Источники информации, на которых основывается направление

Источники информации, на которых основывается направление:

1. Федеральный закон от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)".

2. Федеральный закон от 17.09.1998 N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней".

3. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

4. Федеральный закон от 18.06.2001 N 77-ФЗ "О предупреждении распространения туберкулеза в Российской Федерации".

5. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

6. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002 N 42 "О введении в действие санитарных правил СП 3.1.2.1176-02 "Профилактика кори, краснухи и эпидемического паротита".

8. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.12.2020 N 44 "Об утверждении санитарных правил СП 2.1.3678-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта, а также условиям деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг".

9. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий".

10. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 4 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 "Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней".

11. Приказ Минздрава России от 29.06.2000 N 229 "О профессиональной гигиенической подготовке и аттестации должностных лиц и работников организаций".

12. Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 785н "Об утверждении Требований к организации и проведению внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности".

13. ГОСТ 42-21-16-86 "Система стандартов безопасности труда. Отделения, кабинеты физиотерапии. Общие требования безопасности".

14. МР 3.1.0262-21. 3.1. Профилактика инфекционных болезней. Критерии отнесения субъектов Российской Федерации к территориям, "свободным от COVID-19". Методические рекомендации.

15. МР 3.5.1.0113-16 "Использование перчаток для профилактики ИСМП в медицинских организациях".

16. ФКР "Эпидемиология и эпидемиологический мониторинг инфекций, вызванных метициллинрезистентными штаммами золотистого стафилококка. Федеральные клинические рекомендации. - М.. 2014. - 50 с. Авторы: Е.Б. Брусина, О.А. Дмитренко, Л.С. Глазовская, Т.В. Ефимова.

17. Аудит эпидемиологической безопасности медицинских технологий. Аудит технологии обработки рук. Методические рекомендации, 2020. - с. 54. Авторы: Садовников Е.Е., Андгуладзе О.П., Евтушенко С.А., Брусина Е.Б. Разработаны: ФГБОУ ВО КемГМУ Минздрава России, ФГБНУ "НИИ комплексных проблем сердечно-сосудистых заболеваний".

18. Cassini A, Hogberg LD, Plachouras D, Quattrocchi A, Hoxha A, Simonsen GS, Colomb-Cotinat M, Kretzschmar ME, Devleesschauwer B, Cecchini M, Ouakrim DA, Oliveira TC, Struelens MJ, Suetens C, Monnet DL; Burden of AMR Collaborative Group. Attributable deaths and disability-adjusted life-years caused by infections with antibiotic-resistant bacteria in the EU and the European Economic Area in 2015: a population-level modelling analysis. Lancet Infect Dis. 2019 Jan; 19(1): 56 - 66. doi: 10.1016/S1473-3099(18)30605-4. Epub 2018 Nov 5. PMID: 30409683; PMCID: PMC6300481.

19. Tacconelli E, Pezzani MD. Public health burden of antimicrobial resistance in Europe. Lancet Infect Dis. 2019 Jan; 19(1): 4 - 6. doi: 10.1016/S1473-3099(18)30648-0. Epub 2018 Nov 5. PMID: 30409682.

20. Chahoud J, Semaan A, Almoosa KF. Ventilator-associated events prevention, learning lessons from the past: A systematic review. Heart Lung. 2015 May - Jun; 44(3): 251 - 259. https://doi.org/10.1016/j.hrtlng.2015.01.010.

21. Currie K, et al. Understanding the patient experience of health care-associated infection: A qualitative systematic review. Am J Infect Control. 2018 Aug; 46(8): 936 - 942. https://doi.org/10.1016/j.ajic.2017.11.023.

22. World Health Organization. WHO Guidelines on Tuberculosis Infection Prevention and Control: 2019 Update. 2019. Accessed Jan 5, 2020. https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/311259/9789241550512-eng.pdf?ua=1&ua=1.

