1. 15 июля 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 273-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Закон N 273-ФЗ), которым внесены следующие наиболее существенные изменения.
1) Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон о торговле) дополнен частью 6, предусматривающей, что установленные Законом о торговле антимонопольные правила, требования, запреты на действия (бездействие) хозяйствующих субъектов распространяются также на действия (бездействие) лиц, входящих с ними в одну группу лиц;
2) в Законе о торговле установлен совокупный размер вознаграждения, выплачиваемого торговой сети в связи с приобретением у поставщика определенного количества продовольственных товаров, а также платы за оказание услуг по продвижению товаров, логистических услуг, услуг по подготовке, обработке, упаковке указанных товаров, иных подобных услуг до 5% от цены приобретенных продовольственных товаров.
Одновременно Законом N 273-ФЗ предусматривается, что при расчете указанного совокупного размера вознаграждения не учитывается налог на добавленную стоимость (НДС), а в отношении подакцизных продовольственных товаров не учитывается также сумма акциза, исчисленная в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;
3) снижены ранее предусмотренные Законом о торговле сроки оплаты поставляемых продовольственных товаров:
- в отношении продовольственных товаров, на которые срок годности установлен менее чем 10 дней, срок оплаты не должен превышать 8 рабочих дней со дня приемки таких товаров торговой сетью;
- в отношении продовольственных товаров, на которые срок годности установлен от 10 до 30 дней включительно, срок оплаты не должен превышать 25 календарных дней;
- в отношении продовольственных товаров, на которые срок годности установлен свыше 30 дней, а также алкогольной продукции, произведенной на территории Российской Федерации, срок оплаты не должен превышать 40 календарных дней;
5) уточнен перечень недопустимых условий и запретов, касающихся выплат между торговыми сетями и поставщиками продовольственных товаров (безусловные запреты);
4) закреплен запрет не только на включение в договор недопустимых условий, но и на исполнение таких незаконных условий договора поставки продовольственных товаров. При этом увеличивается количество составов административных правонарушений (незаконным будет являться не только включение в договор поставки недопустимых условий, но и их исполнение в соответствующей части);
6) уточнены антимонопольные нормы, касающиеся запретов создания дискриминационных условий. Внесенные в этой части изменения предполагают установление четких требований к участникам рынка и направлены на борьбу со складывающейся негативной практикой создания дискриминационных условий. Следует отметить, что данные изменения направлены на приведение норм, устанавливающих антимонопольные правила в сфере торговой деятельности, в соответствие с правовыми основами и принципами антимонопольного регулирования в Российской Федерации.
7) уточнена редакция нормы Закона о торговле, касающейся запрета на использование договора комиссии или смешанного договора, содержащего договора комиссии. Данные изменения были предложены в связи с тем, что основные принципы, правовая природа и структура договорных отношений договоров поручения и агентских договоров является идентичной договорам комиссии, а последствия использования всех трех видов указанных договоров при осуществлении оптовой торговли практически одинаковы;
8) внесены изменения в КоАП:
- предусмотрено увеличение до одного года срока привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о торговой деятельности (до этого было 2 месяца);
- в диспозициях соответствующих статей КоАП предусмотрены запреты и административная ответственность не только за включение запрещенных условий, но и за исполнение (реализацию) данных условий;
- остальные изменения в КоАП обусловлены одновременным внесением изменений Закон о торговле.
2. ФАС России проведен анализ реализации субъектами Российской Федерации права на введение регулирования предельных торговых надбавок к ценам на продукты детского питания. По результатам проведенного анализа ФАС России выявлено, что 59 субъектами Российской Федерации реализовано право на введение регулирования торговых надбавок на продукты детского питания (включая пищевые концентраты). Установлено, что субъектами Российской Федерации регулируются торговые надбавки на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) в отсутствии единообразного подхода к определению размера торговой надбавки к ценам на продукты детского питания (включая пищевые концентраты) в условиях, когда рынки реализации продуктов детского питания (включая пищевые концентраты) являются конкурентными.
КонсультантПлюс: примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Постановление Правительства РФ N 239 от 07.03.1995, а не от 02.03.1995.
С участием ФАС России, принимая во внимание результаты проведенного анализа, из Перечня услуг транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.03.1995 N 239, исключены продукты детского питания (включая пищевые концентраты).
Примеры дела и выданного предостережения:
1. 22 июня 2016 г. ФАС России признала действия ООО "Лента" нарушением пункта 1 части 1 статьи 13 Закона о торговле, выразившимся в создании дискриминационных условий 41 поставщику алкогольной продукции категории "Вино" при взимании различной платы за одинаковый объем оказанных услуг по размещению информации о товаре в каталоге "Лента товаров" и услуг по размещению товара на специальном оборудовании в течение согласованного срока в торговом комплексе ООО "Лента", где реализация товара не производилась. Также принято решение о выдаче ООО "Лента" предписания о прекращении выявленных нарушений и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции. За совершение указанных нарушений антимонопольного законодательства ООО "Лента" привлечено к административной ответственности. По результатам рассмотрения 37 дел об административных нарушениях были вынесены постановления о наложении на ООО "Лента" штрафов на общую сумму 74 000 000 рублей.
Не согласившись с актами антимонопольного органа ООО "Лента" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения и предписания. Арбитражный суд отказал в удовлетворении требований ООО "Лента". В феврале 2017 г. ООО "Лента" подало апелляционную жалобу на решение суда первой инстанции.
2. ФАС России предостерегла должностное лицо ООО "ФАСТ Интернейшнл" о недопустимости нарушения антимонопольного законодательства в связи с его публичным заявлением о планируемом поведении на товарном рынке, содержащемся в статье под заголовком "Десять региональных торговых сетей объединились", опубликованной 11.11.2015 на сайте информационного портала "Алтайская правда" в сети Интернет (http://www.ap22.ru/paper/Desyat-regional-nyh-torgovyh-setey-ob-edinilis.html), о создании десяти крупнейшими региональными торговыми сетями неформального партнерства "Объединение лидеров продуктового ритейла", в том числе для обеспечения закупки товаров, а также учитывая имеющуюся у ФАС России информацию о рассылке указанным должностным лицом в конце 2016 г. предложений поставщикам о согласовании с ним как представителем не входящих в одну группу лиц торговых сетей, коммерческих условий сотрудничества с последними, в связи с тем, что такое поведение может привести к нарушению положений частей 1 и 4 статьи 11, а также части 1 статьи 11.1 Закона о защите конкуренции.
проведение в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации мониторинга соблюдения хозяйствующими субъектами, действующими на рынках услуг розничной торговли, реализации положений Закона о торговле (с учетом положений Закона N 273-ФЗ);
оценка степени имплементации внесенных изменений в законодательство об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации;
подготовка разъяснений положений Закона о торговле и соответствующих статей КоАП и оказание методической помощи территориальным органам ФАС России;
подготовка разъяснений положений Закона о торговле и соответствующих статей КоАП для неопределенного круга лиц с участием Межотраслевого совета по развитию потребительского рынка и отраслевых союзов поставщиков и торговых сетей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей