части повышения качества и безопасности медицинской деятельности |
|||||
Порядок предоставления Программы по качеству и безопасности медицинской деятельности (включая данные по эффективности и результативности деятельности и планов по повышению качества и безопасности медицинской деятельности) учредителю |
|||||
Порядок предоставления сводного отчета общественности, в форме и в части показателей выбранных на усмотрение МО |
|||||
Порядок доведения до сведения работников МО результатов внутреннего контроля качества медицинской деятельности на совещаниях, конференциях, в том числе клинико-анатомических, клинических разборах и иных мероприятиях |
|||||
Порядок публикации результатов по качеству и безопасности медицинской деятельности |
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей