Источники информации, на которых основывается направление

Источники информации, на которых основывается направление:

1. Федеральный закон от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений".

2. Федеральный закон от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

3. Федеральный закон от 29.07.2017 N 244-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

4. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 N 40 "Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда".

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 16.10.2020 N 30 "Об утверждении санитарных правил СП 2.5.3650-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры".

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.10.2020 N 32 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания".

10. Приказ МЧС России от 19.03.2020 N 194 "Об утверждении свода правил СП 1.13130 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы".

11. МР 2.4.0259-21 "Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям, реализующим образовательные программы дошкольного образования, осуществляющим присмотр и уход за детьми, в том числе размещенным в жилых и нежилых помещениях жилищного фонда и нежилых зданий, а также детским центрам, центрам развития детей и иным хозяйствующим субъектам, реализующим образовательные программы дошкольного образования и (или) осуществляющим присмотр и уход за детьми, размещенным в нежилых помещениях" (утв. Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 28 сентября 2021 г.).

12. МР 2.3.6.0233-21 Методические рекомендации к организации общественного питания населения.

13. МР 2.1.0246-21 Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

14. МР 2.2.0244-21 Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к условиям труда.

15. МР 2.5.0245-21 Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры.

16. ГОСТ Р 22.0.04-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 11.09.2020 N 643-ст).

17. ГОСТ Р 22.0.03-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Природные чрезвычайные ситуации. Термины и определения (утв. и введен в действие приказом Росстандарта от 11.09.2020 N 641-ст).

18. ГОСТ 22.0.05-97/ГОСТ Р 22.0.05-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Техногенные чрезвычайные ситуации. Термины и определения_ Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. N 362.

19. ГОСТ 22.0.06-97/ГОСТ Р 22.0.06-95. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Источники природных чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы. Номенклатура параметров поражающих воздействий_ Постановлением Госстандарта России от 20 июня 1995 г. N 308.

20. ГОСТ Р 22.1.13-2013. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Требования к порядку создания и эксплуатации_ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2013 г. N 1214-ст.

21. ГОСТ Р 22.1.14-2013. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Комплексы информационно-вычислительные структурированных систем мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Технические требования. Методы испытаний_ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 октября 2013 г. N 1213-ст.

22. ГОСТ Р 22.1.17-2016. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Система связи и управления в кризисных ситуациях. Общие требования_3189.

23. ГОСТ Р 22.1.17-2016. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Структурированная система мониторинга и управления инженерными системами зданий и сооружений. Система связи и управления в кризисных ситуациях. Общие требования_3434.

24. Программа ВОЗ по безопасности пациентов. Всемирный альянс за безопасность пациентов. Программа перспективного развития. ВОЗ, 2005 год http://www.who.int/patientsafetv/events/05/Byklet_RS.pdf.

25. Center for Health Design. Designing for Patient Safety: Developing Methods to Integrate Patient Safety Concerns in the Design Process. Joseph A, et al. 2012. Accessed Jan 5, 2020. https://www.healthdesign.org/sites/default/files/chd416_ahrqreport_final.pdf.

26. Grant M.P. Healthcare and commercial construction: The role of inspections within health and safety interventions in dynamic workplaces and associations with safety climate (PhD diss.). Harvard T.H. Chan School of Public Health. 2016. Accessed Jan 5, 2020. https://dash.harvard.edu/bitstream/handle/1/27201742/GRANT-DISSERTA-TION 2016.pdf?sequence=3&isAllowed=y.

27. Rosner D., Markowitz G. A Short History of Occupational Safety and Health in the United States. Am J Public Health. 2020 May; 110(5): 622 - 628. doi: 10.2105/AJPH.2020.305581. Epub 2020 Mar 19. PMID: 32191514; PMCID: PMC7144431.

28. World Health Organization. Safe Hospitals and Health Facilities. 2017. Accessed Jan 5, 2020. https://www.who.int/hac/techguidance/safehospitals/en/.

N

Требование

N

Критерии

N

Составляющие критерия (в медицинской организации должно быть:)

11.1

В медицинской организации разрабатываются и применяются локальные акты для обеспечения безопасности среды в медицинской организации

11.1.1

Создание базовых условий для обеспечения безопасности среды в медицинской организации

Наличие в МО локальных актов по направлениям:

11.1.1.1

Порядок рациональной и эргономичной планировки, подразделений, помещений

11.1.1.2

Порядок функционирования систем жизнеобеспечения - водоснабжения, электроснабжения, вентиляции

11.1.1.3

Порядок функционирования системы охраны и безопасности порядка

11.1.1.4

Порядок действий работников при чрезвычайных ситуациях

11.1.1.5

Порядок функционирования системы информационной безопасности, в т.ч. обработки и хранения персональных данных работников и пациентов

11.1.1.6

Порядок управления рисками, связанными с работой с ионизирующим излучением

11.1.1.7

Порядок обеспечения пожарной безопасности

11.2

В медицинской организации сформирована оптимальная организация (структура) медицинской организации, рациональная и эргономичная планировка подразделений

11.2.1

Обеспечение рациональной и эргономичной планировки помещений подразделений в МО

11.2.1.1

Наличие рациональной и эргономичной планировки МО, в том числе для минимизации потерь времени при переводе пациента внутри МО, оказании медицинской помощи, включая:

- Размещение отделений относительно друг друга (например, размещение рядом операционного блока и отделения реанимации)

- Рациональная планировка приемного отделения (например, расположение противошокового зала ближе к входу)

- Планировка внутри подразделений (например, расположение палат для тяжелых пациентов ближе к сестринскому посту)

- Планировка помещений для посетителей: кафетерия, зон ожидания

11.2.1.2

Наличие теплых переходов между отдельно стоящими зданиями

11.2.1.3

Наличие рациональной и эргономичной планировки приемного отделения в соответствии с распределением потоков пациентов в зависимости от экстренности

11.2.1.4

Наличие рациональной и эргономичной планировки операционного блока

11.2.1.5

Наличие рациональной и эргономичной планировки зон ожидания для посетителей, кафе, зон для встреч с пациентами, с лечащими врачами

11.2.1.6

Наличие рациональной и эргономичной планировки палат для пациентов, в том числе душевых и туалетов, включая достаточное расстояние между кроватями, взаиморасположение кроватей пациентов, а также расположение кроватей относительно санузла

11.2.1.7

Отсутствие в помещениях, коридорах и холлах МО препятствий в виде:

- Порогов

- Лишней мебели

- Неиспользуемого медицинского оборудования

11.2.1.8

Соответствие дверных проемов, коридоров, лестничных проемов размерам каталок, кроватей, кресел

11.3

В медицинской организации обеспечивается безопасное состояние оборудования и мебели

11.3.1

Безопасное состояние оборудования, мебели для пациентов, посетителей, работников

11.3.1.1

Наличие безопасных кроватей, каталок, стульев, кресел, кушеток, включая исправность тормозной системы, систем трансформации кроватей, каталок (по высоте, наклону отдельных частей), наличие колес, узлов, механизмов и т.д.

11.4

В медицинской организации обеспечивается безопасное, бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения

11.4.1

Обеспечение исправности, безопасности системы электроснабжения

11.4.1.1

Наличие исправной, безопасной системы электроснабжения во всех подразделениях, включая:

- Наличие исправных розеток, настенных выключателей

- Отсутствие незакрепленных/неизолированных проводов

- Наличие заглушек/защиты (при необходимости, например, в детских, психиатрических МО)

11.4.1.2

Наличие информационных материалов для пациентов, родственников, законных представителей по вопросам безопасного обращения с электричеством

11.4.1.3

Наличие правил по использованию электрооборудования для пациентов, посетителей

11.4.1.4

Исполнение правил по использованию электрооборудования для пациентов, посетителей

