25.143. Общие положения

(a) Самолет должен безопасно управляться и выполнять необходимые маневры при:

(1) Взлете.

(2) Наборе высоты.

(3) Горизонтальном полете.

(4) Снижении.

(5) Посадке.

(b) Должен обеспечиваться плавный переход от одного режима полета к другому; при этом не должны требоваться исключительное мастерство, быстрота реакции или физическая сила пилота, а также не должна возникать опасность превышения эксплуатационных ограничений самолета, указанных в ЛР, во всех возможных эксплуатационных условиях и режимах, включая:

(1) Случай внезапного отказа критического двигателя.

(2) Для самолетов с тремя или более двигателями - случай внезапного отказа второго критического двигателя, когда самолет находится в конфигурации для полета по маршруту, захода на посадку или посадки в сбалансированном полете с неработающим критическим двигателем; и

(3) Изменения конфигурации, включая выпуск и уборку тормозных устройств.

(c) В таблице, представленной ниже, приведены максимальные усилия на рычагах управления, допустимые в процессе испытаний, требуемых пунктами (a) и (b) данного параграфа для обычных рычагов управления штурвального типа.

Условия приложения усилий на рычагах

Величина усилий на штурвале и педалях при маневре, кгс

по тангажу

по крену

по курсу

Кратковременное усилие:

штурвал (управление двумя руками)

34,0

23,0

-

штурвал (управление одной рукой)

23,0

11,5

-

Педали

-

-

68,0

Продолжительное усилие

4,5

2,2

9,0

(d) При демонстрации соответствия ограничений кратковременно прилагаемых усилий, указанных в пункте (c) данного параграфа, должны применяться одобренные эксплуатационные процедуры или общепринятая эксплуатационная практика. Самолет должен быть сбалансирован или находиться в положении, практически близком к балансировочному на предшествующем режиме установившегося полета. При взлете самолет должен быть сбалансирован в соответствии с одобренными процедурами эксплуатации.

(e) При демонстрации соответствия требованиям ограничений продолжительно действующих сил, указанных в пункте (c) данного параграфа, самолет должен быть сбалансирован или находиться в положении, практически близком к балансировочному.

(f) При выполнении маневров на постоянной скорости или постоянном числе M (вплоть до VFC/MFC или VFE) усилия на рычагах продольного управления и градиент усилий на рычаге продольного управления по перегрузке должны быть в приемлемых пределах. Усилия на рычагах продольного управления не должны быть настолько большими, чтобы требовать от пилота чрезмерных усилий при выполнении маневра, и не должны быть настолько малыми, чтобы самолет мог быть легко и непроизвольно выведен на недопустимые перегрузки. Изменение градиента усилий по перегрузке, которое происходит при изменении перегрузки, не должно создавать существенных трудностей при управлении самолетом, а местные градиенты не должны быть настолько малыми, чтобы возникала опасность передозирования рычагов при управлении самолетом.

(g) При выполнении координированного разворота с постоянной скоростью на передней центровке и прочих параметрах, указанных в таблице, не должно возникать предупреждение о приближении к сваливанию или другие характеристики, мешающие нормальному выполнению маневра.

Конфигурация

Скорость

Угол крена при координированном развороте, градусы

Особенности работы двигателей

Взлетная

V2

30

Несимметрично, с ограничением по весу, высоте и температуре <1>

Взлетная <2>

V2 + XX <2>

40

Набор высоты, работают все двигатели <3>

Крейсерский полет

VFTO

40

Несимметрично, с ограничением по весу, высоте и температуре <1>

Посадка

VREF

40

Симметрично, угол траектории -3°

--------------------------------

<1> Сочетание веса, высоты и температуры, при котором режим тяги или мощности таков, что соблюдаются требования 25.121 по минимальному градиенту набора высоты в данных полетных условиях.

<2> Воздушная скорость, установленная для начального этапа набора высоты со всеми работающими двигателями.

<3> Режим тяги или мощности такой, при котором в случае отказа критического двигателя и без какого-либо действия экипажа по увеличению тяги или мощности остающихся двигателей, он приводит к тяге или мощности, установленной для взлета на скорости V2, или к любой меньшей тяге или мощности, которая используется для начального набора высоты со всеми работающими двигателями.