N

Требование

N

Критерии

N

Составляющие критерия (в медицинской организации должно быть:)

4.1

В медицинской организации разрабатываются и применяются локальные акты по обеспечению эпидемиологической безопасности (профилактике инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи - ИСМП)

4.1.1

Создание базовых условий для обеспечения эпидемиологической безопасности

Наличие в МО локальных актов по направлениям, оформленных в Программу эпидемиологической безопасности:

4.1.1.1

Порядок работы комиссии/группы по эпидемиологической безопасности

4.1.1.2

Порядок выявления, учета и регистрации ИСМП

4.1.1.3

Порядок проведения микробиологического мониторинга

4.1.1.4

Порядок назначения антибиотиков в МО, включая проведение антибиотикопрофилактики и антибиотикотерапии

4.1.1.5

Порядок проведения дезинфекции и стерилизации

4.1.1.6

Порядок гигиены рук медицинских работников, пациентов, посетителей

4.1.1.7

Порядок профилактики инфицирования возбудителями гемоконтактных инфекций

4.1.1.8

Порядок изоляции пациентов

4.1.1.9

Порядок обеспечения противоэпидемиологических мер при отдельных эпидемических ситуациях (возникновении случаев кишечных инфекций, инфекций дыхательных путей, особо опасных инфекций)

4.1.1.10

Порядок организации питания в МО

4.2

В медицинской организации внедрена система активного выявления, учета, анализа ИСМП среди пациентов и персонала

4.2.1

Организация выявления, учета, анализа ИСМП в МО

4.2.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) выявления, учета, анализа ИСМП в МО, включая:

- Наличие полного перечня (в соответствии с профилями оказания медицинской помощи в МО) стандартных определений случаев ИСМП, используемых в МО для целей эпидемиологического надзора, утвержденных комиссией/группой по эпидемиологической безопасности

- Учета/подачи сообщения/извещения о случае ИСМП (в электронном или бумажном виде)

4.2.1.2

Обучение персонала мерам профилактики инфекций, порядку сбора, анализа и подачи сообщения о случае ИСМП

4.2.1.3

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) выявления, учета, анализа ИСМП в МО, включая:

- Знание стандартных определений случаев ИСМП (в соответствии с профилем оказываемой помощи)

- Знание порядка учета/подачи сообщения/извещения о случае ИСМП

4.2.1.4

Наличие документально установленных свидетельств исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета/подачи сообщения/извещения о случае ИСМП

4.2.1.5

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) полного (исчерпывающего) выявления случаев ИСМП

4.2.2

Организация сбора стратифицированных показателей заболеваемости ИСМП

4.2.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) сбора стратифицированных показателей заболеваемости ИСМП

42.2.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) сбора стратифицированных показателей заболеваемости ИСМП

4.2.2.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) соблюдения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) сбора стратифицированных показателей заболеваемости ИСМП

4.2.3

Проведение анализа заболеваемости ИСМП в МО

4.2.3.1

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) проведения анализа заболеваемости ИСМП, разработки плана корректирующих действий

4.2.3.2

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) информирования медицинских работников о результатах деятельности МО по обеспечению эпидемиологической безопасности

4.2.3.3

Знание медицинскими работниками основных показателей эпидемиологической безопасности в МО, включая частоту ИСМП в МО, отдельных подразделениях

4.3

В медицинской организации выполняется порядок проведения микробиологических исследований

4.3.1

Наличие микробиологической лаборатории

4.3.1.1

Наличие микробиологической лаборатории, или действующего контракта со сторонней микробиологической лабораторией

4.3.2

Обеспечение доступности микробиологических исследований в режиме 24/7/365

4.3.2.1

Наличие специальных МИ для обеспечения круглосуточной доступности микробиологических исследований (в зависимости от профиля МО), включая:

- Исправный стационарный термостат

- Исправный переносной термостат

- Исправный холодильник

4.3.3

Порядок расчета потребности в специальных МИ для забора материала для микробиологических исследований

4.3.3.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) расчета потребности в специальных МИ для забора материала для микробиологических исследований, в том числе: на сутки, выходные и праздничные дни, "дежурные" дни

4.3.3.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) расчета потребности в специальных МИ для забора материала для микробиологических исследований