11.4.1.5

Наличие исправной и регулярно обслуживаемой системы резервного электроснабжения

11.4.1.6

Наличие лифта с резервным электроснабжением для МО с двумя и более этажами

11.4.2

Обеспечение исправности, безопасности системы водоснабжения

11.4.2.1

Наличие исправной, безопасной системы водоснабжения, обеспечивающей наличие горячей воды 24/7/365 во всех подразделениях МО

11.4.2.2

Наличие исправной регулярно обслуживаемой системы резервного водоснабжения

11.4.3

Обеспечение исправности, безопасности системы вентиляции

11.4.3.1

Наличие исправной и регулярно обслуживаемой системы вентиляции

11.4.4

Обеспечение исправности, безопасности системы освещения

11.4.4.1

Наличие исправной, безопасной системы освещения в рабочих помещениях МО в соответствии с нормативными документами

11.4.4.2

Наличие исправной и регулярно обслуживаемой системы аварийной системы освещения

11.4.4.3

Наличие исправных индивидуальных источников освещения у кроватей пациентов

11.4.5

Обеспечение исправности, безопасности состояния полового покрытия, стен, потолков

11.4.5.1

Исправное, безопасное состояние полового покрытия, стен, потолков во всех помещениях МО

11.4.6

Организация мест общего пользования

11.4.6.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации мест общего пользования

11.4.6.2

Наличие кнопок экстренного вызова, поручней, противоскользящего покрытия/ковриков в душевых и ванных комнатах

11.4.7

Организация доступной и безопасной среды для лиц с ограниченными возможностями

11.4.7.1

Наличие пандусов, специальных подъемников, лифтов для подъема каталок, специальных туалетов, душевых и т.д.

11.5

В медицинской организации обеспечивается охрана и безопасность пациентов, посетителей и работников на территории и в помещениях медицинской организации

11.5.1

Осуществление охраны и безопасности в МО

11.5.1.1

Наличие договора с охранной организацией или органами МВД об оказании услуг по охране территории и помещений МО

11.5.1.2

Наличие расчетного количества работников охраны на рабочих местах в соответствии с планом охраны

11.5.1.3

Наличие исправной "тревожной кнопки", системы экстренного вызова дополнительных работников/ полиции/группы быстрого реагирования

11.5.2

Порядок действий работников охраны в случае экстренных ситуаций

11.5.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий работников охраны в случае экстренных ситуаций, включая:

- угрозу террористического акта

- угрозу или попытку физического насилия со стороны пациентов, посетителей, работников МО

- угрозу или попытку суицида на территории или в помещениях МО

11.5.2.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий работников охраны в случае экстренных ситуаций

11.5.2.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий работников охраны в случае экстренных ситуаций

11.5.3

Организация доступа на территорию и в помещения МО пациентов, посетителей, работников, включая определение доступа в помещения "только для работников"

11.5.3.1

Наличие алгоритмов (СОпов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации доступа на территорию и в помещения МО пациентов, посетителей, работников, включая:

- Организацию пропускной системы

1. для работников МО различных категорий с различным уровнем допусков

2. для пациентов

3. для посетителей

- Организацию помещений "только для работников"

11.5.3.2

Наличие исправной пропускной системы, в том числе электронной в соответствии с действующими локальными актами об организации допуска в помещения МО

11.5.3.3

Наличие информационных материалов для пациентов, посетителей о правилах доступа в МО на сайте, в приемном отделении, в клинических отделениях

11.5.4

Организация видеонаблюдения в МО

11.5.4.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации видеонаблюдения в МО, включая:

- наличие предупреждающих табличек при организации видеонаблюдения только в местах общего пользования

- Наличие информированных согласий пациентов при организации видеонаблюдения в клинических отделениях

11.5.5

Порядок учета, регистрации и анализа всех случаев нарушений порядка в МО

11.5.5.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации и анализа всех случаев нарушений порядка в МО

