Глава 7. Реформа государственного оборонного заказа

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 08.09.2014 N 613 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств", постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 N 1489 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации в связи с упразднением Федеральной службы по оборонному заказу" с 01.01.2015 ФАС России осуществляет полномочия по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ).

Основные мероприятия, реализованные в части совершенствования регулирования и осуществления контроля в сфере государственного оборонного заказа (далее - ГОЗ) в 2016 году:

- подготовлен и утвержден План мероприятий по совершенствованию регулирования в сфере ГОЗ, реализован ряд мероприятий, предусмотренных Планом, организована работа по его дальнейшему выполнению;

- создана и в январе 2017 г. введена в промышленную эксплуатацию специализированная электронная торговая площадка для осуществления в электронной форме закрытых процедур закупок, сведения о которых не составляют государственную тайну, но не подлежат размещению в сети Интернет;

- подготовлены и направлены в Правительство Российской Федерации предложения по совершенствованию механизма перевооружения и модернизации организаций оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК), предусматривающие переход от прямого финансирования указанных мероприятий к субсидированию процентной ставки по соответствующим целевым кредитам;

- подготовлены Методические рекомендации для государственных корпораций и организаций ОПК по внедрению правил внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о ГОЗ и законодательства, регулирующего закупочную деятельность;

- подготовлены и в 2017 г. утверждены коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации Методические рекомендации по управлению закупочной деятельностью государственных корпораций, акционерных обществ с государственным участием и ОПК;

- подготовлен и направлен в Правительство Российской Федерации доклад о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. N 1275 в части уточнения примерных условий и определения типовых форм государственных контрактов (контрактов) на производство сложной продукции с длительным технологическим циклом;

- организован и проведен первый Всероссийский форум "ГОСОБОРОНЗАКАЗ-2016: РЕФОРМА"; таким образом, создана площадка для обсуждения актуальных вопросов развития оборонно-промышленного комплекса и выполнения ГОЗ представителями государственных заказчиков, предприятиями ОПК, отраслевыми и контролирующими органами;

- осуществлена регистрация более 1200 цен на военную продукцию, подготовлены и выданы заключения по более чем 500 наименованиям продукции в рамках ГОЗ, рассмотрено 565 жалоб, проведено 327 внеплановых проверок, выдано 213 предписаний об устранении выявленных нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в рамках ГОЗ;

- разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.82 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Федеральный закон от 28.12.2016 N 506-ФЗ "О внесении изменений в статьи 23.82 и 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"), предусматривающий исключение из компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере ГОЗ, рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.43 и статьи 14.44 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

- по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозина ФАС России подготовлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (Федеральный закон от 19.12.2016 N 459-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"), предусматривающий административную ответственность за неисполнение уполномоченным банком установленных в сфере ГОЗ обязанностей при осуществлении банковского сопровождения;

- утверждены и зарегистрированы в Минюсте России приказы ФАС России:

от 02.12.2015 N 1197/15 "Об утверждении Порядка рассмотрения дел о нарушениях законодательства Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа";

от 15.03.2016 N 240/16 "Об утверждении Порядка проведения плановых и внеплановых проверок соблюдения требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере государственного оборонного заказа";

- проведено 5 заседаний Экспертного совета в сфере государственного оборонного заказа при Федеральной антимонопольной службе и 30 заседаний шести рабочих групп по направлениям деятельности:

методология ценообразования в сфере ГОЗ;

совершенствование государственного управления в сфере ГОЗ;

проблемы обеспечения стандартизации, сертификации и качества продукции в сфере ГОЗ;

развитие конкуренции в сфере ГОЗ;

межведомственное взаимодействие по обеспечению контроля в сфере ГОЗ;

совершенствование законодательства в сфере ГОЗ и практики применения такого законодательства.

Задачи:

разработка единого механизма государственного регулирования цен в сфере ГОЗ, предусматривающего совершенствование подходов к ценообразованию на продукцию по ГОЗ в целях стимулирования организаций ОПК к сокращению издержек и повышению эффективности производства;

утверждение Методических рекомендаций по внедрению правил внутреннего контроля соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о ГОЗ и законодательства, регулирующего закупочную деятельность (далее - правила внутреннего контроля), и организация внедрения правил внутреннего контроля в соответствии с указанными методическими рекомендациями;

внесение изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1275 в части уточнения примерных условий и определения типовых форм государственных контрактов (контрактов) на производство сложной продукции с длительным технологическим циклом;

разработка и внедрение информационно-аналитической инфраструктуры мониторинга и контроля себестоимости и цен на продукцию по ГОЗ;

осуществление оценки эффективности применения законодательства в сфере ГОЗ и подготовка предложений по его совершенствованию и организация осуществления такой оценки на ежегодной основе;

дальнейшая работа по выявлению случаев необоснованного наделения статусом единственного поставщика организаций, не обладающих необходимыми компетенциями и производственными мощностями и действующих на конкурентных рынках, а также лишение таких организаций статуса единственного поставщика;

разработка предложений по совершенствованию механизмов отбора поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственными корпорациями и организациями ОПК с государственным участием, в том числе предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, регулирующие закупочную деятельность государственных корпораций и организаций ОПК с государственным участием;

внедрение механизма предварительного согласования документов для подготовки проектов решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации об определении единственных поставщиков товаров, работ, услуг;

дальнейшее развитие закрытой электронной торговой площадки.