4.3.3.3

Наличие МИ для забора и хранения материала для микробиологических исследований в расчетных количествах

4.3.4

Порядок забора, хранения и транспортировки материала для микробиологических исследований

4.3.4.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) забора, хранения и транспортировки материала для микробиологических исследований

4.3.4.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) забора, хранения и транспортировки материала для микробиологических исследований

4.3.4.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) забора, хранения и транспортировки материала для микробиологических исследований

4.3.5

Организация работы микробиологической лаборатории по экстренным показаниям (при наличии лаборатории)

4.3.5.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации работы микробиологической лаборатории по экстренным показаниям

4.3.5.2

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) соблюдения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации работы микробиологической лаборатории по экстренным показаниям

4.3.6

Порядок взаимодействия клинических отделений (лечащих врачей) с микробиологической лабораторией

4.3.6.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) взаимодействия клинических отделений (лечащих врачей) с микробиологической лабораторией, в том числе порядок передачи информации о результатах исследования (например, при положительных результатах посевов)

4.3.6.2

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) своевременного информирования клинических отделений (лечащих врачей) о результатах микробиологических исследований

4.4

В медицинской организации внедрен микробиологический мониторинг

4.4.1

Порядок проведения микробиологического мониторинга

4.4.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения микробиологического мониторинга, включая:

- Мониторинг устойчивости к антимикробным препаратам

- Мониторинг циркулирующих в МО штаммов микроорганизмов

4.4.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения микробиологического мониторинга

4.4.1.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) проведения мероприятий по мониторингу устойчивости к антимикробным препаратам

4.4.1.4

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) проведения мероприятий по мониторингу циркулирующих в МО штаммов микроорганизмов

4.4.1.5

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) проведения мероприятий по направленному мониторингу эпидемически значимых микроорганизмов (метициллинрезистентные Staphylococcus aureus (MRSA), полирезистентных P.aureginosa, мультирезистентные Acinetobacterbaumanii (MRAB) ванкомицинрезистентного Enterococcus (VRE), Clostridium difficile)

4.4.2

Организация сбора данных и анализа микробиологического мониторинга

4.4.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) сбора данных и анализа микробиологического мониторинга

4.4.2.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) сбора данных и анализа микробиологического мониторинга, включая наличие практических навыков ведения баз данных результатов микробиологического мониторинга

4.4.2.3

Наличие программного обеспечения микробиологического мониторинга

4.4.2.4

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) сбора данных и анализа микробиологического мониторинга

4.4.3

Проведение внутривидового типирования микроорганизмов по филотипическим и генотипическим характеристикам

4.4.3.1

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) проведения внутривидового типирования микроорганизмов по филотипическим и генотипическим характеристикам

4.5

В медицинской организации выполняется порядок по дезинфекции медицинских изделий

4.5.1

Организация дезинфекции медицинских изделий

4.5.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации дезинфекции медицинских изделий, включая порядок расчета потребности в дезинфицирующих средствах различных химических групп

4.5.1.2

Наличие подтверждающих документов на емкости и дезинфицирующие средства, включая:

- Инструкции по применению

- Свидетельства о государственной регистрации

- Декларации о соответствии

4.5.1.3

Наличие дезинфицирующих средств различных химических групп в расчетных количествах

4.5.2

Порядок применения дезинфицирующих средств

4.5.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) применения дезинфицирующих средств, в том числе в соответствии с областями применения, указанными в инструкции по применению

4.5.2.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) применения дезинфицирующих средств

4.5.2.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) применения дезинфицирующих средств

4.5.3

Порядок обработки МИ ручным способом

4.5.3.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обработки МИ ручным способом сложной и простой конфигурации, включая:

- Проведение предстерилизационной очистки МИ

- Проведение дезинфекции МИ

4.5.3.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обработки МИ ручным способом

4.5.3.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обработки МИ ручным способом

4.6

В медицинской организации выполняется порядок по стерилизации медицинских изделий