11.5.5.2

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации всех случаев нарушений порядка в МО

11.5.5.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) проведения анализа всех случаев нарушений порядка в МО, использования полученных данных для разработки корректирующих действий

11.5.5.4

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) информирования медицинских работников о результатах анализа всех случаев нарушений порядка в МО

11.6

В медицинской организации проводится работа по подготовке работников к действиям при возникновении опасных техногенных ситуаций

11.6.1

Порядок действий работников при возникновении опасных ситуаций

11.6.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий работников при возникновении опасных ситуаций, включая порядок взаимодействия с органами внутренних дел, МЧС, пожарной охраной

11.6.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий работников при возникновении опасных ситуаций

11.6.1.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) регулярного симуляционного обучения (тренингов) всех работников МО действий при возникновении опасных ситуаций

11.7

В медицинской организации обеспечивается свободный подъезд транспорта

11.7.1

Обеспечение свободного подъезда спецтранспорта к приемным отделениям 24/7/365

11.7.1.1

Наличие свободного доступа для спецтранспорта на территорию МО, к приемным отделениям

11.7.2

Организация доступа и парковки автомобилей работников, пациентов и посетителей

11.7.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации доступа и парковки автомобилей работников, пациентов и посетителей, включая наличие парковки для автомобилей работников, пациентов и посетителей на территории, за территорией МО

11.8

В медицинской организации обеспечивается информационная безопасность, сохранность данных пациентов, работников

11.8.1

Организация обеспечения информационной безопасности при организации медицинской деятельности в МО

11.8.1.1

Наличие порядка обеспечения информационной безопасности при организации медицинской деятельности в МО при работе с электронными документами, включая наличие системы допусков к информации в зависимости от категории работников

11.8.1.2

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) обеспечения информационной безопасности при организации медицинской деятельности в соответствии с локальными нормативными документами

11.8.2

Обеспечение безопасности при работе с электронными документами в МИС, ЛИС

11.8.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по обеспечению безопасности при работе с электронными документами в МИС, ЛИС

11.8.2.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по обеспечению безопасности при работе с электронными документами в МИС, ЛИС

11.8.2.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по обеспечению безопасности при работе с электронными документами в МИС, ЛИС

11.8.3

Обеспечение безопасности при работе с бумажными, печатными документами

11.8.3.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по обеспечению безопасности при работе с бумажными, печатными документами

11.8.3.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по обеспечению безопасности при работе с бумажными, печатными документами

11.8.3.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по обеспечению безопасности при работе с бумажными, печатными документами

11.8.3.4

Соблюдение требований к ведению медицинской документации в том числе: полнота (все сведения о ходе и результатах лечения, о значимых событиях, о произошедших неблагоприятных событиях (при наличии)), разборчивый почерк заполнения, отсутствие исправлений, отсутствие дублирования, использование только общепринятых сокращений, датирование и подписание.

11.8.3.5

Соблюдение требований к обращению медицинской документации в том числе безопасное хранение и/или уничтожение в соответствии с нормативными требованиями.

11.8.4

Обучение медицинских работников по вопросам информационной безопасности

11.8.4.1

Наличие программ, планов обучения медицинских работников по вопросам информационной безопасности, в т.ч. наличие плана и программ обучения с проведением тестирования, включая:

- новых работников

- временных совместителей

- студентов

11.8.4.2

Наличие у работников навыков в области информационной безопасности, включая:

- новых работников

- временных совместителей

- студентов

11.8.5

Обеспечение прав пациентов, родственников (или их законных представителей) доступа к информации о состоянии, планах и результатах лечения и т.д.

11.8.5.1

Наличие правил обеспечения прав пациентов (и их законных представителей) доступа к информации

11.8.5.2

Знание работниками правил обеспечения прав пациентов (и их законных представителей) доступа к информации

11.8.5.3

Исполнение работниками правил обеспечения прав пациентов (и их законных представителей) доступа к информации