Источники информации, на которых основывается направление

Источники информации, на которых основывается направление:

1. Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

2. Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н "Об утверждении положения по организации оказания первичной медико-санитарной помощи".

4. Приказ Минздрава России от 20.06.2013 N 388н "Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи".

5. Приказ Минздрава России и Министерства труда и социальной защиты РФ от 31.05.2019 N 345н/372н "Об утверждении Положения об организации оказания паллиативной медицинской помощи, включая порядок взаимодействия медицинских организаций, организаций социального обслуживания и общественных объединений, иных некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере охраны здоровья".

6. Приказ Минздрава России от 31.05.2019 N 348н "Об утверждении перечня медицинских изделий, предназначенных для поддержания функций органов и систем организма человека, предоставляемых для использования на дому".

7. Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности".

8. ГОСТ Р 52623.3-2015 Технологии выполнения простых медицинских услуг. Манипуляции сестринского ухода.

9. Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 56819-2015 "Надлежащая медицинская практика. Инфологическая модель. Профилактика пролежней" (утв. и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 ноября 2015 г. N 2089-ст).

10. Методические рекомендации "Комплекс мер, направленный на профилактику падений и переломов у лиц пожилого и старческого возраста" (утв. Минздравом России 15.12.2020).

11. Федеральные клинические рекомендации: "Старческая астения", "Падения у лиц пожилого и старческого возраста", "Остеопороз", "Патологические переломы, осложняющие остеопороз", "Переломы проксимального отдела бедренной кости".

12. Morris R, O'Riordan S. Prevention of falls in hospital. Clin Med (Lond). 2017 Jul; 17(4): 360 - 362. doi: 10.7861/clinmedicine.17-4-360. PMID: 28765417; PMCID: PMC6297656.

13. Guirguis-Blake JM, Michael YL, Perdue LA, Coppola EL, Beil TL, Thompson JH. Interventions to Prevent Falls in Community-Dwelling Older Adults: A Systematic Review for the U.S. Preventive Services Task Force [Internet]. Rockville (MD): Agency for Healthcare Research and Quality (US); 2018 Apr. Report No.: 17-05232-EF-1. PMID: 30234932.

14. Elliott S, Leland NE. Occupational Therapy Fall Prevention Interventions for Community-Dwelling Older Adults: A Systematic Review. Am J Occup Ther. 2018 Jul/Aug; 72(4): 7204190040p1 - 7204190040p11. doi: 10.5014/ajot.2018.030494. PMID: 29953828.

15. World Health Organization. Clean Care Is Safer Care: e Evidence for Clean Hands. Accessed Jan 3, 2020. https://www.who.int/gpsc/country_work/en.

16. World Health Organization. Falls. Jan 16, 2018. Accessed Jan 3, 2020. https://www.who.int/news-room/fact-sheets/detail/falls.

N

Требование

N

Критерии

N

Составляющие критерия (в медицинской организации должно быть:)

12.1

В медицинской организации разрабатываются и применяются локальные акты по организации качественного и безопасного ухода за пациентами

12.1.1

Создание базовых условий для организации качественного и безопасного ухода за пациентами

Наличие в МО локальных актов по направлениям:

12.1.1.1

Порядок организации ухода за пациентами, включая мероприятия по профилактике падений и пролежней

12.1.1.2

Порядок регулярного обучения работников по уходу за пациентами, профилактике падений и пролежней

12.1.1.3

Порядок допуска работников к осуществлению ухода за пациентами

12.1.1.4

Порядок учета, регистрации, анализа нежелательных событий, связанных с проведением манипуляций по уходу за пациентами, падений и пролежней

12.1.1.5

Порядок обучения пациентов и лиц, осуществляющих уход, манипуляциям по уходу, профилактике падений, профилактике и лечению пролежней

12.2

В медицинской организации обеспечивается надлежащий и безопасный уход за пациентами

12.2.1

Порядок ухода за пациентами

12.2.1.1

Наличие мультидисциплинарной рабочей группы по разработке и обновлению алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по уходу за пациентами

12.2.1.2

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по уходу за пациентами

12.2.1.3

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по уходу за пациентами

12.2.1.4

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по уходу за пациентами

12.2.2

Порядок информирования по вопросам ухода и обучение пациентов и ухаживающих манипуляциям по уходу

12.2.2.1

Наличие информационных материалов (постеров, буклетов, памяток и т.п.) по уходу за пациентами

12.2.2.2

Наличие специальных средств для обучения манипуляциям по уходу, включая: манекены, симуляторы, компьютерные программы, телевизоры и др.

12.2.2.3

Знание и правильное выполнение манипуляций по уходу самими пациентами и ухаживающими

12.3

В медицинской организации проводится работа по профилактике падений пациентов, посетителей, медицинских работников

12.3.1

Порядок оценки риска падений

12.3.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки риска падений с использованием шкалы/шкал оценки риска, в том числе:

- Ответственные за проведение оценки рисков падений

- Порядок оформления степени риска падений в медицинской документации

- Порядок идентификации пациентов (палат, кроватей) с высоким риском падений

- Регулярность переоценки риска падений

12.3.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки риска падений

12.3.1.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки риска падений

12.3.2

Организация мероприятий по профилактике падений пациентов

12.3.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) профилактики падений пациентов, включая мероприятия по снижению рисков падений:

- Размещение пациента с высоким риском падения ближе к сестринскому посту

- Правильный выбор метода перевода пациента: на каталке, на кресле, пешком

- Сопровождение пациентов при перемещении по МО квалифицированным персоналом

- Обеспечение безопасности при влажной уборке

12.3.2.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) профилактики падений пациентов

12.3.2.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) профилактики падений пациентов

12.3.3

Обеспечение безопасной планировки отделения, палат, туалетов, душевых, ванных комнат с учетом риска падений

12.3.3.1

Безопасная планировка помещений для пациентов, включая:

- Выходные двери в прямой видимости от кровати

- Двери, открывающиеся наружу

- Минимально необходимое количество исправной, устойчивой мебели

- Наличие поручней, перил в душевых и ванных комнатах, туалетах

12.3.4

Обеспечение оптимального выбора напольного покрытия, стен

12.3.4.1

Выбор безопасных материалов, включая:

- Половое покрытие, особенно для мест с повышенной влажностью.

- Контрастные цвета для пола и стен

12.3.5

Порядок проведения влажной уборки

12.3.5.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения влажной уборки, включая требования: отсутствие луж, наличие предупреждающих знаков "мокрый пол"

12.3.5.2

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения влажной уборки

12.3.6

Обеспечение оптимальной организации освещения в помещениях и коридорах, холлах МО

12.3.6.1

Наличие освещения в соответствии с нормативными требованиями, в том числе исключение бликов на полу

12.3.7

Обеспечение исправным специальным оборудованием для снижения риска падений

12.3.7.1

Наличие кроватей:

- с возможностью регулировки высоты

- с исправной тормозной системой

- с действующими ограничителями

12.3.7.2

Наличие кресел:

- с исправными подставками для ног

- с исправными тормозами

12.3.7.3

Наличие ходунков, костылей в расчетных количествах

12.3.8

Порядок информирования и обучения пациентов и ухаживающих об эффективных мероприятиях по профилактике падений

12.3.8.1

Наличие информационных материалов (постеров, буклетов, памяток и т.п.) по профилактике падений

12.3.8.2

Знание пациентами и ухаживающими мероприятий по профилактике падений

12.3.9

Порядок учета, регистрации и анализа случаев падений пациентов, посетителей и работников

12.3.9.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев падений пациентов, посетителей и работников

12.3.9.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев падений пациентов, посетителей и работников

12.3.9.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) соблюдения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев падений пациентов, посетителей и работников

12.3.9.4

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) проведения анализа случаев падений пациентов, посетителей и работников, использования полученных данных для разработки корректирующих действий

12.3.9.5

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) информирования медицинских работников о результатах анализа падений в МО

12.4

В медицинской организации обеспечивается уход за пациентами с пролежнями или высоким риском развития пролежней

12.4.1

Порядок оценки риска, профилактики и лечения пролежней

12.4.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки риска, профилактики и лечения пролежней

12.4.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки риска, профилактики и лечения пролежней

12.4.1.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) оценки риска, профилактики и лечения пролежней

12.4.2

Обеспечение специальными медицинскими изделиями для профилактики и лечения пролежней

12.4.2.1

Наличие специальных МИ, включая: противопролежневые матрасы, подушки, круги, средства для ухода за пролежнями и др. в расчетных количествах

12.4.3

Порядок информирования и обучения пациентов и ухаживающих об эффективных мероприятиях по профилактике и лечению пролежней

12.4.3.1

Наличие информационных материалов (постеров, буклетов, памяток и т.п.) по профилактике и лечению пролежней

12.4.3.2

Знание пациентами и ухаживающими мероприятий по профилактике и лечению пролежней

12.4.4

Порядок учета, регистрации и анализа случаев пролежней

12.4.4.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев пролежней

12.4.4.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев пролежней

12.4.4.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) соблюдения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа случаев пролежней

12.4.4.4

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) проведения анализа случаев пролежней, использования полученных данных для разработки корректирующих действий

12.4.4.5

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) информирования медицинских работников о результатах анализа пролежней

12.5

В медицинской организации создаются условия для посещений пациентов и привлечения сопровождающих, родственников или законных представителей к уходу за тяжелобольными

12.5.1

Организация посещений пациентов и привлечение сопровождающих, родственников или законных представителей к уходу за тяжелобольными пациентами

12.5.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации посещений пациентов, включая:

- Наличие системы регулирования потоков посетителей, в том числе ограничение времени посещения пациентов

- Наличие правил посещений тяжелобольных пациентов в палатах

12.5.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации посещений пациентов

12.5.1.3

Наличие технических возможностей для обеспечения посещений пациентов:

- Наличие гардероба для посетителей

- Наличие бахил, СИЗов (при необходимости) в расчетных количествах

- Наличие холлов с посадочными местами в расчетных количествах

- Наличие кафетерия, столовой, игровой

- Наличие эффективной системы навигации

12.5.2

Порядок привлечения сопровождающих, родственников или законных представителей к уходу за тяжелобольными пациентами

12.5.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) привлечения сопровождающих, родственников или законных представителей к уходу за тяжелобольными пациентами, включая:

- Наличие правил допуска сопровождающих, родственников или законных представителей к уходу за тяжелобольными

- Наличие системы пропусков для ухаживающих

12.5.2.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) привлечения сопровождающих, родственников или законных представителей к уходу за тяжелобольными пациентами

12.5.2.3

Наличие технических возможностей для обеспечения комфортных условий для ухаживающих, включая:

- Наличие круглосуточного гардероба

- Наличие мест отдыха для ухаживающих, в том числе кресел, дополнительных кроватей, туалетов и душевых, холодильников, мест и оборудования для разогрева и приема пищи