4.6.1

Организация стерилизации МИ

4.6.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации стерилизации МИ, включая организацию работы центрального стерилизационного отделения

4.6.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации стерилизации МИ

4.6.1.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации стерилизации МИ, включая выделение трех зон: грязной, чистой и стерильной

4.6.2

Наличие специального оборудования для стерилизации МИ

4.6.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) расчета потребности специального оборудования для стерилизации МИ

4.6.2.2

Наличие исправных паровых форвакуумных стерилизаторов в расчетных количествах

4.6.3

Порядок стерилизации эндоскопического оборудования

4.6.3.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) по стерилизации эндоскопического оборудования

4.6.3.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) стерилизации эндоскопического оборудования

4.6.3.3

Наличие исправного оборудования для стерилизации эндоскопического оборудования в расчетных количествах

4.6.3.4

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) стерилизации эндоскопического оборудования

4.6.4

Обеспечение стерильными МИ в случае отсутствия ЦСО

4.6.4.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обеспечения стерильными МИ в случае отсутствия ЦСО, включая проведение контроля качества стерилизации

4.6.4.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обеспечения стерильными МИ в случае отсутствия ЦСО

4.6.4.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обеспечения стерильными МИ в случае отсутствия ЦСО

4.6.4.4

Наличие документально установленных свидетельств проведения контроля качества стерилизации МИ

4.6.5

Порядок упаковки, хранения и использования стерильных МИ

4.6.5.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) упаковки, хранения и использования стерильных МИ

4.6.5.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) упаковки, хранения и использования стерильных МИ

4.6.5.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) упаковки, хранения и использования стерильных МИ, в том числе соблюдение правил асептики при работе со стерильными материалами

4.7

В медицинской организации обеспечивается эпидемиологическая безопасность среды

4.7.1

Наличие специального оборудования для обеспечения эпидемиологической безопасности среды

4.7.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) расчета потребности специального оборудования для обеспечения эпидемиологической безопасности среды, включая:

- Моечно-дезинфекционные машины

- Дезинфекционные машины

- Судно-моечные машины

4.7.1.2

Наличие исправного оборудования в расчетных количествах

4.7.2

Порядок камерной дезинфекции постельных принадлежностей

4.7.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) камерной дезинфекции постельных принадлежностей

4.7.22

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) камерной дезинфекции постельных принадлежностей

4.7.2.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) камерной дезинфекции постельных принадлежностей

4.7.3

Выбор дезинфицирующих средств и тактики дезинфекции

4.7.3.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) выбора дезинфицирующих средств и тактики дезинфекции

4.7.3.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) выбора дезинфицирующих средств и тактики дезинфекции

4.7.3.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) выбора дезинфицирующих средств и тактики дезинфекции

4.7.4

Порядок расчета потребности в дезинфицирующих и антисептических средствах

4.7.4.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) расчета потребности в дезинфицирующих и антисептических средствах

4.7.4.2

Наличие дезинфицирующих и антисептических средств в расчетных количествах

4.7.3.3

Наличие склада для хранения дезинфицирующих средств

4.7.5

Порядок расчета потребности в количестве и качестве оборудования для дезинфекции

4.7.5.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) расчета потребности в количестве и качестве оборудования для дезинфекции

4.7.5.2

Наличие оборудования для дезинфекции в расчетных количествах

4.8

В медицинской организации определен порядок уборки помещений

4.8.1

Организация уборки помещений

4.8.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации уборки помещений, включая внедрение системы клининга, организованного на принципах инсорсинга и/или аутсорсинга

4.8.2

Организация уборки различных видов помещений

4.8.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) уборки различных видов помещений

4.8.2.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) уборки различных видов помещений

4.8.2.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) уборки различных видов помещений

4.9

В медицинской организации обеспечивается безопасность при обращении с отходами

4.9.1

Порядок обращения с отходами

4.9.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обращения с отходами в соответствии с нормативными документами

4.9.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обращения с отходами

4.9.1.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обращения с отходами

4.10

В медицинской организации обеспечивается эпидемиологическая безопасность при инвазивных вмешательствах, в том числе оперативных вмешательствах

4.10.1

Организация проведения инвазивных вмешательств

4.10.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) инвазивных вмешательств, включая:

- Катетеризации периферических сосудов (включая этапы постановки катетера, ухода за катетером, ухода за повязкой, смены и удаления катетера, антибиотикопрофилактики)

- Катетеризации центральных сосудов (включая этапы постановки катетера, ухода за катетером, ухода за повязкой, смены и удаления катетера, антибиотикопрофилактики)

- Катетеризации мочевого пузыря (включая этапы постановки катетера. Использования закрытой дренажной системы (или прерывистой катетеризации), ухода за катетером, смены и удаления)

- Искусственной вентиляции легких (включая этапы определения показания к интубации, экстубации, положения пациента при ИВЛ, аспирации содержимого ротоглотки, санации трахеобронхиального дерева, ухода за аппаратурой/расходных материалов)

- Трахеостомических и эндотрахеальных трубок (включая этапы постановки, ухода, смены и удаления)

- Бесконтактных перевязок

- Внутривенных инъекций

- Внутримышечных инъекций

- Внутрикожных инъекций

4.10.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения инвазивных вмешательств

4.10.1.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения инвазивных вмешательств

4.10.2

Организация проведения оперативных вмешательств

4.10.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения оперативных вмешательств, включая этапы:

- подготовка операционного поля;

- обработка операционного поля;

- обработка рук работников;

- ограничение передвижений работников в операционных;

- снижение длительности операций

4.10.2.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения оперативных вмешательств

4.10.2.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения оперативных вмешательств

4.10.3

Организация ухода за послеоперационной раной

4.10.3.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) ухода за послеоперационной раной

4.10.3.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) ухода за послеоперационной раной

4.10.3.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) ухода за послеоперационной раной

4.11

В медицинской организации обеспечивается надлежащая гигиена рук медицинских работников, пациентов, посетителей (Рекомендации ВОЗ по гигиене рук в здравоохранении)

4.11.1

Организация мест для мытья и обработки рук в режимных кабинетах, коридорах, холлах, палатах для пациентов, местах общего пользования

4.11.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации мест для мытья и обработки рук в режимных кабинетах, включая:

- отдельная раковина достаточного размера

- кран с локтевым смесителем

- горячая вода в режиме 24/7/365 (возможно, наличие водонагревателя)

- схема мытья рук

- дозатор с жидким мылом (не антибактериальным)

- дозатор со спиртовым антисептиком

- одноразовые полотенца

- емкость для полотенец с крышкой и ножным механизмом открытия

4.11.1.2

Наличие полностью оборудованных мест для мытья и обработки рук в режимных кабинетах, включая операционный блок, отделения интенсивной терапии (АРО, ОРИТ, ПИТ и т.д.), перевязочные, процедурные кабинеты и т.д.

4.11.1.3

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации мест для мытья и обработки рук в иных, кроме режимных, помещениях МО (например, в палатах пациентов, местах общего пользования, туалетах, кафе, столовых и т.д.)

4.11.1.4

Наличие мест для мытья и обработки рук в иных, кроме режимных, помещениях МО в соответствии с алгоритмами

4.11.1.5

Наличие дополнительных дозаторов с антисептиком в коридорах, в шлюзах, при входах в отделения, в лифты, у кроватей в реанимационных отделениях, палатах интенсивной терапии, послеоперационных палатах, в кабинетах инвазивных вмешательств (например, в эндоскопических кабинетах)

4.11.1.6

Наличие индивидуальных дозаторов с антисептиком у медицинских работников

4.11.2

Организация контроля исправности оборудования для мытья и обработки рук

4.11.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации контроля исправности оборудования для мытья и обработки рук

4.11.2.2

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации контроля исправности оборудования для мытья и обработки рук

4.11.3

Порядок расчета потребности в средствах для мытья и обработки рук

4.11.3.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) расчета потребности в средствах для мытья и обработки рук

4.11.3.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) расчета потребности в средствах для мытья и обработки рук

4.11.3.3

Наличие расходных материалов для мытья и обработки рук в подразделениях в расчетных количествах

4.11.4

Организация контроля соблюдения правил гигиены рук

4.11.4.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации контроля соблюдения правил гигиены рук, включая плановые и внеплановые проверки, в том числе готовности рук медицинских работников - отсутствие ран, повреждений, длинных ногтей, маникюра, ювелирных и иных украшений, часов, браслетов и т.д.

4.11.5

Порядок допуска или отстранения от работы при наличии у медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь, ран и повреждений на руках

4.11.5.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) допуска или отстранения от работы при наличии у медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь, ран и повреждений на руках

4.11.5.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) допуска или отстранения от работы при наличии у медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь, ран и повреждений на руках

4.11.5.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) допуска или отстранения от работы при наличии у медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь, ран и повреждений на руках

4.11.6

Порядок обработки рук медицинских работников

4.11.6.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обработки рук медицинских работников, включая правило 5 причин для обработки рук:

- До контакта с пациентом

- До процедуры

- Сразу после процедуры

- Сразу после контакта с пациентом

- После контакта с предметом окружающей среды

4.11.6.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обработки рук медицинских работников

4.11.6.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) обработки рук медицинских работников

4.11.7

Организация обучения медицинских работников правилам и навыкам гигиены рук

4.11.7.1

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) обучения медицинских работников правилам и навыкам гигиены рук, включая наличие планов по начальному (при поступлении на работу) и поддерживающему обучению алгоритмам мытья и обработки рук, свидетельств (подтверждений) тестирования по результатам обучения

4.12

В медицинской организации осуществляется информирование пациентов и посетителей о надлежащей гигиене рук

4.12.1

Наличие информационных материалов по вопросам гигиены рук

4.12.1.1

Наличие информационных материалов о гигиене рук в виде постеров, памяток, брошюр и т.п.

4.12.1.2

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) информирования, обучения работниками пациентов и посетителей правилам гигиены рук, в том числе перед контактом с пациентом, до входа и перед выходом из помещений, подразделений, МО

4.13

В медицинской организации обеспечивается безопасность работников во время оказания медицинской помощи

4.13.1

Порядок расчета потребности в СИЗах

4.13.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) расчета потребности в СИЗах

4.13.1.2

Наличие СИЗов в расчетных количествах

4.13.2

Порядок использования СИЗ

4.13.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) использования СИЗ, в том правил надевания, снятия, утилизации, включая СИЗы:

- Перчатки (стерильные и нестерильные)

- Средства защиты лица и глаз

- Маски

- Респираторы

- Халаты/костюмы

- Защитные комбинезоны

- Фартуки

- Обувь

4.13.2.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) использования СИЗ

4.13.2.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) использования СИЗ

4.13.3

Защита медицинских работников от повреждений

4.13.3.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий по предотвращению/при наступлении повреждений (в т.ч. порезов и уколов иглами) медицинских работников

4.14

Медицинская организация обеспечивает профилактику ИСМП у работников

4.14.1

Организация учета, регистрации аварийных ситуаций (случаях контакта с биологическими жидкостями, при повреждении кожных покровов и слизистых оболочек и др.)

4.14.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) учета, регистрации аварийных ситуаций

4.14.1.2

Наличие документально установленных свидетельств проведения анализа аварийных ситуаций и разработки плана корректирующих действий по результатам анализа

4.14.2

Порядок действий при аварийных ситуациях

4.14.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий при аварийных ситуациях, в том числе проведения экстренной профилактики ВИЧ и гепатита В

4.14.2.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий при аварийных ситуациях

4.14.2.3

Исполнение алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) действий при аварийных ситуациях

4.14.3

Наличие специальных МИ для диагностики инфекции и ЛП для экстренной профилактики инфекций, в том числе гемоконтактных

4.14.3.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и др.) расчета количества специальных МИ для диагностики инфекции, в том числе экспресс-тестов для ВИЧ-инфекции, и ЛП для экстренной профилактики

4.14.3.2

Наличие специальных МИ для диагностики инфекции, в том числе экспресс-тестов для ВИЧ-инфекции, и ЛП для экстренной профилактики гепатита В в расчетных количествах, и их доступность в режиме 24/7/365

4.14.4

Организация экспресс-тестирования пациентов на ВИЧ-инфекцию

4.14.4.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) экспресс-тестирования пациентов на ВИЧ-инфекцию

4.14.4.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) экспресс-тестирования пациентов на ВИЧ-инфекцию

4.14.4.3

Исполнение алгоритма тестирования пациентов на ВИЧ, в том числе проведение до и послетестового консультирования пациентов и оформление информированного согласия на проведение тестирования на ВИЧ

4.14.4.4

Наличие препаратов для антиретровирусной терапии (АРВ препараты) в расчетных количествах и их доступность в режиме 24/7/365

4.14.5

Наличие программы вакцинации медицинских работников против гепатита B, гриппа, новой коронавирусной инфекции

4.14.5.1

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения программы вакцинации медицинских работников против гепатита В, гриппа, новой коронавирусной инфекции

4.15

В медицинской организации обеспечивается рациональное использование антибактериальных препаратов (профилактика антибиотикорезистентности)

4.15.1

Организация антибиотикопрофилактики инвазивных процедур

4.15.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) антибиотикопрофилактики инвазивных процедур

4.15.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) антибиотикопрофилактики инвазивных процедур

4.15.1.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) антибиотикопрофилактики инвазивных процедур

4.15.2

Порядок проведения антибиотикотерапии, включая эмпирические схемы и использование антибиотиков в особых случаях

4.15.2.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения эмпирической антибиотикотерапии

4.15.2.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) проведения эмпирической антибиотикотерапии

4.15.2.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) эмпирической антибиотикотерапии

4.15.3

Порядок использования антибиотиков в особых случаях

4.15.3.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) использования антибиотиков в особых случаях, включая порядок смены антибиотиков, повторное назначение, назначение антибиотиков резерва, перехода с парентеральных на пероральные формы

4.15.3.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) использования антибиотиков в особых случаях

4.15.3.3

Наличие документально установленных свидетельств исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) использования антибиотиков в особых случаях

4.15.4

Порядок использования других антимикробных препаратов

4.15.4.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) использования других антимикробных препаратов, включая антисептики, бактериофаги и др.)

4.15.4.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) использования других антимикробных препаратов

4.15.4.3

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) исполнения алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) использования других антимикробных препаратов

4.16

Медицинская организация вовлекает пациентов, ухаживающих, родственников и законных представителей в процесс обеспечения эпидемиологической безопасности

4.16.1

Информирование пациентов, ухаживающих, родственников и законных представителей по вопросам эпидемиологической безопасности

4.16.1.1

Наличие документально установленных свидетельств (подтверждений) консультирования пациентов, родственников и законных представителей по вопросам антибиотикопрофилактики и антибиотикотерапии

4.16.1.2

Наличие в МО информационных материалов по вопросам эпидемиологической безопасности, включая памятки, брошюры, постеры и т.п. по следующим темам:

- Гигиена рук

- Вакцинация

- Профилактика вирусных инфекций

- Профилактика гемоконтактных инфекций

- Профилактика инфекций, передаваемых половым путем

4.17

Медицинская организация обеспечивает готовность медицинской организации к проведению противоэпидемических мероприятий в случае возникновения инфекции в медицинской организации

4.17.1

Организация изоляции пациентов, требующих изоляции

4.17.1.1

Наличие алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации изоляции пациентов, требующих изоляции включая показания для изоляции, организацию изоляции пациентов, в том числе при массовом поступлении пациентов, требующих изоляции

4.17.1.2

Знание алгоритмов (СОПов, инструкций и других локальных актов в соответствии с выбором МО) организации изоляции пациентов, требующих изоляции

Полный текст документа вы можете просмотреть в коммерческой версии КонсультантПлюс.